Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Протокол оценки психологического климата организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наблюдения должны быть достаточно долговременными. Для каждого дня наблюдений на «психологическом климатическом круге» отмечается общее состояние организации по средним значениям наблюдаемых параметров. По истечении срока наблюдения все точки соединяются между собой, образуя контуры психологического «климатического облака», на основании которого можно судить о преобладающем настроении и активности всех подразделений организации за наблюдаемый период, о динамике изменений. «Климатическое облако» может находиться в какой-либо одной зоне, а может захватывать несколько зон (см. рис. 2). Зоны «психологического климатического круга» интерпретируются следующим образом. 1.3она бодрого, мажорного настроения. Энтузиазм, подъем, стремление к действию, доброжелательность во взаимоотношениях. Коллектив видит перспективу, осознает необходимость своей работы и существования. Рис. 2. Пример расположения «климатического облака» Достаточно четко представляются тактика и стратегия деятельности. Препятствия если и предполагаются, то наряду с реальными возможностями их преодоления. Однако, если оба показателя приближаются к оценке +3, то можно говорить о преобладании эйфорических состояний, то есть чрезмерного возбуждения, понижения критичности к своим действиям и возможностям, об ослаблении внимания к индивидуальным состояниям каждого члена коллектива. 2. Зона приятного, благодушного настроения. Пассивное выражение чувств, замедленность в действиях. Конфликты отсутствуют, но активность потеряна, работа в целом не движется. Все друг другом довольны, рабочий день проходит в приятных контактах и общении. 3. Зона пессимизма, уныния, упадка. Апатия, пассивное сочувствие, потеря интереса к деятельности, к взаимодействию. Нахождение в этой зоне может быть связано с отсутствием или неприемлемостью целей для коллектива либо с существованием нарушений в межличностных и деловых взаимоотношениях между членами группы. 4. Зона неудовлетворенности, тревожности. Повышенная активность не сопровождается переживанием приятных эмоциональных состояний, а вызвана стремлением добиться лучшего результата и дать выход скопившейся 5. Зона спокойного, уравновешенного тона. Преобладает деловой тон взаимоотношений. Конфликты, если они возникают, быстро и продуктивно разрешаются. Обсуждение результатов. После того как получены результаты, психолог приглашает подразделение (группу) для участия в групповой дискуссии. Участники включаются в дискуссионную группу в соответствии с принципом добровольности. В случае, если кто-либо из присутствующих не настроен на подобную работу (например из-за плохого самочувствия, настроения), ему можно предложить участие в круге наблюдателей за дискуссией. Общая цель дискуссии — особенности социально-психологического климата в нашей группе. Обсуждение результатов может идти по следующему плану: ■ сбор и упорядочение информации по обсуждаемой проблеме; ■ поиск альтернативных подходов, их обоснование (на пример поиск путей повышения благоприятности социально-психологического климата); ■ выбор оптимальной альтернативы. Тему дискуссии рекомендуется записать на доске, ее формулировку, выносимые на обсуждение подвопросы стоит согласовать с группой. По возможности следует задействовать всех участников дискуссии. Если работа с группой проводится в конце рабочего дня, можно рекомендовать использовать элементы аутогенной тренировки, направленные на снятие усталости участников и мобилизацию их к новой активности. Ведущему при этом нужно избегать: ■ категоричных высказываний, особенно опережающих выступления других участников; ■ поучающего тона; ■ снисходительных интонаций; ■ демонстрации какого-либо превосходства. 5.2.3. Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений люлей1 Упражнение 1 Цель: приобретение навыков распознания эмоциональных состояний по невербальному поведению. Инструкция: Сейчас я раздам некоторым из вас карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Получившие карточки прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено. В ходе упражнения тренер дает возможность участникам высказаться относительно изображенного состояния, затем называет его. Каждый раз, после того как состояние названо, можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, а потом и у остальных, на какие признаки они ориентировались, определяя состояние. В ходе обсуждения нередко высказывается идея, что одни состояния распознаются легче, другие — сложнее. Действительно, данные многочисленных исследований показывают, что наиболее успешно идентифицируются такие эмоциональные состояния, как радость, страх, удивление, гнев, горе. Изображенные эмоции идентифицируются легче, чем естественные. 1 Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой Н.Ю. — СПб: Речь, Институт тренинга, 2001. — 256 с.
Упражнение 2 Цель: приобретение навыков распознания эмоциональных состояний по невербальному поведению (без оценки мимической активности). Инструкция: Сейчас некоторые из вас получат карточки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы надпись не видели другие члены группы. Затем каждый обладатель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к группе. Наша задача — определить, какое состояние или чувство изображено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица. Примерный перечень состояний и чувств для этого упражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п. После каждого воспроизведения наблюдатели высказывают свои предположения относительно изображенного состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние?* Обсуждение дает возможность собрать «банк» пантомимических и жестикуляторных проявлений, характерных для того или иного состояния. При проведении этого упражнения в сочетании с предыдущим можно обнаружить соотношение роли мимических, пантомимических и жестикуляторных движений при определении тех или иных состояний. Упражнение 3 Цель: развитие навыков вербализации состояний. Инструкция: Упражнение проводится в тройках (четверках). Состав троек определяют сами участники по критерию наилучшего знания партнеров. В опыте каждого из нас есть ситуации, которые сопровождались глубокими эмоциональными переживаниями. Вспомните одну из таких ситуаций и расскажите о ней в группе. Постарайтесь описать свое состояние в тот момент как можно детальнее, чтобы слушатели смогли «вчувствоваться» в него. Упражнение дает возможность получать дополнительные представления о субъективных особенностях их переживаний, способствует сплочению участников и улучшению групповой атмосферы. Упражнение 4 Цель: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения. Инструкция: Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета.) Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда. С чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас^и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали. Расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности идентификации этих состояний. Кроме того, обозначение состояния через цвет, а не только словом, расширяет сенситивные возможности за счет включения разных сенсорных систем. Упражнение 5 Цель: развитие способности к пониманию состояний другого человека. Инструкция. Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, а мы все будем повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние. После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?*. После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния. Упражнение 6 Цель: выявление невербальных актов сигнально значимых для понимания состояний других людей. Инструкция: Участники группы делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и придумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает, что она подготовила, вторая подгруппа внимательно смотрит, стараясь понять, какое состояние или чувство изображено. Затем подгруппы меняются местами. На карточках могут быть написаны слова: увидеть, наблюдать, дать, делить, брать, поддерживать, играть,. поднимать, сопротивляться, рассуждать, искать и т. д. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение, и кто-то один высказывает мнение группы. Затем группа, которая демонстрировала чувство или состояние, говорит правильный ответ. Ошибки могут быть, с одной стороны, результатом недостаточной наблюдательности или неумения найти точное слово для обозначения чувства или состояния «пони- Мающей» группы, а с другой стороны, следствием того, что «изображающей» группе не удалось достичь согласованности при выборе чувства (состояния) или в ходе его изображения, возможно, участникам не хватило выразительных средств. Все это может стать предметом обсуждения после завершения упражнения. В случае правильной идентификации изображенных эмоциональных состояний или чувств, тренер может задать группе вопрос: «По каким признакам вы определяли состояние или чувство?» Ответ на этот вопрос позволяет выявить и перечислить те конкретные проявления мимики, пантомимики, жестикуляции, которые являются сигнально значимыми для понимания состояния других людей. Упражнение 7 Цель: развитие рефлексивных способностей, способностей понимать и чувствовать партнера по общению. Инструкция: Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга. Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: «Ты такой (такая) же, как я, у тебя...». Один из вас начинает, потом — другой, потом опять первый и г. д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: «Я очень отличаюсь от тебя, я...» Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение. После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?». Упражнение 8 Цель: развитие рефлексивных способностей, способностей понимать и чувствовать партнера по общению. Инструкция: Сейчас каждому из участников будет предоставлена возможность «вжиться» в другого человека, чтобы постараться лучше его почувствовать и понять. Вы получите листы бумаги с указанием имени того человека, в которого вы должны будете «превратиться». Пока вы еще не получили записок с именами, постарайтесь запомнить друг друга. Через две минуты каждый из вас будет уже кем-то другим. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, которые я буду вам задавать в безличной форме — ведь не исключено, что вы превратились в лицо другого пола. Не обязательно отвечать на мои вопросы по существу, можно вообще не ответить на содержание вопроса, но лишь прореагировать на него — изменением позы, взгляда, каким-то словесным комментарием и т. п. Всем ли понятна инструкция? Все ли готовы к тому, что в них сейчас будут «вживаться» и их «изображать»? Если все участники группы согласны, тренер раздает одной половине круга карточки с именами участников другой половины, а второй половине круга — карточки с именами участников первой половины круга. Условное разделение на два полукруга необходимо для того, чтобы никому из участников не досталась карточка с его собственным именем. После этого тренер говорит: «Превращайтесь в другого человека*. В этот момент в группе, как правило, происходит некоторое движение — многие меняют позы, выражение лица, группа преображается. Тренер начинает задавать кому-либо из участников вопросы. Например, это могут быть и вопросы по поводу качеств человека, «хорошо разбирающегося в людях», описанных Г. В. Оллпортом: «Как ты думаешь, в чем твоя человеческая сложность?»; «В чем проявляются твои эстетические наклонности?»; «Каким образом ты находишь сходство с людьми?». Это могут быть и другие вопросы: «Как ты лучше воспринимаешь информацию— зрительно или на слух?»; «Если тебе придется выступить в роли ведущего переговоры, то каковы будут твои отличительные черты?»; «Что в тебе преобладает — эмпатия или наблюдательность, почему?». По реакции участника на вопрос группа старается определить, кто это. Тренер подчеркивает, что лучше всего, если первым догадается тот человек, которого сейчас изображают. После того как все участники будут опознаны, можно провести групповую дискуссию по какой-либо значимой для группы проблеме, в которой все участники продолжают играть другого человека. Можно предложить каждому высказать пожелания группе от лица этого другого или тому участнику, который получил карточку с именем тренера, от его лица завершить дискуссию. В заключительном обсуждении каждому из участников предлагается' поделиться своими чувствами. У многих это упражнение вызывает ощущение стремительного и глубокого постижения другого человека, ранее им недоступного.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.73 (0.011 с.) |