Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультативная помощь в продвижении по службе, поддержании и сохранении работоспособности

Поиск

В своем исследовании Р.С. Немов обращает внимание на тот факт, что причины неудач в продвижении по служ­бе могут носить как объективный, так и субъективно-психологический характер. Очевидно, что устранить при­чины объективного характера с помощью психологичес­ких средств воздействия не представляется возможным. В связи с этим остановимся на выявлении причин субъек­тивно-психологического свойства.

Наиболее распространенными общими психологичес­кими причинами неудач в продвижении по службе могут быть следующие1.

1. Незнание клиентом условий, в силу которых он мо­жет или не может реально претендовать на продвиже­ние по службе.

Эта причина достаточно легко устраняется и может быть выявлена в результате личной беседы психолога-консультанта с клиентом. Для этого достаточно задать клиенту следующие вопросы:

■ Знаете ли вы то, от чего зависит ваше продвижение по службе и что обеспечит его практически?

■ Каковы условия, при которых вы можете успешно про­двигаться по службе?

■ Соответствуете ли вы и ваши возможности этим ус­ловиям?

■ Каким конкретно из указанных выше условий вы пол­ностью и не полностью соответствуете?

■ На чем основываются ваши ответы на предыдущие воп­росы? Если они базируются на каких-либо конкрет­ных фактах, то назовите эти факты,

1 Немов Р.С- Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

 

В том случае, если клиент определенно и быстро, дос­таточно легко ответит на все эти вопросы, можно будет сделать вывод о том, что основная причина его неудач в продвижении по службе не связана со знанием условий такого продвижения.

Может, однако, иметь место случай, при котором от­веты клиента на эти вопросы окажутся не вполне опреде­ленными и точными. В данном случае рекомендация кли­енту может быть следующей: выяснить, при каких усло­виях возможно его продвижение по службе, что этому может способствовать или препятствовать.

2. Неспособность клиента производить благоприят­ное впечатление на тех людей, от которых зависит его продвижение по службе.

В том случае, если причина неудач клиента — его не­способность производить благоприятное впечатление на людей, то желательно будет научить клиента, как это лучше делать. Для этого рекомендуется оказать помощь в освоении знаний невербального общения, правил эф­фективного взаимодействия и межличностного восприя­тия (социальной перцепции).

3. Завышенный уровень притязаний клиента в продвижении по службе, не вполне соответствующий его способностям и реальным возможностям.

Это тот случай, когда клиент продвигается по службе, но то, как это происходит, его не устраивает. В этом слу­чае основная задача консультанта будет состоять в том, чтобы убедить клиента снизить свой уровень притязаний.

Одной из проблем, с которыми сталкивается психо­лог-консультант в организации, является проблема сни­жения работоспособности человека. Причем запрос на оказание помощи может исходить как от самого сотруд­ника, так и от его непосредственного руководства.

Существует несколько вероятных причин снижения ра­ботоспособности человека, и их можно разделить на две группы: психологические причины и физиологические причины1. Часто они сосуществуют друг с другом и дей­ствуют совместно, оказывая комплексное влияние на ра­ботоспособность человека.

Психологическими называются такие причины, кото­рые ведут к понижению работоспособности вследствие дей­ствия одного из следующих факторов:

■ отсутствие должной мотивации деятельности, интере­са человека к тому виду занятий, в котором снижает­ся работоспособность;

■ достаточно сильная озабоченность человека чем-то, что отвлекает его от основной работы;

■ неблагоприятное эмоциональное состояние человека в данный момент времени, например фрустрация, апа­тия, скука, безразличие и т.п.;

■ неверие в успех дела, связанное с одним из следую­щих обстоятельств: неуверенность человека в себе, от­сутствие надежды на успех дела в данных конкрет­ных условиях.

Физиологическими называются следующие причины снижения работоспособности:

■ болезнь;

■ усталость, слабость нервной системы, ее повышенная утомляемость;

■ общая физическая ослабленность организма.

Рассмотрим, как определить, какая из названных причин или групп причин является реально действующей, какие рекомендации психолог-консультант в каждом та­ком случае может предложить клиенту.

Первую из названных причин — отсутствие мотива­ции — можно идентифицировать в результате прямого разговора с клиентом и выяснения того, есть ли у него интерес к занятиям соответствующим видом деятельнос­ти. Р.С. Немов отмечает, что отсутствие должной моти­вации деятельности у клиента можно установить и кос­венным путем, задавая клиенту и получая от него ответы на следующие вопросы1:

1. Что интересного для себя вы находите в той работе, в процессе которой вы замечаете, что у вас снижается работоспособность?

2. Что можно и нужно сделать для того, чтобы соот­ветствующая работа стала для вас более привлекатель­ной и интересной?

3. Что изменится в вашей жизни, если вы совсем пе­рестанете заниматься этой работой?

4. Можно ли данную работу для вас заменить какой-либо другой?

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

 

Выяснив реальность первой из указанных выше при­чин, вернее — наличие положительной мотивации к дея­тельности, психолог-консультант может далее переходить к выяснению второй причины — отвлечения внимания или наличия конкурирующей мотивации.

Действенность этой возможной причины определяет­ся следующим способом2. Клиента спрашивают, есть ли у него в данный момент времени, в текущий период его жизни какие-либо другие проблемы, которые не позво­ляют ему полностью сосредоточиться на деле, в связи с которым он и жалуется на снижение работоспособности. Если выяснится, что такие проблемы есть, то это будет означать, что возможной причиной снижения работоспо­собности клиента являются именно эти проблемы. В слу­чае отсутствия у клиента других проблем такое предпо­ложение является маловероятным.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

2 Там же.

 

Неблагоприятные эмоциональные состояния можно выявить, наблюдая за поведением клиента во время кон­сультации. Если в процессе разговора с психологом-кон­сультантом клиент постоянно находится в состоянии по­вышенного эмоционального возбуждения и психологичес­кого напряжения, то вполне можно предположить, что в таком же состоянии он находится и во время той работы, в которой у него снижается его работоспособность.

Клиенту далее можно задать ряд вопросов, ответы на которые покажут, действительно ли ему свойственны от­рицательные эмоциональные переживания, возникающие тогда, когда он работает.

Такими вопросами могут быть, например, следующие:

§ Какие эмоции вы обычно переживаете во время рабо­ты: положительные или отрицательные?

§ Беспокоитесь ли вы о чем-либо, когда работаете? Если да, то о чем конкретно?

Неверие в свой успех как возможная причина сниже­ния работоспособности или наличие отрицательных ожи­даний (ожиданий неудачи), связанных с выполняемой работой, констатируется по ряду признаков. Прежде все­го, по ответам клиента, на вопросы типа:

■ Успешно ли идет ваша работа?

■ Верите ли вы в то, что в конечном счете добьетесь успеха?

Если клиент дает на эти вопросы положительные от­веты, то это позволяет сделать вывод о том, что ожида­ния клиента также являются положительными.

Неуверенность в себе как причина снижения работоспо­собности может быть установлена по поведению клиента и по его ответам на соответствующие вопросы психолога-кон­сультанта. Если клиент ведет себя достаточно уверенно, если он так же уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то это является основанием для предположения, что подобная уверенность свойственна ему и в работе.

Если же клиент ведет себя недостаточно уверенно и так же не вполне уверенно отвечает на задаваемые ему вопросы, то можно сделать вывод, что неуверенность в себе, вероятно, свойственна ему и в работе. Можно задать дополнительные вопросы:

■ Всегда ли вы чувствуете себя достаточно уверенно, ког­да занимаетесь работой?

■ Верите ли вы в то, что в этой работе сможете добиться успеха?

В том случае, если причина снижения работоспособнос­ти клиента имеет чисто физиологический характер (небла­гоприятное состояние организма), то клиенту все же следу­ет дать некоторые рекомендации психологического свой­ства, так как определенное влияние на физическое состоя­ние человека оказывают психологические факторы1.

Прежде всего здесь надо иметь виду то, что положи­тельные эмоции повышают, а отрицательные эмоции по­нижают работоспособность человека. Следовательно, не­обходимо стремиться к тому, чтобы работа вызывала у человека преимущественно положительные эмоции и по мере возможности исключала отрицательные эмоциональ­ные переживания. Следует также помнить о том, что со­стояние усталости легче предупредить, чем устранить, если оно уже возникло.

По этой причине для поддержания работоспособности на достаточно высоком уровне важно заботиться о созда­нии оптимального режима работы. Такой режим заклю­чается в том, чтобы не допускать возникновения выра­женного состояния физической усталости, делая в рабо­те частые, небольшие перерывы на отдых, рассчитанные на достаточно быстрое восстановление сил2.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

2 Там же.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Нормативные документы деятельности психолога МВА

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к приказу Главного управления исполнения

наказаний Министерства юстиции

Российской Федерации

от «9» июля 1999 г. № 251

ПОЛОЖЕНИЕ

о психологической лаборатории исправительного учреждения, следственного изолятора

уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет организацию работы, основные задачи и функции психологической лаборатории исправительного учреждения, следственного изолятора уголовно-иснолнительной системы (УИС) Министерства юстиции Российской Федерации1, а также обязанности и права начальника психологической лаборатории.

1.2. Психологическая лаборатория является структурным подразделением исправительного учреждения или следственного изолятора, деятельность которого направлена на психологическое обеспечение исполнения уголовные наказаний
в виде лишения свободы и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений2.

1.3. При осуществлении своей профессиональной дея­тельности сотрудники психологической лаборатории ру­ководствуются

 

1 Далее — психологическая лаборатория или лаборатория если иное не предусмотрено в тексте. Далее подозреваемые и обвиняемые.

Конституцией Российской Федерации, за­коном Российской Федерации «Об учреждениях и орга­нах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом «О содержании под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступ­лений» Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации, международными документами о пра­вах человека, а также нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

1.4. Деятельность психологической лаборатории стро­ится на принципах гуманизма, приоритета общечелове­ческих ценностей, соблюдения прав и законных интере­сов человека, профессиональной компетентности в при­менении психологических методов изучения личности и воздействия на ее поведение.

1.5. В целях более эффективного решения поставлен­ных перед ней задач психологическая лаборатория взаи­модействует с другими службами исправительного учреж­дения и следственного изолятора, подразделениями и орга­нами УИС, научными и образовательными учреждения­ми, общественными и иными организациями.

1.6. Руководство психологической лабораторией осу­ществляется начальником, который назначается на дол­жность и освобождается от должности руководителем тер­риториального органа уголовно-исполнительной системы по согласованию с начальником психологической службы территориального органа УИС.

1.7. Начальник психологической лаборатории подчи­няется непосредственно начальнику исправительного уч­реждения, следственного изолятора, а по вопросам про­фессиональной деятельности — начальнику психологичес­кой службы территориального органа УИС.

1.8. Численность психологической лаборатории состав­ляет, как правило, не менее трех и не более шести человек и рассчитывается исходя из нагрузки на одного психолога.

1.9. Нагрузка на одного психолога в подразделении распределяется следующим образом:

— в воспитательных колониях — 100 человек (персо­нала и. осужденных);

— в исправительных колониях и тюрьмах — 300 чело­век (персонала и осужденных.);

— в следственных изоляторах — 350 человек (персо­нала, осужденных, подозреваемых и обвиняемых);

1.10. Штат психологической лаборатории утверждает­ся в установленном порядке начальником территориаль­ного органа УИС.

1.11. Должности сотрудников психологической лаборатории замещаются лицами, имеющими высшее психо­логическое образование, либо прошедшими соответству­ющую переподготовку в установленном порядке по курсу «Практическая психология» на базе высших образователь­ных учреждений.

1.12. Психологическая лаборатория организует и осу­ществляет свою деятельность на основе плана, который утверждается начальником исправительного учреждения или следственного изолятора.

1.13. Делопроизводство психологической лаборатории ведется в порядке, установленном нормативными правовы­ми актами Министерства юстиции Российской Федерации.

2.Основные задачи психологической лаборатории

2.1. Психодиагностика индивидуально-психологичес­ких особенностей личности осужденных, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждение УИС, изучение и коррекция их индивидуального и груп­пового поведения, исследование социально-психологи­ческих процессов в среде осужденных, прогнозирова­ние и предупреждение негативных явлений в местах лишения свободы.

2.2. Оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым1 в адаптации к условиям изоляции, социальной среде, режиму содержания, в пре­одолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимиза­ции межличностных отношений, в подготовке к освобож­дению и ресоциализации.

2.3. Психологическое обеспечение профессионально-служебной деятельности сотрудников исправительного учреждения и следственного изолятора2. Осуществление первичного психологического отбора кандидатов на службу в учреждение, психологическое сопровождение1 вновь принятых сотрудников. Проведение психодиагностичес­кой работы с личным составом подразделения.

2.4. Психологическая поддержка и повышение психо­логической компетентности2 персонала учреждения. Изу­чение причин и условий возникновения, негативных со­циально-психологических процессов в коллективах, пси­хопрофилактика и психокоррекция деструктивного пове­дения, явлений дезадаптации, профессиональной дефор­мации личности.

1Работа с подозреваемыми и обвиняемыми проводится пси­хологом по их личной инициативе (просьбе) или при полу­чении от них на то добровольного согласия.

2 Далее — сотрудники или личный состав, если иное не пре­дусмотрено в тексте.

З.Основные функции психологической лаборатории

3.1. Диагностическая— заключается в углубленном, объективном и всестороннем изучении личности, выявлении и описании ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования, постановке психологического диагноза и написании психологического портрета, установлении лиц, относящихся к «группе риска» и требующих постановки на профилактический учет психолога, изучении социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т. п.), динамики социально-психологических явлений, процессов, состояний.

Реализация данной функции обеспечивается примене­нием специальных психодиагностических методик, иных способов и приемов исследования личности и группы (бе­седы, наблюдения, анкетирования, изучения личного дела, анализа биографии и т. д.).

3.2. Консультативная — направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, самовоспитании, а так же консультационную помощь сотрудникам учреждения в решении служебных задач с учетом психологических факторов.

3.3 Психокоррекционная — заключается в целенаправ­ленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентации индивида обучении его приемам и способам саморегуляции и саморазвития, формирова­нии необходимых умений и навыков в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, по­вышении устойчивости к неблагоприятным психологичес­ким воздействием и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).

1 Под психологическим сопровождением понимается осуще­ствление постоянного (периодического) контроля за психи­ческим состоянием и поведением человека, оказание ему психологической помощи.

2 Под психологической компетентностью персонала понима­ется система психологических знаний, умений и навыков, которые он должен усвоить для успешного выполнения своих функциональных обязанностей.

В рамках этой функции психолог проводит психокоррекционные мероприятия с использованием индивидуаль­ных и групповых форм работы (аутотренинг, социально— психологические тренинги1 — поведенческий, общения, личностного роста и т. д.).

3.4. Прогностическая и психопрофилактическая — со­стоит в прогнозировании индивидуального и группового поведения, оценке перспектив развития личности и соци­альной ситуации, своевременном предупреждении межлич­ностных конфликтов, психоэмоциональных расстройств, невротических срывов, иных негативных проявлений, обус­ловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и об­виняемых от общества, а также у сотрудников учрежде­ния, вызванных спецификой и условиями служебной дея­тельности, бытовыми и семейными проблемами.

3.5. Просветительская — включает в себя повышение уровня психологической культуры и компетентности пер­сонала, формирование у сотрудников учреждения уста­новки на конструктивное сотрудничество с психологичес­кой службой, обучение их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению гра­мотно взаимодействовать с психологом и использовать полученные от него сведения и. рекомендации, а также распространение необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и фор­мирование у них доверия к психологу и позитивного от­ношения к его деятельности.

В целях обеспечения реализации данной функции со­трудниками психологической службы проводятся лекции, беседы, занятия в системе служебной подготовки, исполь­зуются иные формы пропаганды психологических знаний.

3.6. Исследовательская — направлена на оказание со­действия научно-исследовательским учреждениям в про­ведении исследований и экспериментов в области пени­тенциарной психологии, изучении различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы,), разработку и апробацию научно-обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекции индивидуального и группового поведения, вы­работку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы,

Под социально-психологическим тренингом понимается со­вокупность групповых методов формирования умений и на­выков самопознания, общения и взаимодействия людей в группе.

4. Обязанности и права начальника психологической лаборатории

4.1. В соответствии с возложенными на психологичес­кую, лабораторию задачами и функциями начальник ла­боратории обязан:

4.1.1. Осуществлять общее организационно-методичес­кое руководство деятельностью психологической лабора­тории, определять функциональные обязанности и утвер­ждать должностные инструкции ее сотрудников, контро­лировать их исполнение.

4.1.2. По согласованию с начальником исправительно­го учреждения или следственного изолятора и начальни­ком психологической службы территориального органа УИС определять приоритетные направления деятельнос­ти лаборатории и перспективы развития психологической службы учреждения.

4.1.3. Разрабатывать проекты планов работы психоло­гической лаборатории, представлять их на утверждение начальнику учреждения, организовывать сбор данных о деятельности пенитенциарных психологов учреждения, составлять отчеты и справки о проделанной работе, обес­печивать исполнение приказов, указаний и распоряже­ний вышестоящих органов и должностных лиц.

4.1.4. Принимать участие в решении вопросов подбо­ра, расстановки и аттестации кадров психологической службы учреждения, отвечать за обеспечение надлежа­щих условий для работы психологов, соблюдение ими за­конности, служебной дисциплины и норм профессиональ­ной этики.

4.1.5. Организовывать изучение и реализацию в прак­тической деятельности психологами учреждения передо­вого опыта в области пенитенциарной психологии, вне­дрение апробированных методик психодиагностики, со­временных методов психокоррекционной и психопрофи­лактической работы, разработку методических рекомен­даций, проведение исследовательской и эксперименталь­ной работы по психологической проблематике, принимать личное участие в профессиональном обучении сотрудни­ков лаборатории.

4.1.6. Организовывать психологическую подготовку и консультирование личного состава учреждения по вопро­сам, входящим в компетенцию психологической службы.

4.1.7. Обеспечивать взаимодействие психологической лаборатории с другими службами учреждения, подразде­лениями и органами уголовно-исполнительной системы, образовательными и научными учреждениями, обществен­ными и иными организациями.

4.1.8. Определять объем, характер и содержание пред­ставляемой для ознакомления персоналу и иным лицам психологической информации, отвечать за сохранность и надлежащее использование сотрудниками лаборатория конфиденциальных сведений.

4.1.9. Нести персональную ответственность за выпол­нение поставленных перед психологической лаборатори­ей задач и возложенных на нее функций.

4.2. Начальник психологической лаборатории имеет право:

4.2.1. Знакомиться с нормативными правовыми акта­ми, планами работ, иными материалами и служебными документами, имеющими отношение к деятельности УИС (за исключением оперативных), запрашивать и получать от должностных лиц исправительного учреждения, след­ственного изолятора необходимую для осуществления про­фессиональной деятельности информацию.

4.2.2. Вносить начальнику исправительного учрежде­ния, следственного изолятора предложения, давать реко­мендации по совершенствованию воспитательной работы с осужденными, оптимизации морально-психологическо­го климата в подразделении, а также по иным, находя­щимся в компетенции психологической службы вопросам.

4.2.3. Принимать участие в работе конференций, сове­щаний, комиссий, рассматривающих вопросы организа­ции исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, обеспечения содержания под стражей подозре­ваемых и обвиняемых.

4.2.4. Вносить начальнику учреждения предложения, представлять в установленном порядке заявки по вопро­сам материально-технического оснащения и научно-мето­дического обеспечения психологической службы.

4.2.5. На основании результатов психологического об­следования лиц из числа персонала учреждения при вы­явлении у них функциональных, дезадаптивных откло­нений в состоянии здоровья, не требующих специального лечения, давать рекомендации руководству подразделе­ния по оказанию им помощи реабилитационного, соци­ального и психологического характера (временное изме­нение функциональных обязанностей, предоставление краткосрочного отпуска, проведение индивидуальной пси­хологической работы).

4.2.6. Вносить руководству учреждения предложения о поощрении сотрудников психологической лаборатории, наложении на них дисциплинарных взысканий, а также лично применять к ним меры поощрения и взыскания в пределах своей компетенции.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к приказу Главного управления исполнения

наказаний Министерства юстиции

Российской Федерации от «9» июля 1999 г. № 251

РУКОВОДСТВО

по организации деятельности психологической

службы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Руководство определяет назначение, организационную структуру психологической службы уго­ловно-исполнительной системы1, содержание и основные направления ее деятельности.

1.2. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы (УИС) предназначена для психологического обес­печения деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следствен­ных изоляторов.

1.3. В структуру психологической службы входят:

— психологическая группа отдела организации рабо­ты в отряде (ОРО) и главный специалист (психолог) отде­ла воспитательных колоний (ВК) Управления по воспита­тельной работе с осужденными (УВРО), главный специа­лист (психолог) отдела организации воспитательной рабо­ты с личным составом Управления по работе с личным составом (ОВРЛС УРЛС) Главного управления исполне­ния наказаний Министерства юстиции Российской Феде­рации (ГУИН Минюста России);

— психологические службы территориальных органов уголовно— исполнительной системы;

— психологические лаборатории исправительных уч­реждений и следственных изоляторов;

— психологи управлений (отделов) по конвоированию и отделов специального назначения территориальных ор­ганов уголовно— исполнительной системы.

1.4. Руководитель психологической группы отдела ОРО и главный специалист (психолог) отдела ВК УВРО, главный специалист (психолог) отдела ОВРЛС УРЛС ГУИН Минюста России, начальники психологических служб территориальных органов УИС, начальники лабораторий исправительных учреждений и следственных изоляторов подчиняются соответственно:

— начальникам отделов Управления по воспитатель­ной работе с осужденными;

— начальнику отдела Управления по работе с личным составом,

— заместителям начальников территориальных орга­нон УИС по кадрам и воспитательной работе;

— начальникам исправительных учреждений или след­ственных изоляторов.

1.5. В целях совершенствования научно-методического обеспечения психологической службы, координации деятельности ее организационных структур, обобщения и распространения передового опыта в области пенитенциарной психологии, а также для решения других актуальных проблем психологического обеспечения деятельности УИС при Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и в регионах могут создаваться соответственно центральный и региональные координационные советы по пенитенциарной психологии, в состав которых входят представители обра­зовательных и научно-исследовательских учреждений, руководители органов и учреждений УИС психологи-прак­тики, иные заинтересованные лица.

Положение о региональном координационном совете по пенитенциарной психологии разрабатывается с учетом специфики региона, согласовывается с руководителями входящих в его состав территориальных органов УИС и утверждается начальником Главного управления исполнения наказаний Минюста России.

При отсутствии надлежащих условий для создания и функционирования региональных координационных со­ветов могут также создаваться координационные советы по пенитенциарной психологии при территориальных орга­нах УИС. Положение о координационном сосете при тер­риториальном органе УИС утверждает руководитель дан­ного органа.

1.6. Психологическая служба осуществляет свою дея­тельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями учреждений и органов УИС, научными и образовательными учреждениями, общественными и иными организациями.

1.7. Должности сотрудников психологической службы УИС замещаются, как правило, лицами, имеющими выс­шее психологическое образование, или специалистами с высшим педагогическим, медицинским образованием, про­являющими склонность к психологической работе и по своим индивидуальным качествам способными ее выпол­нять после соответствующей переподготовки в установ­ленном порядке по курсу «Практическая психология».

1.8. Сотрудник психологической службы должен знать: Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федераль­ный закон «О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Уголовно-ис­полнительный кодекс Российской Федерации, другие нор­мативные правовые акты Российской Федерации, регули­рующие вопросы организации исполнения наказания и содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, международные документы о правах человека, ведомствен­ные нормативные акты, а также общую, возрастную, педагогическую, социальную, юридическую, пенитенци­арную психологию и педагогику, патопсихологию, осно­вы психодиагностики, психологического консультирова­ния, психокоррекции и групповой психотерапии, психо­гигиены и психопрофилактики, психологии труда, про­фориентации и семейного консультирования.

1.9. Сотрудники психологической службы несут дисциплинарную ответственность за нарушение норм профессиональной этики пенитенциарного психолога (приложение № 1) и разглашение конфиденциальных сведений, ставших известными в связи с исполнением ими должностных обязанностей, в том числе, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

1.10. При исполнении своих функциональных обязан­ностей в целях создания условий, способствующих эффек­тивной профессиональной деятельности, психолог имеет право находиться в одежде гражданского образца.

1.11. Запрещается ношение сотрудниками психологи­ческой службы на территории подразделения специаль­ных средств (за исключением аэрозольных распылителей), привлечение их к участию в мероприятиях оперативно-режимного характера, а также выполнению обязаннос­тей, противоречащих их профессиональной этике.

1.12. В целях систематического повышения уровня профессионального мастерства пенитенциарных психоло­гов, совершенствования их знаний в области современной психологии, а также овладения новыми методами и фор­мами работы сотрудникам психологической службы вы­деляется время на самостоятельную подготовку (профес­сиональное самообразование) — не менее 8 часов в месяц. Самоподготовка "может проходить в рабочем кабинете, библиотеке или ином удобном для этого месте, согласо­ванном с руководителем учреждения. Контроль за исполь­зованием по назначению рабочего времени в рамках са­мостоятельной подготовки возлагается на непосредствен­ного начальника сотрудника психологической службы.

2. Организация деятельности психологической службы

2.1. Деятельность организационных структур психо­логической службы осуществляется соответственно:

— психологической группой отдела организации рабо­ты в отряде, главным специалистом (психологом) отдела воспитательных колоний Управления по воспитательной работе с осужденными и главным специалистом (психо­логом) отдела организации воспитательной работы с лич­ным составом Управления по работе с личным составом ГУИН Минюста России — по планам работы ГУИН Ми­нюста России, управления и отдела;

— психологической службой территориального органа уголовно— исполнительной системы — по планам работы территориального органа УИС и психологической службы;

— психологической лабораторией исправительного уч­реждения и следственного изолятора — по планам работы исправительного учреждения и следственного изолятора и плану работы лаборатории;

— психологами управлений (отделов) по конвоирова­нию и отделов специального назначения территориаль­ных органов уголовно— исполнительной системы — по планам работы территориального органа УИС и управле­ния (отдела).

2.2. Психологическая группа отдела организации рабо­ты в отряде и главный специалист (психолог) отдела воспи­тательных колоний Управления по воспитательной работе с осужденными, главный специалист (психолог) отдела орга­низации воспитательной работы с личным составом Управ­ления по работе с личным составом ГУИН Минюста России:

— осуществляют общее организационно-методическое руководство психологической службой УИС, определяют приоритетные направления ее деятельности и перспекти­вы развития;

— разрабатывают проекты нормативных правовых ак­тов по вопросам функционирования психологической

службы УИС;

— организуют сбор, изучают и анализируют информа­цию, отчеты о результатах деятельности психологических служб территориальных органов уголовно-исполнительной системы, готовят аналитические справки, обзоры, иные материалы по итогам работы психологической службы УИС; оказывают практическую помощь психологическим службам территориальных органов УИС;

— изучают, обобщают и распространяют передовой опыт в области пенитенциарной психологии;

— осуществляют взаимодействие с образовательными и научными заведениями, общественными и иными органи­зациями по вопросам совершенствования научно-методичес­кого обеспечения психологической службы, подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалифи­кации пенитенциарных психологов;

— разрабатывают предложения по вопросам совершен­ствования деятельности психологической службы УИС, ее материально— технического, методического и кадро­вого обеспечения;

2.3.Начальник психологической службы территориаль­ного органа УИС:

— осуществляет общее организационно-методическое руководство деятельностью психологических лабораторий и сотрудников психологической службы территориально­го органа УИС;

— организует взаимодействие психологической служ­бы территориального органа УИС с образовательными учреждениями и научными заведениями в вопросах под­готовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации кадров, проведения научно-исследователь­ских, работ по проблемам общей и пенитенциарной пси­хологии, а также научно-методического обеспечения дея­тельности пенитенциарных психологов;

— организует сбор статистической, информации и иных сведений о работе психологических лабораторий и пени­тенциарных психологов, составляет справки, отчеты и формирует банк данных по результатам их деятельности;

— разрабатывает и вносит руководству территориаль­ного органа УИС предложения по вопросам психологи­ческого обеспечения исполнения уголовных наказаний в виде лишени



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.139 (0.026 с.)