Специфика профессиональной позиции психолога-консультанта в организации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика профессиональной позиции психолога-консультанта в организации



 

Консультирование охватывает достаточно широкий круг психологических проблем. В любой сфере, в кото­рой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Не является исключением и область орга­низационной психологии, психологии менеджмента. Консультирование включает в себя профконсультирование (проводимое при отборе кадров и приеме на работу), промышленное консультирование, консультирование ру­ководителей и др. Зачастую такое консультирование на­зывают деловым консультированием, предполагая, что речь идет о консультировании как отдельных сотрудни­ков предприятия, так и организации в целом. В различ­ных исследованиях отмечается1, что основной функцией психолога-консультанта, независимо от специфики его консультирования является предоставление клиенту не­обходимой психологической информации, стимулирова­ние егоактивности работы над собой. При этом деловое консультирование предполагает, что клиентом может выступать как отдельная личность (сотрудник, руково­дитель предприятия), так и организация в целом.

Как отмечает Ф. С. Исмагилова1, деятельность, содер­жание которой связано с проведением делового консуль­тирования, предъявляет определенные требования к лич­ности специалиста. Деловое консультирование осуществ­ляется в форме непосредственного взаимодействия консуль­танта с клиентом (если речь идет о предприятии в целом, то взаимодействие осуществляется с руководством пред­приятия, топ менеджерами), в ходе которого часто затра­гиваются жизненно и личностно важные для клиента воп­росы. Все это определяет высокую значимость для кон­сультанта профессиональных этических норм, которые наряду с документальными предписаниями регулируют его профессиональное поведение. Нужно подчеркнуть, что эти­ческие нормы, разработанные для психолога-консультан­та любой организации, достаточно универсальны.

В частности, этические принципы профконсультанта в организации включают:

■ компетентность;

■ конфиденциальность;

■ сотрудничество с клиентом, поддержку его активности;

■ лояльность по отношению к клиенту;

■ лояльность по отношению к коллегам.

Основными принципами деятельности психологов, проводящих консультирование в рамках организации, можно считать следующие2:

· научность, заключающуюся в изучении сущности, зако­номерностей развития теории и практики профессиональ­ного консультирования с учетом психолого-педагогичес­ких, психофизиологических, медицинских, социально-экономических задач, решаемых в его процессе;

· гуманистическое отношение к личности консультируемого;

· понимание профессиональной консультации как совме­стной деятельности консультанта и оптанта, основу которой составляют субъект-субъектные отношения;

· ориентация на приоритетность интересов, потребнос­тей, желаний личности по сравнению с запросами обще­ства на специалистов высокой квалификации;

· активизация самостоятельности клиента в вопросах профессионального самоопределения;

· использование диагностического подхода с целью ана­лиза и прогноза профессионального развития консуль­тируемого;

· обучающий и формирующий характер профконсультационной деятельности;

· непрерывность повышения квалификации профконсультантов, их самосовершенствования и саморазвития.

1 Шнейдер Л.В., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологи­ческое консультирование.— М.: Ижица, 2002.— 224 с; Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001.— 224с, с. 20-26.

1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультиро­вания. — М.: Издательство Московского психолого-социаль­ного института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2003. — 256 с.

2 Там же.

 

В большинстве исследований (Р.С. Немов, Ф.С. Исмагилова, М.Ю. Шейнис) отмечается, что для делового кон­сультирования лучше всего подходит деловая обстанов­ка, в которой проводится работа психолога-консультанта с клиентом, а также деловой характер взаимоотношений между ними. Это, в частности, означает следующее1.

Во-первых,такое консультирование лучше всего про­водить непосредственно на рабочем месте клиента и в при­вычной для него деловой обстановке. Тогда ему легче бу­дет понять и практически выполнить, здесь и теперь, ре­комендации, полученные от психолога-консультанта. Са­мому же консультанту нахождение в обычной деловой атмосфере вместе с клиентом поможет лучше разобрать­ся в сути проблемы, волнующей клиента, и найти наибо­лее правильное ее решение.

Во-вторых,в практике проведения делового консуль­тирования сам психолог-консультант должен вести себя как деловой человек. Тогда клиент сможет многому на­учиться на его личном примере.

В-третьих, деловое поведение психолога-консультанта, несомненно, повысит доверие к нему со стороны клиента.

Наконец,в-четвертых,деловой подход к проведению психологического консультирования означает, что еще до начала консультации с клиентом должны быть полно­стью оговорены ее условия: время, место, ожидаемые ре­зультаты, стоимость и т. п.

1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

В процессе делового консультирования можно выделить две основные фазы и соответствующие им подфазы1.

Фаза 1:предполагает определение цели и проблемы клиента, четкую формулировку его запроса и включает следующие подфазы:

1) установление отношений взаимопонимания между психологом и клиентом, включая определение ответствен­ности того и другого;

2) получение информации о клиенте (для лучшего по­нимания клиента);

3) анализ информации о клиенте и соотнесение этой информации с целями и проблемами;

4) выводы, вынесение консультационного диагноза.

Фаза 2:достижение целей консультации или решение проблем клиента, что предполагает две подфазы:

1) вмешательства психолога, выбранные на основе диагноза;

2) оценка использованных вмешательств.

Эффективность консультативного процессасвязыва­ют, как правило, с личностным продвижением и ростом. Если говорить об организации в целом, то, соответствен­но, консультирование должно приводить к повышению про­мышленной эффективности предприятия. Эффективность проведения делового консультирования может зависеть от того, какую позицию занимает психолог-консультант. Консультант может занять в ситуации общения одну из следующих позиций:

- быть внутри ситуации,

- быть вне ситуации.

Процесс психокоррекции будет более эффек­тивным, если консультант владеет конкретными факта­ми, так как это позволяет ему увидеть ситуацию изнутри. Представляя себя на месте клиента, консультант сможет понять, почему клиент поступил именно так, что побуди­ло его к подобным действиям, какие из возможных вари­антов выбора ему лучше предложить в данной профессио­нальной ситуации.

1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультиро­вания. — М.: Издательство Московского психолого-соци­ального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.

В то же время пребывание в позиции внутри ситуации имеет свои издержки:

■ у консультанта ограничиваются возможности объек­тивной оценки ситуации, ослабевает эффект «взгляда со стороны»;

■ у консультанта, сопереживающего клиенту (например сильно расстроенному из-за потери работы и ее безуспешных поисков), может возникнуть синдром «эмо­ционального сгорания», то есть наступить эмоциональ­ное и нервное истощение.

Если консультант занимает отстраненную позицию, сохраняя ее даже в моменты сильных эмоциональных пе­реживаний клиента, то тем самым он сохраняет способ­ность к объективной оценке ситуации и предохраняет себя от эмоциональных перегрузок.

М.Ю. Шейнис отмечает, что психолог, работающий в сфере делового консультирования руководства и персонала предприятий (организаций), достаточно сильно отличается от обычного психолога-консультанта. В связи с этим мож­но выделить две основные цели бизнес-консультации1.

Первая цель — попытка разбудить внутренние резервы человека и подтолкнуть их реализацию в нужном направ­лении.

Вторая, не менее важная цель — на основе полной и достоверной информации о социальных процессах в струк­турных подразделениях помочь руководителю разработать полномасштабную кадровую стратегию предприятия.

1 Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации, мара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. — 224 с.

В связи с обозначенными целями М.Ю. Шейнис выде­ляет два вида или направления бизнес-консультирования1:

личностно (клинически) ориентированное(ориенти­ровано на улучшение экономических показателей пред­приятия через индивидуальную работу психолога с от­дельными сотрудниками);

социально-организационное(ориентировано на улучше­ние экономических показателей предприятия путем влияния на каждого отдельного сотрудника, через усо­вершенствование организационной структуры и кад­ровой политики в целом).

Практический психолог на предприятии (в организа­ции) использует оба направления, отдавая преимущество той или иной форме, исходя из специфики предприятия и тех проблем, решения которых от него ждут.

Рассмотрим каждое из этих направлений, выделив специфику консультативной работы психолога в лично­стно ориентированном и в социально-организационном направлении.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.021 с.)