Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гомосексуальность как диагностическая категория в десткой клинике

Поиск

Гомосексуальные побуждения, которые появляются во время развития, разместить в классификации психопатологии дет­ства не легче, чем диссоциальные. Мы наталкиваемся на те же самые вопросы: начиная с какого возраста поведение характе­ризуется как гомосексуальное, какие отношения существуют между нормальными психосексуальными ступенями и гомосек­суальными явлениями и насколько возможно определить пред­варительные ступени гомосексуальности и предсказать откло­нения от нормальной сексуальности во взрослой жизни по их первым признакам.

С момента появления в 1905 г.» работы 3. Фрейда «Три очер­ка теории сексуальности» растущая психоаналитическая лите­ратура работает над темой гомосексуальности. Не все эти пуб­ликации имеют отношение к детскому возрасту. Важное разли­чие между проявляющейся и латентной гомосексуальностью, на­пример, основывается на фактическом осуществлении сексуаль­ных действий у взрослых (бессознательные фантазии или про­являющиеся акты) и не может быть сразу перенесено на сексу­альные игры детей. Различие между пассивной и активной го­мосексуальностью (или лежащими в их основе фантазиями) ка­сается роли партнера в сексуальных отношениях, т. е. в актах, которые входят в рассмотрение только после пубертатности. Мно­гие обсуждавшиеся вопросы о том, насколько излечима гомо­сексуальность, также касаются только взрослых, которые вос­принимают это отклонение либо приемлемым для себя, либо страдают от него и под его давлением ищут врачебной помощи.

Ряд других вопросов, которые также встречаются в литера­туре, имеет большое значение для детского аналитика. Здесь сле­дует подчеркнуть в особенности три темы: роль однополовости и разнополовости для выбора объекта; различия между рекон­струкцией из анализа взрослых и прямым наблюдением за

Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских не­врозов. СПб., 1997, стр. 330—347.

ребенком для оценки сексуальной направленности; общие вопро­сы сведения гомосексуальности либо к врожденным, либо к приобретенным влияниям и их взаимоотношениям друг с другом.

Выбор объекта в зависимости от возрастных ступеней

То, что оба пола в детстве заполняют своим либидо как женские, так и мужские объекты, принадлежит к основопо­лагающим открытиям психоанализа. На различных возрастных ступенях развития либидо выбор объекта происходит на основе различных потребностей и необходимостей. Объединения с ли­цами того же пола являются поэтому такими же нормальными, как объединения с лицами противоположного пола, и никакое из этих предпочтений неприемлемо для прогнозирования более поздней нормы и аномалии (см. у 3. Фрейда: «Выбор объекта представляется психоанализу скорее независимым от пола объек­та, как его можно наблюдать в детском возрасте, в примитив­ных состояниях и раннеисторические времена, где существуют одинаково свободные директивы относительно мужских и жен­ских объектов, чем изначально заданным» (1915).

Маленькие дети в начале жизни выбирают свои объекты на основе осуществления своих потребностей и желаний, не обра­щая внимания на половую принадлежность. Мать заполняется либидо, потому что ее ухаживание доставляет удовольствие, отец — вследствие своего удивительного всемогущества, как за­щитник, как повелитель матери и т. д. Там, где отец вместо ма­тери берет на себя уход за ребенком, ребенок переносит на него «отношение к матери»; где мать играет в семье ведущую роль, к ней направляется «отношение к отцу». Однако естественным образом ребенок и того, и другого пола либидоносно связан с обоими полами. Мы по праву говорим, что маленький ребенок не является ни гомосексуальным, ни гетеросексуальным. Мы мо­жем точно так же сказать, что он является и тем, и другим.

То, что первый выбор объекта у человека происходит на та­кой основе, подтверждается при переносах на аналитика во вре­мя лечения. Здесь пол также имеет мало значения. Отношение к отцу и матери переносится как на мужчину-аналитика, так и на женщину.

В самом деле, включая этот первый «выбор объекта по типу опоры и поддержки» (т. е. на основе удовлетворения потребнос­тей), все прегенитальные частные инстинкты ведут себя тем же самым образом. Они исходят из удовлетворений, для которых

сексуальный аппарат партнера не играет никакой роли, однако его другие свойства и действия имеют для них значение. Там, где мать доставляет ребенку оральное или анальное удоволь­ствие, мы можем сказать, что мальчик является на этой фазе гетеросексуальным, девочка — гомосексуальной; где отец и мать смешивают свои роли, результат противоположен. В связи с вы­бором объекта здесь рассматривается специфическая цель част­ного инстинкта, который пока независим от пола.

В противоположность предшествующей генетической ступе­ни на фаллической фазе пол объекта любви стоит на первом месте. Генетически обусловленная высокая оценка мужского орга­на побуждает как мальчиков, так и девочек выбирать объект, который обладает пенисом или которому по меньшей мере в фан­тазиях приписывается обладание пенисом (фаллическая мать). Как бы ни происходило прежде их сексуальное развитие, на этой ступени они не могут освободиться «от выделенного по­средством определенного условия объекта», («Как наш малень­кий Ганс, который одинаково нежен как с мальчиками, так и с девочками и при случае зовет своего друга Фрица «своей са­мой любимой девочкой». Ганс гомосексуален, как только могут быть гомосексуальны все дети в полном соответствии с фактом, которого нельзя не замечать, что он знает лишь один вид гени­талий, таких, как у него самого» — 3. Фрейд, 1915).

Сам Эдипов комплекс (как положительный, так и отрицатель­ный), конечно, основывается на половом различии, и выбор объек­та эдипальных детей происходит не иначе, как среди взрослых. Положительная эдипальная связь с родителями противополож­ного пола по внешнему проявлению похожа во всех отношени­ях на взрослую гетеросексуальность, связь с родителем того же пола — на взрослую гомосексуальность. Оба проявления нахо­дятся в рамках нормального развития и основываются на био­логически обусловленной бисексуальности человека. С другой стороны, здесь существуют качественные различия в заполне­ниях, которые можно рассматривать как первые предвестники более поздних отклонений от нормальной сексуальной цели. Ре­бенок обнаруживает большую притягательную силу, которая ис­ходит либо от мужского, либо от женского объекта и основыва­ется на впечатлениях от преэдипального времени. Здесь имеет значение, как отец и мать выполняют свои собственные мужс­кие и женские роли. Где остаются фиксации на агрессивно-са­дистической стороне анальной фазы, они толкают мальчика в сторону положительного Эдипова комплекса и к последующей

ЛЧ

гетеросексуальности, фиксации на оральной и анальной пассив­ности толкают в обратную сторону, а именно к отрицательному Эдипову комплексу и к более поздней гомосексуальности.

Со вступлением в латентный период эти предвестники опять отступают на задний план, за исключением случаев невроти­ческих детей с неразрешенными эдипальными образованиями. Здоровый латентный ребенок, у которого на первом плане на­ходятся ограниченные, отодвинутые и сублимированные стрем­ления, выбирает свои объекты опять без особого внимания к их полу. Например, учителя, которые играют большую роль для школьника, заполняются положительно или отрицательно, т. е. любимы, уважаемы, внушают страх и т. п., не на основе их му­жественности или женственности, а потому, что они готовы по­мочь, могут понять и увлечь, бывают строгими, неприступными и вызывающими страх.-

Важно также обратить внимание на то, что в латентном пе­риоде либидоносное отношение к старшим товарищам строится иначе, чем у взрослых. То, что мальчики предпочитают друзей или товарищей по игре мужского пола и отстраняются от дево­чек, внешне кажется проявлением гомосексуального выбора объекта, в действительности же является признаком здоровой мужественности (т. е. последующей гетеросексуальности); более поздняя гомосексуальность проявляет себя противоположным образом, т. е. такой мальчик ищет общество девочек и предпо­читает их игрушки, их книги и занятия. Девочки, стремящиеся играть с мальчиками, разделяющие их интересы и т. п., не ищут мужского партнера, а хотят сами быть мальчиками. Б эту сто­рону их толкают пенисная зависимость и комплекс мужест­венности, а не их феминистические установки.

В латентности в качестве внешне проявляющейся гомосек­суальности выступает то, что соответствует, следовательно, ге­теросексуальным побуждениям; внешне проявляющаяся гетеро-сексуальность соответствует гомосексуальности. Перевернутое состояние объясняется тем, что на этой генетической ступени отношения к старшим товарищам основываются не на объект­ных отношениях к партнеру, а на идентификации с ним. Ребе­нок стремится к «тождественности» (см. пословицу «Свой своя­ка видит издалека») с соратниками, что обыкновенно включает в себя факт одинакового пола.

В предпубертатности гомосексуальные связи не менее час­ты и также не менее нормальны, чем гетеросексуальные. Они мало или ничего не значат для более позднего выбора объекта

и основываются прежде всего на повторении старых, прегени-тальных отношений.

Гомосексуальный выбор объекта в пубертатности основан по большей части на частых в этом периоде жизни регрессиях от либидного заполнения объекта к себялюбию (нарциссизму) и пер­вичной идентификации. В таких случаях субъект служит для са­мого себя, или, правильнее сказать, для идеальной картины са­мого себя, включая собственную идеализированную сексуаль­ную функцию, в качестве партнера. Сходство таких отношений с гомосексуальными связями между взрослыми мужчинами яв­ляется лишь поверхностным. С метапсихологической точки зре­ния последние связи соответствуют заполнению какого-либо партнера объектным либидо, первые отношения являются нар-циссическими феноменами и принадлежат вместе с многими другими к шизоидным симптомам, которые появляются в пубер­татности. Они показывают, как глубоко заходит в отдельном слу­чае регрессия либидо, и мало что говорят о том, как сложится будущая любовная жизнь индивида.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.200.78 (0.008 с.)