Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протокол оценки психологического климата организации

Поиск
Подразделение организации Дни допроса
  m
настрое-ние актив-ность настроение активность настроение активность
… n            
           
           
Среднее            

 

Наблюдения должны быть достаточно долговременны­ми. Для каждого дня наблюдений на «психологическом климатическом круге» отмечается общее состояние орга­низации по средним значениям наблюдаемых парамет­ров. По истечении срока наблюдения все точки соединя­ются между собой, образуя контуры психологического «климатического облака», на основании которого можно судить о преобладающем настроении и активности всех подразделений организации за наблюдаемый период, о динамике изменений. «Климатическое облако» может на­ходиться в какой-либо одной зоне, а может захватывать несколько зон (см. рис. 2).

Зоны «психологического климатического круга» ин­терпретируются следующим образом.

1.3она бодрого, мажорного настроения. Энтузиазм, подъем, стремление к действию, доброжелательность во взаимоотношениях. Коллектив видит перспективу, осознает необходимость своей работы и существования.

Рис. 2. Пример расположения «климатического облака»

Дос­таточно четко представляются тактика и стратегия дея­тельности. Препятствия если и предполагаются, то наря­ду с реальными возможностями их преодоления. Одна­ко, если оба показателя приближаются к оценке +3, то можно говорить о преобладании эйфорических состояний, то есть чрезмерного возбуждения, понижения критично­сти к своим действиям и возможностям, об ослаблении внимания к индивидуальным состояниям каждого члена коллектива.

2. Зона приятного, благодушного настроения. Пассив­ное выражение чувств, замедленность в действиях. Кон­фликты отсутствуют, но активность потеряна, работа в целом не движется. Все друг другом довольны, рабочий день проходит в приятных контактах и общении.

3. Зона пессимизма, уныния, упадка. Апатия, пассивное сочувствие, потеря интереса к деятельности, к взаимодей­ствию. Нахождение в этой зоне может быть связано с от­сутствием или неприемлемостью целей для коллектива либо с существованием нарушений в межличностных и деловых взаимоотношениях между членами группы.

4. Зона неудовлетворенности, тревожности. Повышен­ная активность не сопровождается переживанием прият­ных эмоциональных состояний, а вызвана стремлением добиться лучшего результата и дать выход скопившейся
энергии. В данных условиях возможны проявление аг­рессивности друг к другу, конфликты, потеря контроля над собственным состоянием. В этой зоне коллектив мо­жет оказаться и в случае, когда он много и активно рабо­тает, а результата нет. Много энергии уходит на преодо­ление барьеров, прямо не связанных с профессиональны­
ми задачами, с существом общего дела.

5. Зона спокойного, уравновешенного тона. Преоблада­ет деловой тон взаимоотношений. Конфликты, если они возникают, быстро и продуктивно разрешаются.

Обсуждение результатов. После того как получены результаты, психолог приглашает подразделение (груп­пу) для участия в групповой дискуссии.

Участники включаются в дискуссионную группу в со­ответствии с принципом добровольности. В случае, если кто-либо из присутствующих не настроен на подобную работу (например из-за плохого самочувствия, настрое­ния), ему можно предложить участие в круге наблюдате­лей за дискуссией.

Общая цель дискуссии — особенности социально-пси­хологического климата в нашей группе.

Обсуждение результатов может идти по следующему плану:

■ сбор и упорядочение информации по обсуждаемой про­блеме;

■ поиск альтернативных подходов, их обоснование (на­ пример поиск путей повышения благоприятности со­циально-психологического климата);

■ выбор оптимальной альтернативы.

Тему дискуссии рекомендуется записать на доске, ее формулировку, выносимые на обсуждение подвопросы сто­ит согласовать с группой.

По возможности следует задействовать всех участни­ков дискуссии.

Если работа с группой проводится в конце рабочего дня, можно рекомендовать использовать элементы ауто­генной тренировки, направленные на снятие усталости участников и мобилизацию их к новой активности.

Ведущему при этом нужно избегать:

■ категоричных высказываний, особенно опережающих выступления других участников;

■ поучающего тона;

■ снисходительных интонаций;

■ демонстрации какого-либо превосходства.

5.2.3. Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений люлей1

Упражнение 1

Цель: приобретение навыков распознания эмоциональ­ных состояний по невербальному поведению.

Инструкция: Сейчас я раздам некоторым из вас кар­точки, на которых обозначены те или иные эмоциональ­ные состояния. Получившие карточки прочитают, что на них написано, но так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразят это состоя­ние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено.

В ходе упражнения тренер дает возможность участни­кам высказаться относительно изображенного состояния, затем называет его. Каждый раз, после того как состоя­ние названо, можно спросить прежде всего у тех, кто дал правильный ответ, а потом и у остальных, на какие при­знаки они ориентировались, определяя состояние.

В ходе обсуждения нередко высказывается идея, что одни состояния распознаются легче, другие — сложнее. Действительно, данные многочисленных исследований показывают, что наиболее успешно идентифицируются такие эмоциональные состояния, как радость, страх, удив­ление, гнев, горе. Изображенные эмоции идентифициру­ются легче, чем естественные.

1 Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой Н.Ю. — СПб: Речь, Институт тренинга, 2001. — 256 с.

 

Упражнение 2

Цель: приобретение навыков распознания эмоциональ­ных состояний по невербальному поведению (без оценки мимической активности).

Инструкция: Сейчас некоторые из вас получат карточ­ки, на которых написаны те или иные эмоциональные состояния или чувства. Они прочитают то, что написано на карточках и постараются сделать это так, чтобы над­пись не видели другие члены группы. Затем каждый обла­датель карточки невербально изобразит это состояние или чувство. Делать это надо будет по очереди, выйдя сюда, в центр полукруга, и повернувшись спиной к группе. Наша задача — определить, какое состояние или чувство изоб­ражено, наблюдая за человеком со спины, не видя его лица.

Примерный перечень состояний и чувств для этого уп­ражнения: радость, печаль, удивление, гнев, нетерпение, страх, беспокойство и т. п.

После каждого воспроизведения наблюдатели выска­зывают свои предположения относительно изображенно­го состояния или чувства, а тренер называет его. Затем можно задать вопрос: «На какие признаки вы ориенти­ровались, определяя состояние?*

Обсуждение дает возможность собрать «банк» панто­мимических и жестикуляторных проявлений, характер­ных для того или иного состояния.

При проведении этого упражнения в сочетании с пре­дыдущим можно обнаружить соотношение роли мими­ческих, пантомимических и жестикуляторных движений при определении тех или иных состояний.

Упражнение 3

Цель: развитие навыков вербализации состояний.

Инструкция: Упражнение проводится в тройках (чет­верках). Состав троек определяют сами участники по кри­терию наилучшего знания партнеров.

В опыте каждого из нас есть ситуации, которые со­провождались глубокими эмоциональными переживани­ями. Вспомните одну из таких ситуаций и расскажите о ней в группе. Постарайтесь описать свое состояние в тот момент как можно детальнее, чтобы слушатели смогли «вчувствоваться» в него.

Упражнение дает возможность получать дополнитель­ные представления о субъективных особенностях их пе­реживаний, способствует сплочению участников и улуч­шению групповой атмосферы.

Упражнение 4

Цель: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Инструкция: Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, ска­жет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумы­вание задания, после чего каждый из участников гово­рит всем, какого он сейчас цвета.)

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда. С чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас^и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали.

Расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности идентификации этих состояний. Кро­ме того, обозначение состояния через цвет, а не только словом, расширяет сенситивные возможности за счет включения разных сенсорных систем.

Упражнение 5

Цель: развитие способности к пониманию состояний другого человека.

Инструкция. Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, а мы все будем повторять это движение 3-4 раза, стараясь вчув­ствоваться в состояние человека, понять это состояние.

После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?*. После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действи­тельного состояния.

Упражнение 6

Цель: выявление невербальных актов сигнально зна­чимых для понимания состояний других людей.

Инструкция: Участники группы делятся на две под­группы. Каждой подгруппе дается 7 минут на подготов­ку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и придумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное дей­ствие. В изображении должны принимать участие все чле­ны подгруппы. В то время как первая подгруппа показы­вает, что она подготовила, вторая подгруппа вниматель­но смотрит, стараясь понять, какое состояние или чув­ство изображено. Затем подгруппы меняются местами.

На карточках могут быть написаны слова: увидеть, наблюдать, дать, делить, брать, поддерживать, играть,. поднимать, сопротивляться, рассуждать, искать и т. д.

После того как подготовка закончена, тренер предла­гает одной из подгрупп изобразить то чувство или состо­яние, которое они выбрали, не называя его. Другая под­группа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуж­дение, и кто-то один высказывает мнение группы. Затем группа, которая демонстрировала чувство или состояние, говорит правильный ответ.

Ошибки могут быть, с одной стороны, результатом не­достаточной наблюдательности или неумения найти точ­ное слово для обозначения чувства или состояния «пони-

Мающей» группы, а с другой стороны, следствием того, что «изображающей» группе не удалось достичь согласо­ванности при выборе чувства (состояния) или в ходе его изображения, возможно, участникам не хватило вырази­тельных средств. Все это может стать предметом обсуж­дения после завершения упражнения.

В случае правильной идентификации изображенных эмоциональных состояний или чувств, тренер может за­дать группе вопрос: «По каким признакам вы определя­ли состояние или чувство?» Ответ на этот вопрос позво­ляет выявить и перечислить те конкретные проявления мимики, пантомимики, жестикуляции, которые явля­ются сигнально значимыми для понимания состояния других людей.

Упражнение 7

Цель: развитие рефлексивных способностей, способ­ностей понимать и чувствовать партнера по общению.

Инструкция: Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга. Это упражнение состоит из двух частей или этапов.

На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: «Ты такой (такая) же, как я, у тебя...». Один из вас начинает, потом — другой, потом опять первый и г. д. При этом надо смот­реть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голо­сом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию.

На втором этапе упражнения, примерно через семь ми­нут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: «Я очень отличаюсь от тебя, я...»

Тренер может попросить кого-либо из участников вме­сте с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение.

После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер мо­жет задать такие вопросы: «Какие чувства возникали

у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?».

Упражнение 8

Цель: развитие рефлексивных способностей, способ­ностей понимать и чувствовать партнера по общению.

Инструкция: Сейчас каждому из участников будет пре­доставлена возможность «вжиться» в другого человека, чтобы постараться лучше его почувствовать и понять. Вы получите листы бумаги с указанием имени того челове­ка, в которого вы должны будете «превратиться». Пока вы еще не получили записок с именами, постарайтесь запомнить друг друга. Через две минуты каждый из вас будет уже кем-то другим. От лица этого человека нужно будет реагировать на вопросы, которые я буду вам зада­вать в безличной форме — ведь не исключено, что вы превратились в лицо другого пола. Не обязательно отве­чать на мои вопросы по существу, можно вообще не отве­тить на содержание вопроса, но лишь прореагировать на него — изменением позы, взгляда, каким-то словесным комментарием и т. п. Всем ли понятна инструкция? Все ли готовы к тому, что в них сейчас будут «вживаться» и их «изображать»?

Если все участники группы согласны, тренер раздает одной половине круга карточки с именами участников другой половины, а второй половине круга — карточки с именами участников первой половины круга. Условное разделение на два полукруга необходимо для того, чтобы никому из участников не досталась карточка с его соб­ственным именем.

После этого тренер говорит: «Превращайтесь в другого человека*. В этот момент в группе, как правило, происхо­дит некоторое движение — многие меняют позы, выраже­ние лица, группа преображается. Тренер начинает зада­вать кому-либо из участников вопросы. Например, это мо­гут быть и вопросы по поводу качеств человека, «хорошо разбирающегося в людях», описанных Г. В. Оллпортом: «Как ты думаешь, в чем твоя человеческая сложность?»;

«В чем проявляются твои эстетические наклонности?»; «Каким образом ты находишь сходство с людьми?». Это могут быть и другие вопросы: «Как ты лучше восприни­маешь информацию— зрительно или на слух?»; «Если тебе придется выступить в роли ведущего переговоры, то каковы будут твои отличительные черты?»; «Что в тебе преобладает — эмпатия или наблюдательность, почему?».

По реакции участника на вопрос группа старается оп­ределить, кто это. Тренер подчеркивает, что лучше все­го, если первым догадается тот человек, которого сейчас изображают.

После того как все участники будут опознаны, можно провести групповую дискуссию по какой-либо значимой для группы проблеме, в которой все участники продол­жают играть другого человека. Можно предложить каж­дому высказать пожелания группе от лица этого другого или тому участнику, который получил карточку с име­нем тренера, от его лица завершить дискуссию.

В заключительном обсуждении каждому из участни­ков предлагается' поделиться своими чувствами. У мно­гих это упражнение вызывает ощущение стремительного и глубокого постижения другого человека, ранее им не­доступного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.73 (0.011 с.)