Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы заказов на кадровое консультированиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кадровое консультирование осуществляется в два основных этапа: аналитический и программирующий1.
Реализация АНАЛИТИЧЕСКОГО ЭТАПА, как правило, начинается с уяснения темы и задач консультирования. К основным видам деятельности на этом этапе можно отнести: 1) анализ предыстории событий — конкретизация ситуации, приведшей к необходимости консультирования, хода ее развития, позиции заказчика, причин невозможности самостоятельно решить проблему; 2) сбор дополнительной информации и выдвижение гипотез о кадровых процессах в организации (поиск данных из различных источников, построение гипотетической модели ситуации, анализ аналогичных ситуаций, поиск причин процессов, закономерностей и средств, применявшихся в подобных ситуациях); 3) диагностика ситуации на объекте консультирования - сбор данных с целью проверки и уточнения гипотез, поиск дополнительной информации для конкретизации возможной стратегии консультирования; 4) уточнение стратегии и определение программы кадрового консультирования — коррекция стратегии с учетом данных, полученных в ходе диагностики ситуации на объекте консультирования, формулирование представления о результате консультационного процесса, конкретных шагах и предполагаемых мероприятиях. 1 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
ПРОГРАММИРУЮЩИЙ ЭТАП имеет целью активизацию человеческого ресурса организации в направлении ожидаемых результатов. Для этого необходимо создание: 1) «развивающей среды» — формирование искусственного процесса в организации, направленного на обучение ее работников способам выявления и решения проблем; 2) «поддерживающей среды» - создание условий для протекания процесса; 3) «закрепляющей среды» - перевод модельного процесса в саморегулируемый. Достижение поставленных задач возможно лишь в том случае, если консультантам удается сформировать в организации разделяемое всеми позитивное отношение к следующим принципам совместной работы над проблемой: принципы привлекательности, реальности и управляемости (или контролируемости) консультационного процесса. Суть первого принципа состоит в том, чтобы «образ желаемого будущего» — конечный результат консультирования — был привлекателен для всех участников процесса. Согласие со вторым принципом позволяет всем участникам работы ориентироваться на конкретные условия сложившейся ситуации, «заземлять» свои идеи, исходя из имеющихся ограничений (среди которых не последнюю роль играют интересы контрагентов). Наконец, соблюдение принципа управляемости позволяет всем участникам вместе и каждому в отдельности через соответствующие вклады в нормативное регулирование происходящего контролировать процесс движения к конечному результату1. 1 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с. Содержание кадрового консультирования
Периодические кадровые собеседования, так называемые «оценочные интервью», проводятся обычно раз в год» в форме непринужденной, демократичной дискуссии. Главные задачи оценочного интервью: ■ получить информацию «снизу» о состоянии дел в организации; ■ рассмотреть результаты работы сотрудника, выявить проблемы, наметить пути их устранения; ■ обсудить с сотрудниками его перспективный потенциал и направления повышения квалификации1. В беседе вопросы должны формулироваться так, чтобы ответы не исчерпывались словами «да» или «нет», например: ■ Какую интересную работу вам довелось выполнять в этом году? ■ Как, по вашему мнению, проходит реорганизация в отделе? ■ В какой области вам нужна поддержка или помощь? ■ Чему бы вы хотели научиться, чтобы быстрее и лучше работать? ■ Какая работа была для вас самой трудной? ■ Как вы видите ваше будущее в организации? ■ Каковы, по-вашему, должны быть главные направления вашей деятельности и работы отдела на следующий год? На перспективу? Е.В. Ксенчук и М.К. Киянова выделяют следующие основные правила оценочного интервью2. 1. Оценочное интервью должно быть диалогом. 2. Необходимо заранее подготовиться к беседе и дать такую возможность сотруднику. 3. Беседу лучше проводить в неформальной атмосфере, способствующей дискуссии. 4. Давать работнику возможность высказаться о своей профессиональной деятельности. 5. Важно обсудить работу, а не работника. 6. Обсуждаться должны лишь те вопросы, которые могут быть реально решены. 7. Нельзя делать заключений, не дав сотруднику высказаться и отреагировать на замечания. 8. Интервью необходимо завершать на положительной ноте. 1 Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с. 2 Там же. Кадровое консультирование проводится в случае возникновения различных ситуаций1: ■ поиск руководителем рационального распределения обязанностей между подчиненными; ■ координация совместных действий подчиненных, предоставление им самостоятельности; ■ контроль и оценка деятельности подчиненных, поощрения и наказания подчиненных за успехи и не удачи и т. д. Рассмотрим все эти вопросы более подробно, включая возможные, психологически обоснованные рекомендации, касающиеся действий руководителя при решении данных вопросов. Данные рекомендации может использовать в своей работе психолог-консультант, занимающийся вопросами кадрового консультирования. 1. Распределение обязанностей между подчиненными2. Решая этот вопрос, необходимо, прежде всего, исходить из интересов дела, из пожеланий подчиненных, их квалификации, индивидуальных особенностей, опыта работы и личных взаимоотношений. Интересы дела требуют, чтобы все необходимые обязанности в коллективе непременно были распределены и за кем-либо персонально закреплены, причем их распределение должно быть равномерным и справедливым, соответствующим реальному вкладу каждого члена коллектива в совместную работу. 1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с. 2 Там же. Справедливость в распределении обязанностей означает, что каждый член коллектива должен иметь обязанности, соответствующие его правам и привилегиям, например, должности, заработной плате. Равномерность распределения обязанностей между членами коллектива означает примерно равную фактическую загруженность каждого работой, с учетом реализации указанного выше принципа справедливости в распределении обязанностей. Более или менее равномерным считается такое распределение обязанностей между людьми в коллективе, при котором все они могут без перегрузки, успешно и в намеченные сроки выполнять свою работу. Личные пожелания самих подчиненных по вопросу о распределении обязанностей между ними учитываются, но не являются определяющими. Здесь необходим разумный компромисс между личными пожеланиями каждого, интересами дела и требованиями справедливости и равномерности, учитывая также квалификацию и опыт работы каждого члена коллектива. Необходимо также учитывать личные взаимоотношения, так как именно они определяют психологическую совместимость людей. Люди, психологически несовместимые, или те, между которыми существуют стойкие личные антипатии, конфликты, не смогут эффективно заниматься деятельностью. Помимо этого, такая ситуация может приводить к ухудшению психологического климата коллектива. В решении этого вопроса есть, правда, одно важное исключение: тогда, когда необходимо скорректировать отношения и наладить между людьми, не очень симпатизирующими друг другу, нормальные взаимоотношения, то их можно привлечь к совместной работе, где им придется общаться друг с другом. Тогда они смогут лучше узнать друг друга, их предубежденность относительно друг друга уменьшится или исчезнет полностью. 2. Проблема координации совместных действий людей в коллективе, предоставление им самостоятельности1. Для того чтобы действия людей были оптимальным образом скоординированы, каждый из участников совместной деятельности должен как минимум знать следующее: ■ Кто и что конкретно должен делать при совместной работе? ■ Что данный человек должен делать вместе с другими людьми и что, в частности, во взаимодействии лично со мной? ■ Что я сам должен делать вместе с другими людьми, с кем и что конкретно? ■ Каким образом все участники взаимодействия будут обмениваться друг с другом результатами своей работы? ■ Каковы режимные, временные и другие требования, предъявляемые к координируемым действиям? ■ Как и кем эти действия должны будут оцениваться? Вопрос о предоставлении самим подчиненным самостоятельности в работе практически и психологически оптимально решается следующим образом. Прежде всего выясняется, какую степень реальной самостоятельности, независимости людей в работе допускает их совместная деятельность. Затем определяется, в какой мере на самостоятельность претендует каждый из участников совместной деятельности, и каждому предоставляется самостоятельность в работе с учетом индивидуальных запросов и интересов дела. Принцип, которым следует руководствоваться в практическом решении обсуждаемого вопроса, можно сформулировать следующим образом: предоставление максимума самостоятельности, на которую претендует данный человек, при максимально возможном учете интересов дела. В связи с этим руководителю коллектива можно посоветовать следующее: в течение определенного времени поэкспериментировать с распределением обязанностей между членами коллектива и совместно с ними определить, какой из возможных вариантов распределения обязанностей лучше всего для них и для дела1. 1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с. 3. Контроль со стороны руководителя за деятельностью подчиненных. Оценка деятельности сотрудников. Как отмечает Р.С. Немов, формы контроля и сами оценки могут быть разными. Контроль, например, можно осуществлять по конечным результатам деятельности, не касаясь ее процесса и промежуточных итогов2. Эта форма контроля подходит к подчиненным, которые достаточно ответственны и вполне самостоятельны в своей работе, являются опытными работниками. Формы контроля могут относиться к процессу и содержанию деятельности. Такой контроль является целесообразным в том случае, когда руководитель имеет дело с молодыми, новыми, недостаточно опытными работниками или же (иногда случается и такое) с несамостоятельными, нерадивыми, недостаточно ответственными людьми. Контроль может относиться не только к деятельности, но и к дисциплине труда, к так называемым его режимным моментам. Необходимость в таком контроле обычно возникает тогда, когда руководитель знает точно, что он имеет дело с недостаточно добросовестным и ответственным работником. В любом из этих случаев контроль должен быть обоснован интересами дела, не вызывать недопонимания и явного противодействия со стороны подчиненного. 1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с. 2 Там же.
Руководитель должен уметь разумно объяснить, а подчиненный — в состоянии понять и признать необходимость осуществления контроля. Оценка деятельности подчиненных — это также прямая обязанность руководителя и функция, тесно связанная с контролем. Для того чтобы оценка деятельности подчиненного со стороны руководителя воспринималась как справедливая и стимулировала подчиненного на улучшение работы, руководитель, предлагая оценку деятельности подчиненного, должен соблюдать следующие правила: ■ во-первых, оценка деятельности подчиненного должна соответствовать тому реальному результату в работе, который им действительно достигнут; ■ во-вторых, всегда необходимо оценивать именно работу, а не личность подчиненного; ■ в-третьих, при выборе формы оценки необходимо принимать в расчет активность подчиненного, его старание, стремление сделать свое дело как можно лучше; ■ в-четвертых, оценка, даваемая подчиненному, должна быть объективной. Отдельно следует рассмотреть вопрос о поощрениях и наказаниях подчиненных. Наказания в практике делового общения руководителя с подчиненными по мере возможности должны быть сведены к минимуму, в то время как поощрения, напротив, должны быть достаточно частыми и разнообразными. Используя поощрения в оценке деятельности подчиненных, руководитель должен исходить из общих правил1: ■ Поощрениям подлежат не только результаты конкретной деятельности, но также планы, старания, намерения подчиненных, если они связаны с улучшением работы. ■ Поощрение должно быть соразмерным реальным заслугам работника, не слишком большим и не очень маленьким. Слишком большим с психологической точки зрения считается такое поощрение, которое в сознании получающего его работника явно превосходит достижения и приложенные усилия. Напротив, как слишком малое, или недостаточное, рассматривается такое поощрение, которое в сознании работника явно меньше затраченных им усилий и реальных достижений в труде. 1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.— 394 с.
Поощрение не должно быть отсроченным, слишком отдаленным во времени от связанного с ним дела (за которое дается соответствующее поощрение). Кроме материальных поощрений работников, всегда необходимо применять и моральные поощрения.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.99.39 (0.009 с.) |