Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гипореактивность Линия пассивностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Соматическое проявление гипореактивности и пассивности мы проиллюстрируем примером тучности в ее рано развивающихся формах. Более половины толстяков набирают лишний вес в первые два года жизни. Кстати, такие случаи — самые резистентные. Имеются убедительные доказательства того, что переедание в первые месяцы жизни — главный виновник иногда необратимых нарушений жирового обмена. От перекармливания неотделима окружающая его психологическая обстановка. Побудительные мотивы матерей столь же сложны, сколь и многообразны. — Смешение физической крепости с упитанностью, суждение о здоровье малыша по тому, как славно он набирает вес. — Незрелость некоторых женщин, плохо справившихся с проблемами оральности; некоторые из них в раннем детстве или в отрочестве страдали анорексией, а став взрослыми, страдают булимией, т. е. имеют чрезмерный аппетит. — Гиперопека, при которой за видимостью беспокойства о ребенке скрываются склонность к резкой смене эмоций, властность, подавление попыток ребенка добиться самостоятельности; — Наконец, серьезные изъяны в осуществлении воспитательного воздействия. За отсутствием подлинных чувств некоторые матери только и могут, что вталкивать в ребенка пищу. Что это в итоге приносит ребенку? Набор тенденций, рано закрепляющихся в психике и составляющих психосоматическое первоначальное ядро тучности. Под ним подразумеваются физио- и психопатологические характеристики, сложившиеся в результате специфических взаимодейственных отклонений, связанных с перекармливанием и имеющих следствием полифагию (чрезмерное потребление пищи) и булимию. Интересно уточнить составляющие этого ядра. 1) Перекармливание происходит в ущерб объектным отношениям, утрачивающим свое либидинальное богатство. Отклонения простираются гораздо дальше оральной фазы. 2) Удовлетворение потребности раньше, чем она возникла, стирает дистанцию между запросом и его выполнением, то временное пространство, которое необходимо для мысленного удовлетворения желания и для генезиса символического представления. 3) Реагирование на любой дискомфорт или эмоциональный запрос с помощью «пищевой отмычки» приучает субъекта разрешать любую трудность материальным, механическим способом — едой, вместо того чтобы прибегнуть к психической проработке. Сталкиваясь позже, в старшем детском возрасте или отрочестве, с дискомфортом либо конфликтом, пациент вступает на легкий путь, проторенный еще в пору самых ранних отношений. Подчинение маленького ребенка понуждениям к еде предполагает его отменную пассивность, о чем можно судить, наблюдая сопротивление, которое малыш, страдающий анорексией, оказывает насильному кормлению. Вокруг этого первоначального ядра и складывается личность тучного ребенка. В дальнейшем она развивается неоднозначно, хотя всегда несет на себе первый отпечаток, иногда закрепленный в самой сердцевине личности, иногда невидимый, но образующий точку фиксации (как мы это наблюдали при тучности, развивающейся в латентном периоде или в отрочестве) в нервных структурах, зачастую сложных, но хрупких и неустойчивых. Испытывая тревогу или оказавшись под угрозой депрессии, пациент совершает регрессию к тому периоду, когда достаточно было поесть, чтобы снять любое напряжение, любой страх. Противоположность этим невротическим формам являет собой так называемая инерционная тучность, при которой прием пищи становится затверженным! механическим действием. Она чаще всего берет начало в самом раннем детстве. Такие — иногда довольно серьезные и удручающе резистентные — формы тучности наблюдаются в эмоционально бедных семьях, члены которых безмолвствуют за обеденным столом, усердно набивая рот и вперившись взглядом в телевизор. Именно в подобной среде особенно очевиден обмен «дурными манерами» между механической жизнью, чью бесцветность скрашивает лишь еда, и чрезмерной озабоченностью питанием, суживающей гуманитарные, культурные интересы. Можно было бы проанализировать и другие векторные линии, а также следы, которыми отмечают личность депривирую-щие события раннего детства, наводящие нас на размышления о генезисе эссенциальной депрессии. Линия пустоты была подробно описана выше с указанием на возможное сохранение изъянов личности в ходе ее развития от младенчества до зрелого возраста: сначала депрессия и формальное поведение малыша, потом невроз поведения и плохо ментализированные неврозы характера. Познавательно в этом отношении недавнее исследование ИПСО, проведенное в сотрудничестве с онкологами18. Заключение Здесь мы лишь бегло коснемся прогноза ранней психосоматической патологии, подсказывающего методику научных исследований. Есть ли специфика в дальнейшем развитии малышей, страдавших психосоматическими расстройствами? Отвечая на этот часто задаваемый вопрос, можно констатировать большие индивидуальные различия. — Полное излечение без позднейшей патологии, доказывающее, что структуры раннего детства отнюдь не предопределяют судьбу человека. Очевидно, решающее значение имеют последующие опыты, которые позволяют заново проработать и усвоить первоначальные данные; эта возможность возникает как из наследственных достоинств и недостатков, так и благодаря обогащающим контактам с внешним миром. — Позднейшая патология, не обладающая, однако, той же спецификой, что и первоначальное расстройство; этим подтверждается общее положение детской психиатрии относительно 18 CI. Jasmin et al. Evidence for a Link between Certain Psychological Factors and the Risk of Breast Cancer in a Case Control Study.— Annals of Oncology, 1990. пластичности психики у ребенка. По достижении им зрелости лишь немногие его структуры подобны или аналогичны тем, что сложились в раннем возрасте. — Позднейшая патология, при которой обнаруживается непрерывность эволюционных линий, но только в детстве. — Непрерывность соматической патологии с раннего детства до зрелого возраста, как это было давно выявлено при некоторых формах астмы и тучности, когда вместе с органическим заболеванием обнаруживались линии психологической непрерывности. Последнее замечание очень важно. Большинство поисковых исследований по психосоматической патологии нацелено на болезни и синдромы в том виде, как они занесены в медицинскую номенклатуру. Однако проблему надо рассматривать исходя не только из соматических характеристик, но также и в ее зависимости от психоэмоциональных структур, не забывая две фундаментальные констатации. — Одно и то же соматическое проявление может обусловливаться различными психическими механизмами или структурами, решающими для эволюции расстройства. Так, анорексии бывают оппозиционные, тревожно-фобические и депрессивные, астмы — эссенциально-аллергические, невротические или даже поведенческие. — Одна и та же структура может давать начало различным соматическим патологиям, как это было с очевидностью показано при описании векторных линий. Из сказанного нами подчеркнем вывод о профилактическом значении ранних врачебных вмешательств, в том числе совместной психотерапии матери и ребенка, приносившей решающие успехи — как с практической точки зрения, так и в плане познания патогенных явлений раннего возраста. Итоговые замечания Психосоматическая патология привлекает внимание терапевтической теории и практики к недочетам, слабостям, пустотам эмоционального мышления, а если речь идет о младенчестве— к формам взаимодействий, порождающим «дыры» в Отношениях или дисторсии, которые ведут к образованию объектных «трещин». Эта патология отрицательного не может не тревожить ревнителей классического психоанализа; такой подход имеет, однако, фундаментальное значение для каждого, кто занимается проблемами соматизации, будь то у взрослых, детей или младенцев. Это составляет немаловажный аспект профессиональной подготовки к психосоматической клинике. Психосоматический подход заставляет выбирать среди различных психоаналитических взглядов, ибо соматизации нельзя осмыслить по традиционным моделям психоанализа. Наблюдения за младенцами, здоровыми или страдающими какой-либо патологией, показали, что реальный малыш значительно отличается от того, который воссоздается при психоанализе. Эти отличия, не разрушающие теорию, внесли в нее частные, но важные уточнения, способные изменить устоявшиеся идеи. В свою очередь, эти изменения помогли значительно прояснить психосоматические патологии, возникающие позднее, в старшем детском, отроческом или зрелом возрасте. Психосоматика, по своему определению, взваливает на психотерапевтическую практику бремя страждущей плоти. Многие расстройства требуют параллельного психотерапии активного, иногда высокоспециализированного общемедицинского вмешательства. Этот подход ставит немало вопросов, среди которых один из самых деликатных — междисциплинарное сотрудничество. Судьба психосоматики младенчества — быть поделенной между многими дисциплинами и людьми, участвующими в исследованиях, профилактике и лечении: педиатрами и неонатологами, биологами, психиатрами, психологами и психоаналитиками, социальными работниками, этологами и т. д. Каждый из них, руководствуясь собственными концепциями, а также интеллектуальными и техническими привычками своей специальности, склонен тянуть ребенка к себе. А ведь так и разорвать недолго! Альтернатива разделенности — междисциплинарные связи. Все говорят об их необходимости, и они развиваются. Но сколько же линий связи еще не включено, к великому ущербу для детей... Герман ПОЛМАЙЕР ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕПРЕССИИ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ1 Развитие современной психоаналитической теории депрессии ведется главным образом в двух направлениях: с одной стороны, это эмпирические исследования (прежде всего непосредственные наблюдения за детьми} для доказательства прежней теории, с другой стороны, это преимущественно теоретические разработки психологии Я в рамках психоанализа, внесшие изменения в понимание депрессии, в частности относительно роли агрессии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.103 (0.009 с.) |