Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направления деятельности психолога организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Деятельность организационного психолога осуществляется по традиционным направлениям работы психолога-практика: — прикладная психодиагностика; — психокоррекционная и развивающая работа; — психологическое просвещение; — психологическое консультирование; — социально-диспетчерская деятельность.
Прикладная психодиагностика Диагностика является первым и необходимым компонентом модели, однако она не должна становиться самоцелью, Диагностика включает в себя разделы: 1. Психодиагностика при приеме на работу. Ее цель - определить степень способности кандидата соответствовать требованиям трудовой деятельности (в зависимости от участка работы). На этом этапе работы с персоналом психолог заботится о том, чтобы отобрать кандидатов, наиболее соответствующих требованиям моделей рабочих мест организации. Превалирующими требованиями этого отбора являются требования организации трудового процесса. Учет личностной ситуации претендента на вакантную должность необходим, но превращение фирмы в приют для неудачников — это та крайность, которую следует избегать. 2. Периодическая психодиагностика сотрудников, работающих в организации. Эта диагностика, в отличие от диагностики при приеме на работу, в первую очередь, нацелена на помощь работникам в личностном росте и в сохранении психического здоровья. Она проводится в два этапа: ■ Первичная психодиагностика сотрудников. Ее цель - выявить группу лиц, нуждающихся в психологической помощи. Диагностика проводится со всем персоналом. Следствием этого является то, что наряду с требованиями валидности и надежности основным требованием к применяемым методикам является экономичность. Экономичная методика — это короткая, много функциональная, легкая в обработке и по возможности однозначная в интерпретации. ■ Углубленное психологическое обследование. Оно про водится с теми, кто нуждается в психологической помощи для подтверждения и уточнения гипотезы о причинах существующих проблем. Гипотеза выдвигается на основании данных первичной психодиагностики.
Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. — 224 с, с. 14. 11. Психокоррекционная и развивающая работа1 Одним из направлений коррекционной работы является психологическая профилактика трудностей развития и взаимоотношений сотрудников. Сущность психопрофилактики состоит в формировании психолого-педагогическими методами условий для успешного процесса социальной адаптации клиентов, предотвращения развития девиантного поведения, а также для предупреждения невротических и психотических расстройств у лиц группы риска, в повышении психологической толерантности (невосприимчивости) к психотравмирующим факторам в различных стрессовых ситуациях, улучшении социально-психологического климата в семье, коллективе, иных объединениях. В этой работе можно выделить два важных направления. Первое состоит в профилактике психотравмирующих факторов, постоянно сопровождающих человека в его жизни и труде (изменение обстановки, условий жизни и труда, выполнение нестандартных социальных ролей, включенность в экстремальные ситуации, истощение психического ресурса и т. п.). Второе заключается в психологической профилактике возможных отклонений в группе риска, прогнозируемых в ходе психодиагностики. Задачей психопрофилактики на индивидуальном уровне является создание психологических условий, не допускающих неадекватного реагирования социальных субъектов, у которых ярко выражены личностные акцентуации. Здесь следует использовать результаты изучения данного вопроса по методике К. Леонгарда. Решение этой задачи облегчает социальную адаптацию как к условиям труда, так и к различным жизненным ситуациям, содержащим коммуникативные затруднения.
1 Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). — М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с, с. 61-63.
На групповом уровне психопрофилактика значительно способствует оздоровлению семейных отношений, сплочению коллектива, установлению этичных взаимоотношений, предупреждению конфликтов как в межличностных контактах, так и во взаимодействии человека с группой (руководителя с персоналом, обучающего с обучаемыми и т. п.). При этом профилактические меры помогают объединить членов коллектива в борьбе с негативизмом личностей, в развитии самокритичности и утверждении высоконравственных взаимосвязей, укреплении правопорядка. Психопрофилактика способствует совершенствованию стиля профессиональной деятельности персонала. Усвоение психологически выверенных норм межличностного общения позволяет формировать положительное отношение всех членов коллектива к общим и групповым ценностям, последовательно вырабатывать умение преодолевать трудности, психологические барьеры, блокаторы и продвигаться к вершинам в труде и реализации жизненной стратегии. Психокоррекция проводится, если в ходе психологической диагностики выявлены отклонения от функциональной нормы в поведении индивидуального или группового клиента. В силу существенных различий в характеристиках групповой и индивидуальной психологии выделяют индивидуальную и групповую психокоррекцию. В ходе корректирующего воздействия создаются условия возникновения эмоционально насыщенных ситуаций, в момент которых и могут быть достигнуты психокоррекционные цели. Можно выделить два направления индивидуальной коррекции. Первое представляет собой комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления, укреплению самообладания. Второе — нормативно-ценностная коррекция — заключается во внесении определенных направлений в индивидуально-личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствии с которыми клиент вносит коррективы в исполнение своих жизненных и деятельностных функций. В рамках первого направления с целью улучшения психической саморегуляции клиента следует усиливать обратную связь. Для этого чаще всего практикуются спокойные деловые беседы. В ходе таких бесед психолог обсуждает с клиентом его конкретные поступки, действия, имеющие место затруднения. Но воздействия лишь на одни познавательные компоненты саморегуляции недостаточно. Многие проступки носят аффектныи эмоциональный характер и проистекают из неадекватного ситуативного реагирования. Коррекция в этом случае заключается в развитии так называемых контролирующих эмоций — радости, стыда и др., а также в формировании адекватной реакции на различные внешние воздействия со стороны руководителя или коллеги, члена семьи или случайного инициатора конфликтной ситуации. Практикой неопровержимо доказано, что лишь в этом случае может возникнуть положительно окрашенный эмоциональный контакт как необходимое условие именно контролирующих эмоций, а не их антиподов — реакции подавленности, гнева, агрессивности, вандализма, хулиганства и проч. В рамках второго направления объектами коррекционной работы выступают, как правило, нормативные комплексы, обусловливающие отказ от подчинения совместным принципам, целям, задачам. Такой отказ выражается в различных формах — от скрытого внутреннего сопротивления до явного конфликта в коллективе, семье, в отношениях с кем бы то ни было. В данной ситуации клиент проявляет чувство и даже действия протеста против регламентации, ограничивающей его личную активность, статус в социуме. Зачастую эти регламентации воспринимаются как необоснованное лишение свободы, что приводит к вредным привычкам, нездоровым пристрастиям (агрессивность, пьянство, курение, наркомания, другие аномалии). Методы групповой психокоррекции направлены на развитие коммуникативных способностей клиентов, их рефлексивных навыков (умения анализировать поведение и состояние членов группы и свое собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах. Групповая психокоррекция проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реальными коллективами. В таких группах успешно решаются задачи группового сплочения, улучшения в них социально-психологического климата, оптимизации взаимосвязей, развития профессиональной компетентности и др. В качестве основных методов психокоррекции используются социально-психологические тренинги, ролевые игры, групповые дискуссии. Те сотрудники, у которых не выявлено социально-психологических и личностных проблем, обучаются в форме лекционных занятий и закрепляют необходимые навыки на тренингах. С теми работниками, у кого выявлены определенные проблемы, проводится коррекционная работа. III. Психологическое просвещение*
Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). — М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400 с, с. 70-71.
Главная задача психологического просвещения состоит в устранении дефицита психологических знаний, умений и навыков, необходимых клиентам, причем не только руководителям (менеджерам), другим категориям персонала, но и тем людям, которые обустраивают свою жизнь в других ее измерениях,— пенсионерам, школьникам и пр. Организацией психолого-просветительской работы занимается непосредственно практический психолог. Эта работа планируется и проводится как в часы, указанные в распорядке деятельности психолога, так и в процессе повседневной жизни, труда обратившихся клиентов. В ходе психологического просвещения психолог должен: — знакомить клиентов с основами общей, социальной и специальной психологии; — популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; — формировать у клиентов потребность в психологических знаниях и желание использовать их в жизни и практической деятельности; — показывать важность овладения навыками психологической саморегуляции в труде и в бытовых отношениях и т. д. При проведении психолого-просветительской работы могут быть использованы лекции, беседы, семинары, выставки психологической литературы, просмотр и обсуждение художественных и видеофильмов с точки зрения психологического анализа поведения героев. Однако очень часто бывает так, что клиенты, прежде всего из состава руководящего персонала и семей, в которых существуют неразрешенные проблемы, нуждаются не в общих психологических знаниях, хотя и они немаловажны, а в конкретном совете психолога: как вести себя в той или иной ситуации, как справиться с возникающими психологическими трудностями, как построить взаимоотношения с кем-либо по своему замыслу и др. Именно в таких случаях необходима психологическая консультация. IV. Психологическое консультирование сотрудников и руководителей структурных подразделений' Основой для планирования и проведения психологического консультирования персонала являются индивидуальные психологические карточки на каждого сотрудника (в них содержится сжатая социально-демографическая информация и цифровые (кодовые) результаты всех психодиагностических методик, которыми данный сотрудник был обследован с момента приема на работу) и анализ социально-психологического климата в каждом отделе. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. — 224 с, с. 15. Заполнение индивидуальных карточек и анализ социально-психологического климата проводятся на основе данных психодиагностики при приеме на работу, периодической диагностики индивидуальных особенностей сотрудника и показателей социально-психологического климата во всех структурных подразделениях организации. Виды работы в данном направлении деятельности: ■ Консультирование сотрудника. Оно может проводиться как по его запросу, так и в форме плановой беседы по результатам первичной психодиагностики. ■ Консультирование руководителей среднего звена. В этот раздел работы входит консультирование руководителя по проблемам эффективного управления вообще и по поводу проблем взаимодействия конкретных сотрудников в отделе. Наиболее перспективным направлением, наряду с индивидуальным консультированием руководителей, является, на наш взгляд, участие психолога в работе аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия в этом случае представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит объединение информации о сотруднике и разработка единой стратегии сопровождения каждого сотрудника, отдела и группы отделов по направлениям. ■ Посредническая работа в межличностных и межгрупповых конфликтах. Хорошо организованная работа по диагностике и анализу социально-психологического климата в каждом структурном подразделении и во всей организации в целом позволяет вовремя принимать профилактические меры для предотвращения конфликтных ситуаций. В том случае, если конфликт не удалось предотвратить, наличие всей полноты информации сделает его управляемым, даст возможность получить позитивный результат. V. Социально-диспетчерская деятельность' Заключается в переадресовке сотрудника к другим специалистам в том случае, когда он не в состоянии оказать необходимую помощь. Задачи психолога в этом случае: ■ поиск специалиста, ■ отслеживание взаимодействия сотрудника со специалистом, ■ осуществление психологической поддержки сотрудника в процессе работы со специалистом. 1.3. Квалификационная характеристика должности психолога организации (предприятия)2 На основе Положения о психологической службе можно определить квалификационную характеристику психолога-практика, работающего в организации (учреждении, предприятии), которая определяется должностной инструкцией, рабочим местом, требованиями к профессиональной компетенции.
1 Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. — 224 с, с. 16. 2 Психология в управлении человеческими ресурсами: Учеб ное пособие/Т.С. Кабаченко. — СПб.: Питер, 2003.— 400 с. — (Серия «Учебное пособие»), с. 134-135.
Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения. Должностные инструкции позволяют: — рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками; — повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроков их выполнения; *улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными; *четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами, конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов; — повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей; — повысить эффективность материального и морального стимулирования работников; — организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками. Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего. Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001.— 224 с, с 26-31.
Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда. Требования к квалификации Психолог I категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет. Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет. Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Рабочее место спеииалиста-психолога1 Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу; наличие профессиональной компетентности; практический опыт; конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). — М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400с, с. 33-35. Предлагая практическому психологу самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении. Примерное материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие обязательные составляющие, как: 1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов. 2. Комната психологической разгрузки: ■ для проведения психологической релаксации; ■ снятия нервно-психологического напряжения; ■ эмоциональной разгрузки; ■ индивидуального и группового психологического консультирования; ■ психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий; ■ работы пункта, почты или телефона доверия. 3. Материальная база психотерапевтического воздействия: ■ аудиотехника; ■ аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; ■ проекционная аппаратура; ■ проекционные материалы психотерапевтического характера; ■ специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия. 4. Материальная база психодиагностики: ■ канцелярские принадлежности; ■ аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки; ■ персональный компьютер, калькулятор и другая ЭВТ. 5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки: ■ учебно-методические материалы; ■ наглядные пособия; ■ специально оборудованное помещение. В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включить: в кабинете психотерапевтического воздействия — технические средства специального назначения; в материальной базе психодиагностики — комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место психолога электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 4254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.169 (0.013 с.) |