Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология организационных отношений в управленииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие организационных отношений. Организационные отношения — это психологические отношения работников органа правопорядка, находящие конкретное отражение в их профессионально-должностных позициях, а также в реальных взаимоотношениях по поводу совместного выполнения должностных обязанностей. Организационные отношения характеризуют особый пласт сознания работника - организационное сознание, от которого зависит его организационное поведение. Реализуясь в виде субъективных отношений личности работника, они ведут к формированию соответствующей позиции (профессионально-должностной позиции), которая обеспечивает включение и ориентацию работника в системе управления органом правопорядка и его организационное самоопределение. Организационные отношения, выступая как взаимоотношения, определяют сущность и психологическое содержание контактов, ориентированных на согласование действий и поступков работников органа правопорядка. Организационное сознание выполняет важнейшую роль в процессе структурирования организационного поведения работника. Так, организационное сознание позволяет «увидеть» себя в системе сложившихся организационных связей, определить свои должностное положение и роль в организации, т.е,: сформировать соответствующую профессионально-должностную позицию. Профессионально-должностная позиция есть следствие проявления организационного сознания применительно к поведению человека в конкретно взятой социальной организации и конкретно взятой должности. Можно сказать, что организационное сознание находит реальное воплощение в организационных отношениях1. Динамика организационных отношений. Сложность управления персоналом органов правопорядка заключается в том, что реальные организационные отношения зависят от нормативно определенных взаимозависимостей работников И степени адекватности их осознания работниками органов правопорядка. Можно выделить следующие разновидности соотношений между заданными организационными зависимостями и реальными связями работников: • взаимозависимости не заданы (указаний на них в нормах, организационных документах и должностных обязанностях нет), но реальные организационные связи наблюдаются; • взаимозависимости заданы, но работник их не осознает, контакты ослаблены или совсем не наблюдаются; • взаимозависимости предписаны, осознаны работниками, и имеются реальные организационные отношения; • взаимозависимости заданы, осознаны работником, но в силу различных причин контакты отсутствуют; • взаимозависимости не заданы, хотя целесообразны с практической точки зрения, реальные связи не наблюдается и т.д. Исследования показывают, что круг осознаваемых организационных зависимостей гораздо шире круга реальных организационных контактов. В основном непосредственные организационные отношения, «контакт лицом к лицу», ограничены ближайшим должностным окружением, работниками своего подразделения (службы) и конкретного органа правопорядка. Можно и нужно говорить о сетях организационных отношений. Сеть организационных отношений — это совокупность сознательных, избирательных связей работника с различными элементами жизни и деятельности в органе правопорядка как социальной организации. Это определяющая особенность оценок, интересов и предпочтений в организационном поведении. Сеть организационных отношений — это также совокупность целеориентированны на согласование, кооперацию в совместной работе взаимосвязей работников органа правопорядка. С психологической точки зрения значимыми характеристиками сетей организационных отношений являются: • взаимозависимость и взаимосвязанность их элементов (работников подразделений); • целеориентация сетей как по включенным в них лицам и группам, так и по решаемым профессиональным задачам; • объем (круг) предполагаемых и действительных контактов работников и функциональных групп, входящих в сети организационных отношений; • совпадение или рассогласование ожиданий в образовании сетей; • степень представленности в сознании работников сетей организационных отношений; • удовлетворенность личности работника, функциональной группы, коллектива органа правопорядка в целом состоянием сетей организационных отношений, что отражается в соответствующих характеристиках социально-психологического климата. На основе анализа и проведенных исследований можно утверждать, что психологическая структура профессионально-должностной позиции работника органа правопорядка включает в себя следующие элементы: • концептуальные (организационные ценности, убеждения, представления, приоритеты, отношение к существующей системе управления органами правопорядка и т.п.); • познавательные (знание и понимание сущности своих должностных обязанностей, прав и ответственности, содержания и порядка взаимодействия с другими работниками); • цеммотшационные (организационные цели и задачи, деловые мотивы, оценки, удовлетворенность организацией работы и служебными контактами и т.п.); • профессионально-творческие (уровень профессиональной и организационной подготовленности, деловой самостоятельности, инициативы, самоорганизации и т.п.). Все элементы профессионально-должностной позиции взаимосвязаны, поэтому процесс ее формирования у работников должен строиться с учетом управленческого воздействия на каждый из них. Конечно, отклонения могут чаще обнаруживаться в какой-либо одной из подструктур (например, недостаточно четкое и полное представление о круге своих должностных обязанностей). Однако можно предполагать, что в этом случае познавательные элементы позиции зависят от отсутствия интереса к работе и недостаточной мобилизованности. Таким образом, здесь влияние должно идти по пути управленческого воздействия уже на две взаимозависимые подстурктуры (познавательную и целемотивационную) профессионально-должностной позиции. Психологические аспекты проектирования и нормирования организационных отношений. Концептуальное значение для проектирования организационных отношений имеют принципы: • единства целей, предполагающего согласование служебных целей, достижение взаимопонимания и целенаправленности во взаимодействии работников; • ответственности работников за выполнение своих должностных обязанностей; • согласования прав и ответственности; • разделения труда в соответствии с должностными обязанностями и служебными целями, поставленными перед каждым работником; • делегирования полномочий, означающего, что работа, которая может быть выполнена на нижележащем уровне управления, должна быть делегирована руководителем соответствующим подчиненным; • опоры на передовые формы управления и использование научных достижений в формировании и поддержании стабильных организационных отношений. Исследования показывают, что для разработки эффективных организационных отношений целесообразно следовать следующим семи рабочим правилам: 1) обоснованное сочетание в организационных отношениях нормативно предписанных действий и самоорганизации работников; 2) развитие работников и функциональных групп в системе организации органа правопорядка, учет перспектив их деятельности и карьеры; 3) заинтересованность работников в организационной деятельности и ее соответствующее стимулирование; 4) учет психологической совместимости людей в системе организационных отношений, организационных предпочтений и притяжений при расстановке кадров; 5) доминирование общеорганизационных целей перед частными целями подразделений, служб, отдельных работников; 6) учет психологического уровня развития профессиональных коллективов; 7) ориентация на психологические и физические возможности человека при нормировании его труда, определении его обязанностей и объема ответственности. В качестве содержательных элементов проектирования и нормирования выступают: для сетей организационных отношений • ориентация сетей, • диапазон сетей, • критерии и мотивация выбора делового партнера, • согласованность сетей, • преодоление функциональной замкнутости сетей; для профессионально-должностной позиции сотрудников • их организационные концепции, • усвоение ими должностных обязанностей, прав и ответственности, • мотивы самоопределения и самоутверждения в социальной организации, • формы самоутверждения, • стимулирование и перспективы должностного роста, • уровень знаний, умений и навыков в представлениях и оценках работников; для реальных организационных связей и контактов • порядок и периодичность контактов, • формы организационного воздействия друг на друга, • предполагаемый результат контактов, • стабилизация контактов. В качестве основных носителей предмета психологического проектирования организационных отношений могут выступать различные организационно-управленческие документы: проект оргструктуры органа правопорядка; организационно-управленческие регламенты работы; технологические правила работы и инструкции; нормативно-правовые акты (положения, уставы, приказы, наставления и т.п.); должностные инструкции; методические рекомендации и т.п. При проектировании организационных отношений в органе правопорядка необходимо обращать внимание на решение следующих психологически важных для работников вопросов: • четкого формулирования целей деятельности каждого работника и отдельных служб и подразделений; • создания эффективной мотивации, что достигается в первую очередь ясным и однозначным формулированием конечных результатов деятельности, критериев ее оценки, стимулов за служебные достижения и неудачи, способов определения вклада каждого работника в совместную деятельность; • четкого определения рабочей зоны (участка, объекта и т.п.), обслуживаемого отдельным работником или группой сотрудников; • обеспечения стабильности службы или подразделения; • формирования требований к руководителю функциональной группы (службы или подразделения) органа правопорядка; • комплектования службы, подразделения или временной рабочей группы с учетом психологической совместимости работников и их профессиональной подготовленности; • оптимизации численности профессиональной группы; • планирования основных видов взаимосвязей и контактов работников, служб и подразделений органа правопорядка.
1 Панкин А.И. Психология организационных отношений: методология, теория, практика. М., 1990. - С. 18-35.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.152.194 (0.008 с.) |