Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Псевдосимптоматическая ЗадержкаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При использовании детскими психиатрами и воспитателями диагноза «инфантильный психоз» чаще происходит гипердиагностика, чем гиподиагностика. Приписывание родителями и профессионалами психогенной этиологии странному, вычурному поведению долго предшествовало появлению нового интереса к этой теме в психиатрической литературе. Общеизвестно, что развитие поведения подлежит по крайней мере временному давлению со стороны окружающей среды. Очень естественно, что родители дефективных детей стремятся найти внешнюю причину, которая бы объясняла наблюдаемую задержку развития. Родители надеются, что данные причины являются препятствиями и могут быть устранены в процессе лечения или исчезнут сами, тем самым освободив потенциал развития. В связи с историей заболевания ребенка родители приводят в доказательство какие-либо правдоподобные причинные факторы, такие, как длительная госпитализация, на-сильное кормление, различные долго не прекращающиеся формы экземы, доминантная няня, заболевание или травма. Пересказывая историю случая, родители добавляют оправдательные утверждения: «Некоторые вещи он делает очень хорошо»; «Он так много понимает»; «Как будто ему что-то мешает, что-то держит его, не давая двигаться вперед»; «У него отличные способности»; «У него намного больше способностей, чем он хочет использовать»; «Однажды он очень ясно сказал целое предложение»; «Он выглядит грустным». В некоторых случаях сохранные элементы поведения и внимания настолько сходны с нормальным поведением, что их интерпретация родителями как прогрессивных кажется правдоподобной. Часто поведение ребенка очень причудливо, и, как это ни парадоксально, достаточно самой странности этого поведения, чтобы привести к диагнозу, который может пропустить явный умственный дефицит. Когда поведение принимает причудливые формы, то появляется соблазн найти психогенный источник и построить структуру заболевания на этих симптомах. Например, у ребенка может быть чрезмерная фиксация на одной игрушке или на одном и том же действии, таком, как пересыпание песка через трубочку, открывание и закрывание двери. Это специфическое поведение вводит в заблуждение и смещает фокус внимания при интерпретации данного случая. Поведению приписывается только символический смысл, при этом недоучитываются множественные симптомы, явно указывающие на базовый интеллектуальный дефицит. Чрезвычайная стереотипность является частой характеристикой таких групп случаев. По своей природе стереотипии склонны к чрезмерному разрастанию. Это может быть широко распространенное раскачивание, издавание звуков, невнятная непонятная речь, жевание, щелканье, сопение и другие действия. Мутизм, негативизм, уединение фигурируют в разных синдромах. Негативизм может проявляться как небрежность в произнесении звуков или рассеянность, необращение внимания на другого человека. Часто это сочетается с гиперактивностью. Если ребенок апатичен, то его отсутствие внимания к человеку может быть скорее распознано как форма невнимания при умственном дефиците. Но такое поведение часто сочетается с привлекательным лицом и далеким, задумчивым выражением на нем, что создает впечатление спящей или непонятной нормальности. Действительно, существует некая отвлеченность в поведении ребенка, что наводит на размышления о нереализованном потенциале. Когда врач некритично поддается данному впечатлению, то он может описать это состояние как симптоматическую задержку развития. Родители одобряют веру в то, что через какое-то время ребенок придет к норме. Они посещают специальные курсы коррекции, прибегают к интенсивным и дорогим психотерапевтическим программам. Родители совершают героические подвиги, чтобы обучить ребенка и преодолеть те преграды, которые, по их мнению, задерживают и отклоняют его развитие. Это описание и иллюстрирующие его случаи полностью соответствуют случаям аутистических и психотических детей, опи- санным впоследствии. Гезелл и Аматруда обозначили таких детей как имеющих псевдосимптоматическую задержку развития, так как причудливыи характер поведения благоприятствует представлению о психогенной этиологии, тем самым затемняя истинную природу органического расстройства. Термин «псевдопсихогенный» был бы более точен. Наш последующий опыт, так же как и других, подтверждает эту точку зрения, что у большинства этих детей есть интеллектуальный дефицит разной степени тяжести. СТАДИИ АУТИЗМА И ИНФАНТИЛЬНЫХ ПСИХОЗОВ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ В детских больницах можно увидеть целый спектр расстройств развития в тех случаях, когда дети специально поступают для оценки этих расстройств, или же тогда, когда эти расстройства сопутствуют острым или хроническим заболеваниям. Одной из основных характеристик аутизма и инфантильных психозов является то, что они проявляются с рождения или в первые несколько лет жизни ребенка. Поэтому наблюдение детей в ранний период развития может принести больше пользы, чем ретроспективный сбор информации и попытки реконструировать картины раннего развития. До 2 лет дети обычно наблюдаются в педиатрических службах развития. В более позднем дошкольном возрасте дети могут наблюдаться в различных учреждениях в зависимости от наличия у них каких-либо моторных, сенсорных или иных проблем. Таким образом, дети от 2 до 5 лет со странностями поведения редко направляются на консультацию, если их интеллект в гелом более или менее соответствует норме. В исключительно редких случаях дети впервые попадают на консультацию после 5 лет. Было произведено специальное исследование самых маленьких детей, диагноз аутизма у которых был основан на клинических симптомах. Предварительный отчет о первых результатах был сделан в 1961 г. и будет изложен на следующих страницах. Диагностические критерии Первым диагностическим критерием служил недостаток внимания к человеку как живому субъекту, что Каннер называет экстремальным одиночеством. Такой диагноз не ставился, если ребенок, воспринимая взрослого как живого человека, из страха или неприязни намеренно избегал общения с ним. Наличие или отсутствие глазного контакта является показателем, который часто фигурирует в литературе при описании детей с психозами, и нередко ошибочно используется как мера осознанности социального взаимодействия. Также аутисты, взаимодействуя со взрослым, могут тянуться в первую очередь к очкам, волосам, усам и пр. Если эти действия не сопровождаются нормальным социальным взаимодействием, то такая форма глазного контакта не является нормальной. Второй диагностический критерий — стремление к сохранению постоянства во всем — проявляется в двух формах: как настойчивость в сохранении постоянства окружающей среды и как бесконечное повторение однообразного поведения. Рабская привязанность к рутине может появиться только в том случае, если ребенок достиг возраста, когда он достаточно мобилен, чтобы контролировать внешнюю ситуацию. Ребенок выражает свое стремление к постоянству плачем при изменениях. Обычно одни стереотипные паттерны мы можем наблюдать только у самых маленьких пациентов. Прерывание однообразных действий может приводить к гневным реакциям и в других возрастных группах. Причудливые стереотипные действия могут также наблюдаться в связи с умственной недостаточностью, особенно если имеют место обширные нарушения. Преобладающее большинство таких дефективных детей обладают очень незрелыми механизмами социального взаимодействия, хотя и соответствующими их уровню развития. Диагноз аутизма или психозов никогда не ставится на основании одной только незрелости механизмов социального взаимодействия. Третьим диагностическим критерием, по Каннеру, является недостаточность использования речи для коммуникации. Исследование речи у данной группы детей в силу их раннего возраста требует отдельных комментариев, и мы попытаемся это обсудить в дальнейшем. Большинство детей с диагнозом инфантильного психоза было невозможно протестировать. Однако дети с нормальным или почти нормальным интеллектом не представляли сложности для оценки. Дети были способны к правильному использованию тестовых материалов, но выполнение теста прерывалось частыми уходами от задания и переключением на причудливые манипуляции. Другие дети в силу существования сохранных островков нормального или почти нормального поведения при выполнении допускали всего лишь одну или две ошибки. Можно решить, что интеллект таких детей нормален, но не раскрывается полностью, или же можно упорствовать и пытаться выявить поведение, соответствующее хронологическому возрасту ребенка. Хаотичные, фрагментарные и трудные для интерпретации ответы могут быть оценены, если экспериментатор опустится до функционального уровня ребенка; иногда приходится спускаться к раннему детству, чтобы продемонстрировать актуальный уровень ребенка и его потенциал. Нужно отметить, что сходные островки сохранных способностей могут быть продемонстрированы умственно отсталыми детьми, у которых не наблюдается аутистического поведения. Различные диагностические проблемы могут возникать в первые шесть месяцев жизни. Отсутствие социального отношения и интереса к людям поражает, когда сохраняется нормальный адаптивный интерес к тестовым материалам. При наличии умственной недостаточности аутистическая природа поведения может быть непонятной в первые месяцы из-за общей невнимательности и аморфности в поведении ребенка. Процесс становится очевиднее в более старшем возрасте. Первичная оценка пациентов Среди первых 1900 пациентов, наблюдавшихся в педиатрических службах, диагноз «аутизм» был поставлен 64, или 3,4%. Это достаточно большой процент, если учитывать, что около 85% всех обследованных детей были младше 24 месяцев. С тех пор, как основной целью исследования стало обоснование взаимосвязи между поведенческими паттернами и перинатальными осложнениями, приводящими к органическим расстройствам, 14 пациентов, больных фенилкетонурией, были исключены из дальнейшего сравнения. Связь психотического поведения и фенилкетонурии известна: оно присутствовало у 14 из 17 больных с данным заболеванием из всей группы. Проводилось сравнение оставшихся 50 из 64 пациентов со средним возрастом 18 месяцев, 50 детей с отклонениями в развитии в результате различных дисфункций ЦНС без симптомов аутизма и 50 детей без нейропсихиатрических расстройств, которые оценивались для выяснения вопросов об обучении и усыновлении. Обе группы детей с нарушениями значительно отличались от группы нормальных детей, но при сравнении этих групп между собой не было выявлено явных различий во всех сферах — социокультурные факторы, предшествующие осложнения, моторный и интеллектуальный дефицит, сопутствующие расстройства. У аутичных пациентов, так же как и у группы детей без аутизма, отмечалась высокая частота осложнений при беременности, возникших в результате повторяющихся травм. Таблица 1 показывает, что у 1/5 детей с аутизмом был низкий вес при рождении, более чем у половины матерей отмечался токсикоз и/или кровотечение во время беременности и постнатальные осложнения. Схожие показатели отмечались и в группе детей с нарушениями без аутизма; исключение составлял более высокий вес при рождении, но он все же был ниже, чем у нормальной группы. В нормальной группе снижение веса и перинатальные осложнения отмечались чаще, чем в общей популяции, и это связано с тем, что в нее входили дети, идущие на усыновление. Таблица 1 Пренатальные и перинатальные осложнения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.85 (0.01 с.) |