Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность мотивации как функции управления в организацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мотивация как функция управления — это процесс, с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так, как было ранее запланировано и организовано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффективно действуют участники производственного процесса. Таким образом, мотивацию в организации можно трактовать как побуждение членов организации к действию. При этом мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с другой — это самопобуждение1. Мотивированный персонал — это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Мотивация в организации может рассматриваться в двух аспектах: ■ как функция управления, когда мотивация представляет собой процесс побуждения к деятельности, что можно соотнести с понятием «стимулирование»; ■ как сила, побуждающая к действию, когда понятие «мотивация» сходна с значительно более широким понятием «мотив», к которому относятся все компоненты внутреннего побуждения к деятельности: потребности, интересы, ценности, инстинкты, влечения, эмоции, идеалы. 1 Фролов С.С. Социология организаций. — М.: Гардарики, 2001.— 384 с.
Основные функции мотивов поведения человека можно определить следующим образом: ■ ориентирующая — мотив направлен на выбор членом коллектива организации поведения, наиболее приемлемого для него в данной ситуации; ■ смыслообразующая — мотив определяет субъективную значимость принятого вида поведения для члена организации; • опосредующая — мотив возникает на стыке внешних и внутренних побудителей к действию, опосредуя их в отношении личности и влияя на ее поведение; ■ мобилизующая — мотив мобилизует внутренние резервы члена организации, если это необходимо для реализации значимых для него видов деятельности; ■ оправдательная — в мотиве заложено отношение члена организации к должному, нормативному, привнесенному извне образцу, эталону поведения, социальной норме. Таким образом, построение системы мотивации в организации представляет собой как экономическую проблему, потому что эффективная система мотивации позволяет повысить экономические показатели деятельности организации, удовлетворять экономические потребности ее членов, так и психологическую проблему, поскольку при ее построении должны учитываться идеалы, стремления, потребности в достижении и самовыражении ее участников1. С точки зрения деятельности психолога в организации одним из важнейших аспектов коррекционно-развивающей работы является психологическая составляющая мотивации. При этом необходимо учитывать, что стимулирование работников в организации может быть связано со многими трудностями: ■ неспособность руководителей эффективно и последовательно применять методы мотивации; ■ изменение потребностей работников со временем, что обусловливает необходимость изменения мотивации работников; ■ ограничения в отношении и возможностей стимулирования работников; ■ теоретическая неразработанность основных стратегических направлений мотивации работников в организации1. 1 Фролов С.С. Социология организаций. — М- Гардарики, 2001.— 384 с. Метолы мотивации персонала2 1.Проблема мотивации в организациях не может быть решена без учета действия механизма непосредственного изменения поведения членов организации. Основной целью метода регулирования поведения членов организации является формирование желательного для руководителей поведения членов организации. Достижение этой цели осуществляется в несколько этапов. · Определение желательного поведения членов организации. · Разработка критериев организационного поведения. · Выявление нужных подкреплений для формирования желательных видов поведения у членов организации. · Определение степени воздействия подкрепителя на поведение членов организации. 2. Материальная заинтересованность — один из основных общечеловеческих стимулов трудовой активности. Причем, удовлетворенность работников заработной платой зависит не столько от размера, сколько от социальной справедливости оплаты труда. При всей увлеченности своим делом, добросовестном отношении к работе, сознание, что другой человек при значительно меньшем вкладе получает столько же, оказывает деморализующее влияние на работника. 3.Средством мотивации могут служить не только метод регулирования членов организации, материальное вознаграждение, но, и все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения. 1 Фролов С.С. Социология организаций.— М.: Гардарики, 2001. — 384 с. 2 Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. —М: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
Определенные результаты может дать использование такой стратегии, когда общность судьбы предприятия и работников закладывается в общую философию фирмы и воплощается во всех аспектах деятельности предприятия и работы с персоналом, В частности, это может быть выпуск высококачественной продукции с акцентированием фирменной марки, регулярное привлечение работников к реализации своей продукции, эффективная поддержка предложений и различных видов активности персонала. 4.Системный подход к мотивации персонала1 основан на всестороннем учете психологических принципов мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности, а также действенных методах мотивации привлечения, удержания и эффективного труда. Системный подход включает управление мотивацией работников на всех уровнях с использованием всех видов мотивации: в зависимости от временных рамок — долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной и сиюминутной; в зависимости от стимулов — материальной и нематериальной, денежной и неденежной. Системный подход предполагает сочетание действия организационных стимулов и последовательных усилий менеджеров всех звеньев управления по мотивации персонала в четком соответствии Для проведения коррекционно-развивающей работы психолог должен иметь информацию о том, какие мотивы могут побуждать работника к добросовестному труду. 1 Организационная психология: мотивация деятельности, мотивация персонала, http://azps.ru/articles/personal.html
В отечественной психологии выделяют следующие основные мотивы1. ■ увлеченность профессией, своими делом; ■ ориентация на получение максимального материального вознаграждения; ■ осознание важности и нежности работы, даже не слишком материально привлекающей работника. В западной психологии предлагают иную систему факторов, определяющих чувство удовлетворенности работой2: ■ вознаграждение; ■ безопасность; ■ рабочая среда; ■ личное развитие и профессиональный рост; ■ чувство причастности; ■ интерес и вызов. Упражнения для коррекции мотивации персонала Упражнение «Предложение» Цель: научиться выбирать способы и методы создания и усиления мотивации другого человека. Описание упражнения. Сейчас я предлагаю вам разбиться на две команды. Задача каждой из команд — разработать план создания или усиления мотивации у участника противоположной команды. Кого вы будете мотивировать, вы выбираете сами. Главная ваша цель — суметь использовать такие мотивы, которые помогли бы вам переманить участника другой группы в вашу команду. Вы можете использовать самые разные мотивы, главное, чтобы они мотивировали участника противоположной команды на переход в вашу команду. Командам дается 5 минут на совещание. 1 Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с. - Там же. Теперь начинаем мотивирующие воздействия. Пожалуйста, первая команда. Вы работаете с одним из участников этой команды. Кто это будет, кого вы выбрали в качестве адресата? (Команда называет своего адресата.) Хорошо. Вы можете расположиться в пространстве так, как считаете нужным, (Команда организует пространство.) Обсуждение. Далее все участники обсуждают, какие мотивы оказали наиболее существенное влияние на решение игроков перейти/не перейти в другую команду. Упражнение «Борьба мотивов» Цель: анализ и согласование собственных противоречивых мотивов. Описание упражнения. Зачастую в нас борются противоречивые импульсы и желания. Этот феномен известен в психологии под названием «борьба мотивов о. Иногда нам даже трудно понять, чего мы больше хотим. Предлагаю сейчас каждому вспомнить ситуацию, в которой вы испытывали борьбу мотивов. Вы хотели сделать что-то важное, но не делали этого, потому что одновременно вам хотелось чего-то другого. Постарайтесь вспомнить такую ситуацию. Будет даже лучше, если эта ситуация актуальна для вас сейчас: хотите сделать что-то, но при этом вам хочется чего-то другого. Кто мог бы рассказать о своей борьбе мотивов? Сначала нужно дать высказаться тем участникам, которые пожелают рассказать о подобных ситуациях. Затем выбрать ту ситуацию, которая кажется тренеру наиболее перспективной для анализа, и предложить группе рассмотреть ее по вопросам. 1. Хочу ли я достичь своей цели? 2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься? 3. Что мне хочется делать? 4. Как соединить это с тем, что я решила сделать? Например: А. решила переосмыслить, переписать и довести до сведения своего персонала новые должностные обязанности. Однако она так устала, что ей хочется одного — спать. В результате она не может ни писать инструкции, ни спать. 1.Хочу ли я достичь своей цели? В принципе, да. Это моя цель, я сама ее перед собой поставила. 2. Хочется ли мне сейчас этим заниматься? 3. Что мне хочется делать? Мне хочется выспаться, а потом уехать в отпуск. Ну, хотя бы выспаться. Для этого мне дня два нужно валяться в постели. 4.Как соединить это с тем, что я решила сделать? Уйти с работы на два дня, валяться в постели и на диктофон записывать свои мысли об инструкции! Результатом упражнения должно быть ощущение возможности и полезности соединения противоречивых стремлений вместо борьбы с одним из них. Ролевая игра «Контракт» Цель: определить, какие мотивы способствуют налаживанию, изменению или нарушению взаимодействия. Описание упражнения. Сейчас мы разделимся на две команды. Теперь предлагаю каждой из команд подумать о том, какой контракт она могла бы заключить с другой командой. Контракт должен состоять из четырех частей: Часть 1 Предполагаемое обязательство нашей команды Наша команда сделает для вашей команды то-то и то-то (например споем). Часть 2 Предполагаемое обязательство вашей команды В обмен на это ваша команда сделает для нашей то-то и то-то (например нарисует портрет ведущего). Часть 3 Неустойка нашей команды Если наша команда не выполнит обязательств, предусмотренных Частью I, мы должны будем выплатить такую-то неустойку (например станцевать танец «Маленьких утят»). Часть 4 Неустойка вашей команды Если ваша команда не выполнит обязательств, предусмотренных Частью 2, она должна будет выплатить такую-то неустойку (например сочинить стихотворение о мотивации). Итак, сейчас каждой команде дается 10 минут для формулирования условий предлагаемого ею контракта. Очень важно, чтобы все условия вашего контракта были в принципе выполнимыми и чтобы их можно было выполнить до истечения срока нашего занятия. Напишите контракт на бумаге и передайте его другой команде. Каждая из команд должна будет решить, согласны ли вы принять предложенный вам контракт со всеми его условиями. Если какое-то из условий предложенного контракта команду не устраивает, она готовит свои предложения по изменению условий контракта. Теперь, когда вы узнали предложения другой команды, вам дается 5 минут для обсуждения предлагаемого контракта и всех условий. Прошу команды сообщить мне результаты своего обсуждения. После того как контракты заключены (или не заключены), обсуждение того, что мотивировало принять условия контракта, изменить их или отклонить. Соответственно, проследить, какие мотивы вызывали желание сотрудничать, а какие мешали этому.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.127.63 (0.01 с.) |