Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тренинговые упражнение для развития эмоционального потенциала сотрудниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Упражнение «Пустая комната»1 Цель: поиск комфортных форм и способов труда, снижение эмоционального напряжения, рефлексия существующих потребностей. Описание упражнения. 1) Тренер предлагает участникам вспомнить свой опыт работы в какой-либо запомнившейся (своей) организации и обсудить в группе - каковы были опорные или базовые позиции или «культура этой организации»: · нормы, принципы и правила организации; · ее ценности и идеалы; · язык, слэнг или жаргон; · история организации и легенды о ней; · образы, символы, метафоры, атрибуты; · церемонии и ритуалы; · формы наград и поощрений; · территориальное размещение, здание, окружение; · внешняя система. 2)Далее тренер предлагает участникам расслабиться и говорит следующее: · представьте себе пустую комнату; · в этой комнате представьте такую мебель и обстановку, которая бы помогала работать и создавала комфортные условия для труда; где находятся дверь или окно? цвет? запах? звуки? · осмотритесь внимательно и поймите — кто вы? чем занимаетесь в этой комнате? каков порядок вашей работы? что вы делаете в начале рабочего дня? в течение рабочего дня? творческий ли у вас труд или регламентированный? и т. д. · а если это комната, где вы трудитесь, значит есть и другие комнаты, есть целое здание, попробуйте выйти за пределы комнаты и взглянуть на всю организацию в целом — чем занимается она? немало ли в ней работает людей? характер их труда? и т. д. · как вы попали в эту организацию? как давно вы в нее попали? нравится ли вам работать в этой организации? · какие чувства помогают вашей работе? · что вы чувствуете сейчас? 3) Далее следует обсуждение в группе индивидуальных визуализаций участников. Упражнение «Дарить и получать»1 Развитие группы проходит нормально, если между участниками осуществляется обмен четырьмя «благами» («дарами») — уважением, симпатией, сопротивлением и стимулированием. Человек уважает другого человека, когда пытается принять его уникальность и в то же время подавляет в себе желание эксплуатировать его для реализации собственных целей. 1 Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. — М.: Генезис, 2003. — 160 с.
Симпатия имеет различные степени интенсивности — от простого расположения до любви. Сопротивление означает готовность и возможность защищать свои границы, сказать другому «нет». Стимулирование нужно понимать как многогранный процесс, в котором я побуждаю других вступить в контакт с чем-то новым, чтобы они получили импульс к развитию в какой-либо новой для них области. Если кому-то кажется, что его вклад соразмерен тому, что он получает в группе, то он чувствует себя комфортно. Если же кому-то кажется, что он отдает больше, чем получает, то у него возникает ощущение несправедливости происходящего. Когда таких участников несколько, то можно говорить о возникновении проблемы справедливости в группе. В группах редко говорят об этом. С другой стороны, мы можем наблюдать, как участники различных групп более или менее тонко «эксплуатируют» друг друга. С помощью данного упражнения группа, которая работает уже в течение длительного времени, может понять, как в ней обстоят дела с обменом названными «дарами» между участниками. Цель: осознание участниками эмоционального потенциала группы. Можно пойти дальше и на этой основе поработать с непростой проблемой справедливости. Обычно это вызывает большой интерес у представителей помогающих профессий или у тех участников, чья работа связана с руководством. Трудности в этой области могут проявляться по-разному, в зависимости от того, о чем идет речь: об уважении, симпатии, сопротивлении или инициировании. Недостаток уважения и симпатии, как правило, вызывает тревогу и страх. Недостаток сопротивления проявляется в показном дружелюбии и притворной открытости. Недостаток стимулирования — в стереотипности поведения и работе с одним и тем же знакомым содержанием. Материал: несколько больших плакатных листов и мелки для каждой подгруппы. Участники от 18 лет. Инструкция. 1. Это упражнение в некоторой степени может оказаться вызовом для вас. Вы уже давно работаете вместе и преодолели немало трудностей. Однако мне кажется, что в последнее время группа находится в состоянии стагнации, в том смысле, что многие из ваших способностей и возможностей остаются нереализованными. Поэтому я хочу рискнуть и предложить вам необычную, достаточно провокационную процедуру. Она будет состоять из двух этапов. Начнем мы с взаимодействия в малых группах, а потом вернемся в общий круг для обсуждения главной проблемы. На первом этапе четырем подгруппам предстоит работать с четырьмя «дарами» — уважением, симпатией, сопротивлением и инициированием. Все мы хотели бы получать эти «дары» от других людей — мы хотим, чтобы нас уважали, выражали нам симпатию, побуждали нас к развитию, в определенной степени оказывали нам сопротивление. С другой стороны, каждый должен быть готов проявлять все это по отношению к окружающим. Мы получаем и отдаем все это в течение всей жизни, что помогает нам существовать. Подумайте, по поводу какого из перечисленных «даров» вы готовы поразмышлять вместе с другими. Я надеюсь, что мы найдем по крайней мере двух заинтересованных участников, готовых подумать о каждом из этих «даров». (Пусть участники разойдутся по четырем сторонам комнаты, каждая из которых символизирует определенный «дар».) Вам нужно будет вместе подумать о том «даре», который вы выбрали, и найти как можно больше доказательств, почему он так важен. Представьте себе, что произойдет, если все люди будут в полной мере обладать тем или иным «даром», то есть если все люди будут, например, уважать друг друга. Сознательно выберите пристрастную позицию и освещайте только позитивные стороны, например уважения. Попробуйте представить свои идеи в художественной форме, записав, скажем, известные пословицы или афоризмы на эту тему, используя метафоры и рисуя символы или аллегории. Можете даже написать несколько поэтических строк. Старайтесь, чтобы все, что вы пишете или рисуете, было интересным и для вас самих, и для тех, кто работает в других подгруппах. По возможности найдите столько доказательств, сколько участников в нашей группе. У вас есть полтора часа. 2.Теперь представьте нам свои произведения. Если 3.Почувствуйте, насколько справедливо обращаются с вами и насколько вы справедливы по отношению к другим. Возможно, по поводу каждого из четырех «даров» вы придете к различным выводам. Определите, какой из них вам более всего нужен именно сейчас. В течение 10 минут молча походите по комнате или сядьте в удобном для Затем вернитесь в круг. Теперь попробуйте рассказать о том, на что вы претендуете в отношении этих четырех «даров». Это потребует мужества. Правила таковы. В центр круга мы положим лист бумаги и ножницы. Скажите всего несколько слов о том, в чем вы в данный момент нуждаетесь, что вас впечатляет и волнует. Затем сообщите, какую часть листа вы намерены отрезать, но ничего пока не отрезайте, подождите. Дайте возможность остальным выразить свое отношение к вашему намерению — это может быть одобрение, критика, сомнение или что-либо еще. Когда выскажутся все, кто хотел, окончательное решение за вами. Отрезав кусок от листа, вы идете на свое место. В центр круга идет другой участник. Каждый решает сам, что он будет делать: отрезать себе часть листа или только отзываться на высказывания остальных, а может быть кто-то захочет просто оставаться слушателем. Какие бы аналогии у нас ни возникали, в любом случае мы вынуждены занимать определенную позицию в вопросах, касающихся уважения, симпатии, сопротивления или стимулирования. Мы не можем оставаться нейтральными. Кто хочет начать? Обсуждение. ■ В каких ситуациях у меня возникают мысли о справедливости? ■ Собираюсь ли я сделать какие-либо выводы из этого упражнения? ■ Что было для меня самым важным? ■ Что я еще хотел бы сказать? Упражнение «Подарок»1 Цель: развитие умения выражать симпатию другим людям, рефлексия симпатии. Самочувствие членов группы зависит от того, насколько свободно они могут выражать свою симпатию к другим участникам, и знают ли о том, что симпатичны кому-то. Предлагаемое упражнение предоставляет участникам группы возможность поработать в этом направлении. Инструкция: Я хочу предоставить вам возможность выразить ваши дружеские чувства друг к другу. Вы можете сейчас выбрать кого-нибудь из членов группы, кому вы хотели бы сделать небольшой подарок. Не говорите заранее о том, кого вы выбрали. У вас есть 20 минут для того, чтобы придумать подарок. Это может быть что-то готовое или сделанное вашими руками, важно только, чтобы вы сосредоточились прежде всего на человеке, которому вы хотите что-нибудь подарить. Теперь по очереди передайте друг другу свои подарки. 1 Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. — М.: Генезис, 2001.- 256 с. Вопросы для обсуждения: Как выглядел процесс вручения подарков? ■ Кто не получил ни одного подарка? Как он на это отреагировал? ■ Какими другими способами выражали члены группы свое расположение друг другу? Упражнение «Удовлетворенность работой группы»1 Цель: выявление степени удовлетворенности групповой работой, ее содержанием, общей атмосферой в группе. Инструкция: Я хочу, чтобы каждый из вас показал, насколько он в данный момент удовлетворен работой группы. Сейчас я положу посередине комнаты книгу. После этого вы, не говоря ни слова, должны будете встать настолько близко к этой книге, насколько вы удовлетворены нашей работой и атмосферой в группе. Тот, кто очень доволен работой, встает вплотную к книге, тот, кто очень недоволен, может встать, например, около стены. Все остальные могут занять любое место между этими двумя крайними позициями. Позаботьтесь о том, чтобы во время выполнения этого задания никто не разговаривал. Когда каждый найдет себе место, попросите всех остаться на своих местах, посмотреть, где стоят другие, и затем коротко сказать, что они хотят выразить своим местоположением и как они относятся к позиции других. 5.2.2. Методики исследования и коррекции психологического климата в организации2 В практике исследования психологического климата коллектива обычно используются методы поперечных срезов, то есть проведение одноразового анкетирования по разным методикам, анализ результатов деятельности. 1 Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. — М.: Генезис, 2001. — 256 с. 2 Практикум по психологии менеджмента и профессиональной Деятельности / Под ред. Никифорва Г.С., Дмитриевой М.А., Снеткова В.М.— СПб: Речь, 2003. — 448 с.
Существенный недостаток такого подхода состоит в невозможности проследить динамику психологического климата, возникновение, развитие и исчезновение различных его переменных. Динамическую картину можно получить, используя лонгитюдное исследование, направленное на длительное изучение некоторых переменных психологического климата в коллективе. Методика «Психологический климатический круг», или «Климатическое облако», предложенная А.Н. Лутошкиным и апробированная другими авторами, является компактной и несложной процедурой проведения лонгитюда. При этом данная методика используется не только как диагностическая, но и как коррекционно-развивающая, поскольку члены группы в процессе ее проведения рефлекируют поступающую информацию, что отражается в изменении настроения и поведении членов группы. Сущность методики состоит в оценке психологического климата по двум параметрам: тональности настроения и общей активности. Таким образом, психологический климат понимается как общее психическое состояние коллектива, непосредственными составляющими которого являются общая эмоциональная атмосфера, преобладающее настроение и уровень активности. Цель: экспресс-оценка и рефлексия членами группы психологического климата в организации. Материал: «Психологический климатический круг» (см. рисунок 1). Порядок работы. Каждому члену коллектива подразделения организации в конце рабочего дня предлагается оценить свое состояние по двум параметрам. Первый параметр (горизонтальная ось) — тональность - настроения. Необходимо ответить на вопрос: «Какое настроение преобладало в течение дня?» При оценке можно ориентироваться на следующую шкалу: +3 — восторженное; +2 — радостное; Рис. 1. «Психологический климатический круг». +1 — светлое, приятное; О — спокойное, уравновешенное; -1 — грустное, печальное; -2 — тревожное, неудовлетворительное; -3 — унылое, упадочное. Второй параметр (вертикальная ось) — преобладающая активность в течение дня. Необходимо ответить на вопрос: «Был я больше пассивен или активен?» Степень активности может быть определена с учетом следующих критериев: 1) Интенсивность активности (инициативность, исполнительность, уклонение от деятельности); 2) временные характеристики активности (в течение какого времени проявлялась активность); 3) результативность действий (каковы эффективность решения коллективной задачи, достижения поставленной цели, индивидуальный вклад каждого члена коллектива). Обработка результатов. Для каждого подразделения организации подсчитываются средние значения по обоим параметрам по формуле: где z. (+) — сумма всех положительных оценок; 2 (-) — сумма всех отрицательных оценок; п — количество членов подразделения. После того как получены средние для каждого подразделения организации результаты, они заносятся в протокол (таблица 1).
Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.7 (0.008 с.) |