Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анкета оценки эффективности группыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Какое влияние на вашу жизнь оказала работа в группе? 2. Какие основные моменты работы группы можете назвать? 3. Что конкретно узнали о себе в группе: а) об образе своей жизни? б) о своих основных жизненных установках? в) о своих отношениях с другими? 4. Какие изменения в своей жизни хотя бы частично связываете с участием в группе? 5. С какими проблемами столкнулись, когда пытались применить в жизни решения, найденные в группе? 6. Какие вопросы задаете себе после окончания работы группы? 7. Какое влияние оказало ваше участие в группе на близких и значимых для вас людей? 8. Что хотели бы сказать о терапевте группы и его стиле работы? 9. Что в поведении терапевта помогало вам лучше понять себя и искать решение своих проблем? 10. Что в поведении терапевта мешало вам добиваться своих целей в группе? 11. Какие отрицательные последствия вы связываете с участием в группе? 12. Какой фразой смогли бы высказать то, что значит для вас группа? 6.3.3. Фрагмент тренинга преодоления конфликтов1 Занятие 1. Выбор стратегии взаимодействия в конфликте Цель занятия: изучение возможностей целесообразного выбора стратегий поведения в конфликте на основе вероятностного прогнозирования. Существует как минимум три метода решения любого содержательного конфликта. 1. Силовое решение. Предмет конфликта присваивается путем силовых действий, волевого решения, применения власти. Этот способ может привести как к победе, так и к поражению, поэтому возможны два исхода. 2. Физическое разведение сторон. Стороны выводятся из конфликтного поля, столкновения не происходит по причине физической невозможности. В ряде случаев произвольный выход из конфликтного поля одной из сторон приводит к невозможности достижения цели другой стороной. В этом случае исход один — выигрыш не достается никому. Поиск решения, устраивающего оппонентов. Здесь также возможны два исхода. Компромисс: доступ к пред мету конфликта получают все участники, но не в полной мере — приходится делиться. Конструктивное решение — такое решение, которое обеспечит максимальную реализацию интересов обеими сторонами. 1 Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. — СПб: Речь, 2002. — 174 с; Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. — СПб: Питер, 2001. — 320 с.
Таким образом, три способа поведения в конфликте могут привести к пяти различным исходам: победа, поражение, уход, компромисс и решение. Последовательное осуществление стратегий, направленных на достижение заранее намеченного исхода, называют стилем разрешения конфликта. Ролевая игра «Сглаживание конфликтов» Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения, как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов. Описание упражнения. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например ссорящихся супругов), а третий — играет миротворца, арбитра. На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: ■ Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? ■ Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? ■ Как стоило повести себя тем участникам, кому не уда Упражнение «Адские башни» Цель: это упражнение на построение команды, в котором делается попытка показать конфликт, возникший из-за коммуникативных барьеров между участниками (1 час). Такие барьеры возникают в связи с тем, что люди, расценивая свое восприятие мира как единственно верное, зачастую отказываются принимать иные точки зрения. В «Адских башнях» эта концепция взята на вооружение и используется для побуждения игроков задуматься о факторах как способствующих, так и препятствующих построению единой команды. Инструкции, представленные ниже, рассчитаны на группу хотя бы из 12 человек (то есть две команды по б человек в каждой). Если по каким-то причинам вы захотите иметь команды большей или меньшей численности, вы можете изменить количество карточек с инструкциями. При наличии достаточного места играть может любое количество человек. Условия: комната для семинаров или конференц-зал — при минимальном количестве мебели. У игроков должна быть возможность собираться в команды и возводить свои «строения». Описание упражнения: 1. Разбейте группу на команды по 6 человек. 2. Дайте каждой команде побольше деталей из «Лего» или какого-нибудь другого похожего конструктора. Объясните, что им будет нужно построить башню. 3. Всем участникам каждой из команд вручите карточку, на которой будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. Подчеркните, что этой информацией ни с кем нельзя делиться. 4. Объявите, что игра будет проходить в полном молчании, и разрешите игрокам приступить к делу. Ниже предложены инструкции для карточек, но вы можете свободно заменить их своими собственными. Главным условием является их противоречивость: — башня должна состоять из 20 блоков; — башня должна иметь высоту в 10 уровней; — башня должна быть построена только из белых, красных и желтых «кирпичиков»; — башня должна быть построена только из синих и желтых «кирпичиков»; — шестой уровень башни должен отличаться по цвету от остальных; — башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно. Анализ: за игрой в «Адские башни» интересно наблюдать со стороны (если сможете, запишите ее на видео), так как отдельные игроки неизбежно придут к замешательству, неразберихе и разочарованию, едва лишь поймут, что все их попытки следовать инструкциям приводят исключительно к противодействию со стороны членов их команд. Их постигнет разочарование, как только они поймут, что вся совместная работа над общей задачей сводится к выявлению того факта, что на деле ничего подобного не происходит. Например, какой-нибудь игрок пытается положить синий «кирпичик» только для того, чтобы другой игрок убрал его с явным негодованием. Третий постарается удержать других от каких бы то ни было действий вообще, и т. д. Обсуждение: по окончании действия полезно обсудить ситуации - они повторяются всякий раз, когда используют эту игру. 1. Побеждает игрок, которому поручено быть единственным строителем. Такое случается, если эту роль отводят волевому человеку, который хорошо владеет невербальными методами общения и ясно дает понять, что не потерпит никакой оппозиции. В этих условиях другие члены команды более или менее терпеливо — в зависимости от темперамента — сидят в сторонке и наблюдают за «самозванцем». Все идет гладко, пока этот человек не сделает что-то, противоречащее инструкциям другого игрока: последний заявляет молчаливый протест, к которому строитель обычно прислушивается и соответственно изменяет конструкцию. Когда двое протестующих вступают между собой в конфликт (возможно, из-за того, что одного из них не устраивает цвет «кирпичей»), строитель зачастую начинает экспериментировать, меняя один «кирпич» на другой, пока оба спорщика не будут удовлетворены тем, например, что используются исключительно желтые кирпичи. Такое поведение команды чаще всего оказывается эффективным, в результате чего группа, подобная описанной выше, может построить башню первой и остаться очень довольной своим выступлением, изделием (башней) и друг другом. Так происходит, вероятно, по причине того, что никто из них «не потерял лица». Первоначальное унижение, испытанное членами команды, которых отстранили от работы, компенсируется их последующими указаниями «строителю», как и что ему строить. Это другой аспект лидерства как компромисса между вожаком и подчиненными. 2. Самозваный строитель терпит поражение от мощной оппозиции в лице других игроков, которые настаивают, чтобы их допустили до «кирпичей». Такое поведение обычно приводит к серьезным конфликтам. Мы видели, как люди вырывали «кирпичи» друг у друга или вынимали их из конструкции. Если события примут та 3. Налицо комбинация описанных стратегий. Между потенциальными строителями идут непрерывные переговоры, которые отнимают много времени. Каждый «кирпич» становится предметом невербальной, иногда горячей дискуссии. При достаточном времени башня в конце концов вырастет, но команда, ведущая себя подобным Занятие 2. Ассертивный спор Готовность к переговорам предполагает, что вы хотите найти взаимоприемлемое решение и что вы готовы разговаривать с оппонентом на эту тему. Если субъект исходит из того, что оппонент не прав, эгоистичен, не честен, то в таком случае он будет не вести переговоры, а пытаться убедить оппонента в собственной правоте. При этом он полагает, что уступки ему должны делать другие. Для начала сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. Есть сильные эмоции, радикально различное восприятие одного и того же, бывает трудно общаться. Однако разбираться нужно с проблемой, а не друг с другом. Процесс переговоров ■ Уверенно выскажите, что вам нужно. Выражайте ваши желания так, чтобы они описывали конкретное поведение или действие. ■ Выслушайте предложения другой стороны. Ваша цель заключается в том, чтобы понять другую позицию, а не в том, чтобы оспорить ее или убедить оппонента отказаться от своих интересов. Слушайте собеседника активно: проверяйте, правильно ли вы его поняли, уточняйте, переспрашивайте. Один из способов проверки ■ Сделайте альтернативное предложение. Если предложение оппонента вас не устраивает, объясните, что именно делает его неприемлемым для вас. Изложите свое новое предложение. Оно должно учитывать и ваши интересы, и желания другой стороны. ■ Выслушайте контрпредложение. Оппонент также может отклонить ваше предложение. Спросите его, что его не устраивает и что он предлагает взамен. Этот цикл может повторяться многократно. При этом стороны могут идти на взаимные уступки или искать новые решения, удовлетворяющие всех участников. Правила аргументации Аргументация будет более успешной, если во время обсуждения соблюдать ряд правил. ■Если вы хотите, чтобы вас услышали, говорите на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента. ■ Подавайте аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помните, что «друга» убедить легче, чем «врага». Не допускайте неэтичного поведения (агрессия, обман, высокомерие, манипуляция и т. п.). Не задевайте «больные места» оппонента. ■ Свои аргументы следует не «вбивать» в оппонента, а встраивать в его рассуждения. Не отвергайте доводы партнера, а, признавая их правомерность, предлагайте иную оценку их силы и значимости. Усиливайте значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшайте значимость выгод, ожидаемых партнером. ■ Говорите не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим вы придаете своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента. ■ Используйте в качестве аргументов только то, что принимает ваш оппонент. Не путайте факты и мнения. ■ Ссылки на авторитет, известный вашему оппоненту и также воспринимаемый им как авторитет, усиливают воздействие ваших аргументов. Ищите им авторитетное подкрепление. ■ Помните об ограниченности человеческого восприятия (семь плюс-минус два аргумента), поэтому ограничивайте число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех. ■ Не стремитесь быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами. Упражнение «Ассертивный спор» Цель: изучение техники ассертивного спора при обсуждении вопросов, вызывающих разногласия. Описание упражнения 1. Упражнение выполняется в рабочей группе. Группа делится на равные половины. Каждая из сторон будет защищать свое мнение по какому-нибудь спорному вопросу, причем это мнение должно быть диаметрально противоположным мнению оппонентов. 2. Первая сторона высказывает свое мнение и подкрепляет его аргументами. Затем свою позицию аргументировано излагает кто-то из оппонентов. 3. Обязательное условие: любой оппонент обязан повторить аргументы противоположной стороны прежде, чем приступит к изложению своей точки зрения. Он излагает позицию и аргументы «противника», затем произносит: «И я читаю, что...», высказывает свою позицию и аргументирует ее. Обсуждение и выводы 1. Обсудите, какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение. 2. Что вы узнали о себе? 3. Как влияет на ход спора использование техник активного слушания? Упражнение «Свободный график» Цель: продемонстрировать на практике совместные усилия по разрешению трудовых конфликтов, отработать навыки ассертивного спора. Условия: свободная от мебели комната, по одному экземпляру сценария на каждого участника. Описание упражнения 1. Раздайте всем сценарий и дайте несколько минут на ознакомление с ним. Ответьте на вопросы, проясните все неясные моменты. 2. Разбейте группу на две подгруппы (на 4, б, 8 и т. д., в зависимости от численности); у вас должно получиться несколько пар групп, и в каждой группе — как минимум, 2 человека. 3. Обозначьте каждую группу (или пару групп, если вы работаете со многими парами) соответственно Б и В: одна из них будет обсуждать аргументы, которые могла бы использовать Б, а "другая — аргументы В. Если вы работаете с небольшим числом участников или участники чувствуют себя достаточно уверенно, то можно дать сыграть роли Б и В отдельным людям. Более плодотворные дискуссии бывают, когда роли Б и В исполняются коллективно, но это, разумеется, зависит от обстоятельств. При описании данного упражнения мы будем считать роли Б и В коллективными. 4. Соберите Б и В вместе. Если вы работаете с несколькими группами, то за один раз имейте дело с одной командой Б и одной командой В. Попросите обе команды подключиться к общему обсуждению сценария, выступая в своих соответствующих коллективных ролях. Оставшиеся парные группы Б и В (если таковые есть) ждут своей очереди и до поры являются зрителями. Анализ, Как, по-вашему, повели бы себя друг с другом эти начальники в реальной жизни? К чему, исходя из коллективного опыта, чаще бывают склонны начальники: к сотрудничеству или конкуренции? Каковы преимущества сотрудничества между ними? Каковы недостатки? Спрашивал ли Б у В, насколько действительно есть необходимость устанавливать постоянный надзор над подчиненными В? Почему бы не провести всестороннюю подготовку работников, после которой за ними потребуется меньший контроль? Поднимал ли кто-нибудь вопрос об организационной иерархии, например о реальной ситуации, когда попытка работника согласовать действия двух начальников может оказаться обращением ко второму «через голову» первого? Если этого не коснулись, то вы могли бы сами напомнить о таком варианте. Завершение. Каким было общее отношение к свободному графику? Если этот вопрос не обсуждался, предложите всем подумать о возможных альтернативах свободного графика. Спросите, кто от него больше выигрывает (например, женщины, которые в первую очередь домохозяйки и няньки; сотрудники, работающие по совместительству; работники, занятые на учебных курсах). Является ли проблема свободного графика частью более общей проблемы дискриминации на рабочем месте? Сценарий 1. А, который работает в отделе под началом Б, придерживается свободного графика. Б — человек покладистый, и его подчиненных это весьма устраивает. 2. А перевели в другой отдел под начало В, где свободный график не предусмотрен. А требует от В разрешить ему работу по свободному графику. 3. В отвечает отказом, поскольку все работы, проводимые в его отделе, требуют постоянного внимания, что невозможно обеспечить в условиях свободного графика, так как А некем заменить. 4. А не принимает отказ В. А отправляется к своему прежнему начальнику Б и просит того поговорить с В. 5. Б отправляется на встречу с В, и они обсуждают преимущества и недостатки свободного графика. Упражнение «Библиотекарь» Цель: исследовать трудности, встающие перед группой при необходимости «вынести приговор» отдельному члену коллектива, отработать навыки ассертивного спора. Условия: комната, где стулья расставлены по кругу. Описание упражнения 1. Раздайте всем по экземпляру фабулы «Библиотекаря». Попросите группы обсудить его между собой в течение 10 минут или около того. 2. Потребуйте всеобщего внимания и попросите дать общие комментарии. Анализ. Почему группа решили так, а не иначе? Чему это упражнение научило участников в плане их личной объективности или ее отсутствия в случаях, когда они должны решать чужую судьбу? Удавалось правильно выстроить спор? Вводная «Библиотекарь» Вы — библиотекарь, работаете в маленьком коллективе в крупной городской библиотеке. Ваш коллектив попросили вынести общую оценку деятельности одной из ваших коллег, Джойс. Ваше личное мнение играет не последнюю роль в формировании требуемой оценки. Джойс хотят повысить и перевести в другую городскую библиотеку с более многочисленным коллективом, в составе которого сравнительно молодые и неопытные библиотекари, а также студенты — в том числе иностранные. Вы все стремитесь помочь карьере друг друга. Однако у всех вас есть серьезные сомнения в отношении Джойс. Она хорошо справляется с работой и всегда помогает советом, если ее спрашивают, но ее навыки коммуникации оставляют желать лучшего. Она происходит из иной, нежели ваша, этнической среды, и, может быть, именно это обстоятельство служит причиной того, что от нее не дождешься слов «пожалуйста» или «спасибо» или других мелких проявлений учтивости. Она очень плохо поддерживает зрительный контакт, часто громко перебивает коллег и в целом производит впечатление мрачной особы. Джойс сегодня нет, поэтому у вас и ваших коллег есть возможность собраться и решить, какой будет ваша коллективная оценка. Вам известно, что в вопросах продвижения сотрудников старший библиотекарь чрезвычайно зависим от мнения сослуживцев кандидата.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.49 (0.011 с.) |