Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для того чтобы помочь клиенту, психолог-консультант в сложившейся ситуации может сделать следующее.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВО-ПЕРВЫХ, важно помочь клиенту объективно разобраться в ситуации и с учетом всех обстоятельств — принять правильное, разумное и взвешенное решение. Консультант может помочь клиенту наметить и практически реализовать продуманный план необходимых шагов, которые приведут к оптимальному решению возникшей проблемы. Этот план, в частности, должен будет содержать в себе ответы на следующие вопросы: ■ Почему клиента не вполне устраивают имеющаяся у него профессия, условия и место работы? ■ Можно ли практически устранить причины недовольства клиента всем этим настолько, чтобы радикально изменить сложившееся положение дел? ■ Какую новую профессию вместо старой клиент хотел бы приобрести? ■ Какие условия работы и какое место работы его бы вполне устроили? ■ Что клиенту может дать новая для него профессия? ■ Какие дополнительные проблемы в связи с ней у клиента могут возникнуть? ■ Сможет ли клиент успешно преодолеть вновь возникшие проблемы? ■ Чего реально это будет стоить клиенту? ■ Что для клиента выгоднее: постараться улучшить условия и место работы, оставаясь при старой профессии, или попытаться приобрести новую профессию, новые условия и место работы? 1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с. Подробные ответы на все эти вопросы, полученные совместно психологом-консультантом и клиентом, их анализ, взвешивание всех «за» и «против» принимаемого решения, позволят клиенту свести к минимуму вероятные ошибки1. ВО-ВТОРЫХ, провести консультацию по оказанию помощи в выборе профессии. Е.А. Климов (1970 г.) выделил следующие основные действия (схему-алгоритм) проведения профконсультации, которые можно считать универсальными и использовать в подобной ситуации2: 1) рассмотреть медицинское состояние клиента (если оно в целом удовлетворительное, то выполнить действие 2,а если нет - действие 2а); 2) провести до специальной программе вводную лекцию-беседу; 2а) порекомендовать медицинскую консультацию; 3)выявить у клиента профессиональные мотивы; 4) выявить конкретные профессиональные интересы (если интересы имеются, то выполнить действие 5, а если нет - 5а и далее 5б); 5) обратиться к соответствующей справочной литературе; 5а) найти по справочнику профессии, пользующиеся спросом; 5б) расширить у клиента знание мира профессий; 6) определить соответствие мотивов клиента с потребностями в выявленных профессиях со стороны общества (если соответствие высокое, то перейти к действию 7, если нет - к 7а, 7б); 7) выявить группы по интересам; 7а) найти в справочнике сведения о неизвестных клиенту профессиях; 7б) сделать заключение о целесообразности перехода либо к пункту 5б, либо к пункту 11а и сделать этот переход; 8) определить специфику требований выделенных профессий к работнику (если требования повышенные, то перейти к действию 9, если нет — к 9а); 9) наметить программу психодиагностического обследования клиента (при необходимости вернуться к пункту 2а); 9а) наметить программу для дальнейшей работы с клиентом и перейти к пункту 11; 10) провести психодиагностическое обследование (если клиент соответствует особым требованиям намеченной профессии, перейти к пунктам 9а и 11, если нет — к пункту 11а); 11) повысить уверенность клиента в правильности сделанного выбора; 11а) наметить программу по бесконфликтной переориентации клиента на более подходящую профессию (или область деятельности); 12) убедиться в положительном эффекте проведенной работы (если все нормально, перейти к пунктам 3 и 4, а если нет — наметить более углубленную научно-практическую профориентационную работу с данным человеком). 1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с. 2 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.
Психолог-консультант, проводя обследование клиента, прежде всего должен определить, какими персональными положительными качествами реально обладает клиент для того, чтобы хорошо освоить новую для себя профессию, быстро и успешно адаптироваться к новым условиям и месту работы. Обработав результаты психологического тестирования клиента, психолог-консультант может сообщить ему свое заключение вместе с соответствующими рекомендациями относительно того, стоит или не стоит менять профессию, условия и место работы. Консультирование в ситуации профессиональной адаптации сотрудников Адаптация нового сотрудника
Под адаптацией понимают взаимное приспособление сотрудника и организации, в результате которого сотрудник осваивается в данной организации, а именно1: ■ учится жить в относительно новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях; ■ находит свое место в структуре организации как специалист, способный решать задачи определенного класса; ■ осваивает организационную культуру; ■ включается в систему сложившихся до его прихода межличностных связей и отношений. Виды адаптации2: ■ первичная — приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (например выпускников вузов); ■ вторичная —приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (например в ситуации вынужденной смены работы). 1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2 Там же.
Адаптация является многогранным процессом, поэтому помимо первичной и вторичной, различают следующие ее виды: психофизиологическая, социально-психологическая, профессиональная и организационная адаптация. Каждый из перечисленных видов может вызвать у вновь пришедшего в организацию специалиста свои сложности, затруднения, проблемы. Причинами затруднений могут быть1: ■ недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение; ■ избыток информации, с одной стороны, требующий предельного внимания и запоминания, а с другой - мешающий выбрать ту информацию, которая позволит эффективно действовать в новой ситуации; ■ необходимость решать одновременно несколько очень важных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы деятельности, особенно тщательно строить свое поведение; ■ необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, иногда необходимость изменить не благоприятное мнение других о себе, появившееся как следствие «эффекта ореола* либо определенных социальных установок и стереотипов, характерных для данной организации. Нужно отметить, что процесс адаптации затрагивает различные уровни индивидуальности человека: физиологический и психофизиологический, личностный, социально-психологический. 1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с. Так, например, адаптация сопровождается, как правило, определенными переживаниями субъекта, выражающимися в росте нервно-психической напряженности, снижении стрессоустойчивости и т. д. Задачами психолога-консультанта, оказывающего поддержку новому специалисту, становятся1: ■ снятие состояния тревоги и замена его установкой на ■ переформирование отношения; замена установки на преодоление трудностей установкой на применение имеющегося жизненного и профессионального опыта для решения субъективно новых задач; ■ формирование чувства социальной защищенности и поддержки; ■ создание климата социальной поддержки нового сотрудника; ■ помощь в выборе эффективных форм поведения, нахождении своего индивидуального стиля деятельности; ■ ревизия резервных возможностей организма, физических ресурсов, которые, временно подключившись, помогли бы справиться со сложностями адаптации и увеличением нагрузки на организм. Помимо психофизиологических изменений происходит приспособление к новой социальной среде, включение в систему межличностных связей и отношений, освоение новых социальных ролей, норм поведения, групповых норм и ценностей, идентификация себя с какой-либо формальной или неформальной группой. Задачами консультанта могут, в частности, быть: ■ ознакомление нового сотрудника с нормами организации; ■ предупреждение его о возможных последствиях их на рушения; ■ знакомство с типичными случаями нарушения норм новичками в данной организации и способах предотвращения подобных ситуаций; ■ помощь в приведении к соответствию позиции нового сотрудника и интересов группы. 1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.
В процессе адаптации происходит также приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности1. Основным фактором успешности в данном случае является соответствие реальной и требуемой компетентности работника. Как отмечает Ф.С. Исмагилова, преобладание реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Преобладание требуемой компетентности над реальной приводит к профессиональной (полной или частичной) непригодности специалиста к данному рабочему месту. Задача профконсультанта заключается, прежде всего, в определении того, действительно ли имеет место расхождение реальной и требуемой компетентности и насколько оно велико2. Возможны ситуации, когда специалист просто неадекватно оценивает свою компетентность. Проблемами, с которыми в этом случае специалист может обратиться к психологу-консультанту, могут быть: ■ неадекватная оценка своей компетентности (завышенная или заниженная); ■ несоответствие реальной и требуемой компетентности. В первом случае профконсультант направляет усилия на то, чтобы максимально приблизить оценку специалиста к реальности. Для этого используются приемы коррекции самооценки: обучение умению сравнивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных критериев самооценки, совместный с клиентом анализ содержания и задач деятельности и сопоставление ее требований с возможностями клиента. Во втором случае может быть поставлен вопрос о кадровом перемещении на другую должность. Если это в данный момент нереально, то совместно с клиентом прорабатывается план служебного продвижения, карьеры в организации, анализируются возможности использования избытка профессионального потенциала клиента в интересах организации и его самого. 1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2 Там же. Организационная адаптация
В ряде исследований (Ф.С. Исмагилова, Р. С. Немов, Т.Ю. Базаров) подчеркивается, что в процессе адаптации, помимо обозначенных изменений, происходящих на разных уровнях индивидуальности, происходит приспособление субъекта к своему организационному статусу, месту и роли в общей структуре организации, усвоение организационных норм и традиций, углубление понимания организационного и экономического механизма функционирования организации и управления ею. Зачастую подобный процесс называют организационной адаптацией. Для того чтобы адаптация новых сотрудников в организации проходила быстро, эффективно и приводила к оперативному включению новичка в жизнедеятельность организации, некоторые организации разрабатывают и реализуют специальную программу по адаптации сотрудника в организации. Такая программа может включать: ■ вручение новому сотруднику специальной памятки, брошюры; ■ вручение информационного издания, где содержатся самые необходимые сведения об организации; ■ показ видеофильма об организации; ■ встречу группы новых сотрудников с одним из ведущих руководителей организации; ■ многообразные способы предоставления новому сотруднику возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы. Новый сотрудник, как правило, испытывает потребность в сведениях, отражающих следующие моменты: ■ режим труда и отдыха в данном подразделении и организации в целом; ■ правила внутреннего распорядка; ■ места расположения столовых, буфетов, туалетов, курительных комнат, библиотеки, порядок их работы; ■ история создания и развития организации, ее сегодняшнее состояние, выпускаемая продукция и оказываемые услуги; ■ периодичность оплаты труда, дни, время и место выдачи зарплаты; ■ работа в праздничные и выходные дни и ее оплата; ■ правила оформления отпусков в связи с заболеванием или несчастным случаем и их оплаты; ■ процедура подачи жалоб, предложений в адрес администрации; ■ структура управления организацией и подразделением; ■ имена, отчества, фамилии, контактные телефоны руководителей и ответственных лиц основных служб организации. Соответственно, в задачи психолога-консультанта может входить предоставление новому сотруднику подобной информации. 7.3. Консультирование в ситуации определения профессиональной компетентности
Зачастую психологу-консультанту приходится решать проблему выявления профессиональной компетентности сотрудников. Как правило, подобный запрос поступает от руководства организации. Это может быть связано с установлением соответствия сотрудника занимаемой должности, с целью продвижения его по службе и т. д. В данном случае психолог-консультант может воспользоваться техникой ситуационно-поведенческого интервью1. Целью ситуационно-поведенческого интервью является сбор свидетельств об индивидуальной компетентности с применением направленной, структурированной, поведенчески обоснованной техники. Ситуационно-поведенческое интервью особенно эффективно для точного понимания сильных сторон оцениваемого лица и тех свойств, которые нуждаются в развитии. Интервью строится в соответствие с алгоритмом, который называется «модель СОПР». Модель СОПР описывает основные стадии ситуационно-поведенческого интервью: ■ С — Ситуация ■ О — Отрезки ■ П — Поведенческие характеристики ■ Р — Результаты Соответственно, суть интервью состоит в том, чтобы выявить примеры поведенческих навыков сотрудника по модели СОПР. 7.3.1. Процедура проявления ситуационно-поведенческого интервью2
Чтобы интервьюируемый во время интервью чувствовал себя непринужденно, ему нужно объяснить, что ситуационно-поведенческое интервью - техника, которая применяется для развития управленческого персонала. 1 Кадровый консалтинг: применение техники ситуационно-поведенческого интервью, http://www.erp-volga.com/kadry_consulting/podbor/0002-25.html; http://www.emcon.ru/ 420-206-25.html 2 Кадровый консалтинг: применение техники ситуационно-поведенческого интервью, http://www.erp-volga.com/kadry consulting/podbor/0002—25.html; http://www.emcon.ru/ 420-206-25.html
Интервьюируемого полезно в общих чертах познакомить с тем, как будет проходить интервью. Например: § «Цель интервью состоит в том, чтобы выяснить, как вы себя вели в реальных ситуациях, а не «что бы вы сделали, если бы...» § «Я буду просить вас определить ситуацию, потом - конкретизировать, чем она завершилась, а затем - разбить ее на те отрезки, которые, по вашему мнению, и привели к данному результату». § «Потом я буду возвращать вас к каждому из этих отрезков и просить вас, чтобы в подробностях описали, в чем состояла ваша роль. Меня интересует именно ваша роль. Мне интересно, что вы сказали, подумали, сделали, почувствовали». § «Если мне будет не совсем понятна ваша роль, я остановлю вас и попрошу рассказать поподробнее». § «Я буду постоянно делать заметки, и если вы скажете что-нибудь важное, я это запишу, а потом мы сможем к этому вернуться». Содержание интервью 1. Информация о благоприятной поведенческой ситуации. «Можете ли вспомнить какой-нибудь отрезок времени на вашей нынешней работе за последние год-полтора, когда дело, которым вы занимались, шло хорошо?» Это открытый вопрос, под него подходит широкий спектр ситуаций, и с его помощью можно вскрыть самые различные типы поведения, к которым прибегает испытуемый для достижения результата. Если испытуемый сумеет вспомнить конкретный случай, в ответ на этот вопрос можно получить большой объем информации. Правила поведения психолога: 1) интервьюируемому нужно дать время на то, чтобы вспомнить ситуацию. Скорость ответа не влияет на результат интервью; 2) когда интервьюируемый вспомнит событие, попросить испытуемого разбить это событие на отрезки; 3)после того, как событие разбито на этапы, попросить испытуемого ответить на вопросы, например: ■ Почему возникла эта ситуация? ■ Кто в ней участвовал? ■ Что вы подумали... почувствовали? ■ Что вы сделали... сказали? ■ И что из этого получилось? / Каков был результат? 4)следить за тем, чтобы интервьюируемый говорил от первого лица, используя местоимение «Я».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.24.98 (0.01 с.) |