Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младенцы С «трудным» темпераментом

Поиск

«Трудный» темперамент был выделен как синдром ха­рактеристик, включающий в себя высокий уровень активности, интенсивные эмоциональные реакции, трудности приспособле­ния и в целом негативное настроение (Chess, Thomas, 1987). В последние годы к этому набору добавляют нерегулярность со­стояний (например, голода, сна, возбуждения, внимания) и сиг­налов младенца, что может привести к сложностям чтения сигналов и формирования ответного поведения матери, к про­блемам регуляции состояния ребенка, например проблемам кормления (Hagekull et al., 1997}.

Данные литературы показывают, что, несмотря на предпо­ложение о неблагоприятном влиянии такого младенца на взаи­моотношение с родителем, прямой, связи между темпераментом ребенка и различиями в поведении родителя не обнаружено (Bates, 1987). К примеру, неуступчивость, гнев или недостаток уверенности у ребенка могут быть результатом поведения мате­ри, а не темперамента ребенка. В исследованиях, где данные о нестабильности ребенка не связаны с процедурой измерения, показано влияние на уровень активности и эмоциональные ре­акции ребенка особенностей личности матери, ее взаимодействия с младенцем, факта замужества матери. Изменение эмоциональ­ности в положительную сторону в возрасте от 3 до 9 месяцев с большей вероятностью связано с безопасной привязанностью в 12 месяцев (Belsky et al., 1991). Обнаружено, что такая характе­ристика темперамента младенца, как склонность к стрессу, была связана с поведением матери и ее личностью. Однако связей между темпераментом, оцененным в 9 месяцев, и привязаннос­тью матери и младенца в 13 месяцев не выявлено (Mangelsdorf et al., 1990). Измерение характеристик матери пренатально по­казало, что трудности темперамента у детей в первые 8 меся­цев жизни связаны с тревожностью матери (Vaughn et al., 1987). Исследования, в которых характеристики младенца описы­ваются объективным наблюдателем независимо от восприятия ребенка родителем и до момента возможных влияний взаимоот­ношений родитель — младенец, показывают слабую связь меж­ду него катальными характеристиками и развитием отношений родителя и ребенка. Считается, что без влияния на родителя дру­гих факторов риска биологически опосредованные характерис­тики младенца не ведут к изменению отношений. К примеру, обнаружено, что усиление нечувствительности матери к 12 ме­сяцам зависело одновременно как от отрицательных пренатальных отношений, так и от увеличенной раздражительности ново­рожденного. Небезопасная привязанность раздражительного младенца к матери формировалась в случаях, когда матери ис­пытывали недостаток социальной поддержки. Карающее роди­тельское поведение матерей-подростков, испытавших отверже­ние в собственном детстве и ограниченную поддержку со стороны партнеров, проявлялось вне зависимости от раздражи­тельности младенцев. В то же время при одном и том же кара­ющем поведении родителей дети, оцененные в три месяца как раздражительные, были более неуступчивы, менее уверены и чаще сердились по сравнению с менее раздражительными мла­денцами (Crockenberg, 1987). Таким образом, при всей сложнос­ти отношений в паре «родитель — ребенок» результаты иссле­дований ведут к заключению, что при определенных условиях характеристики темперамента ребенка могут влиять на взаимо­действие матери и младенца.

МЛАДЕНЦЫ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Обзор данных литературы показывает, что уже сразу после рождения младенцы с синдромом Дауна способны уста­навливать взаимодействие с матерью. Однако качество этого вза­имодействия зависит, с одной стороны, от состояния матери, пе­реживающей шок, горе и депрессию после сообщения диагноза ребенка, с другой — от особенностей самого ребенка. Обнару­жено, что у младенцев с синдромом Дауна нарушено проявле­ние таких наиболее ранних и способствующих установлению кон­такта с матерью видов поведения, как цепляние, хватание и др. В связи с нарушениями сосания наблюдаются осложнения вза­имодействия во время кормления, особенно кормления грудью. Сообщается о значительных межиндивидуальных различиях в способности адаптации родителей и установления контактов с ребенком (Emde, Brown, 1978). Положительное, реалистичное от­ношение врачей и других профессионалов к младенцу с синдромом Дауна и его последующему развитию может во многом поддержать родителей и способствовать взаимодействию с мла­денцем. Несмотря на то, что младенцы с синдромом Дауна уже в относительно раннем возрасте устанавливают контакт глаза в глаза с матерью, время и качество проявления этого поведения значительно отклоняется от нормативных данных. Так, время по­явления контакта глаза в глаза, когда мать чувствует, что ребе­нок узнает ее, отстает на две с половиной недели; количество контактов глаза в глаза достигает пика на 7 — 10 недель позже. Младенцы с синдромом Дауна продолжают поддержтвать дос­тигнутые в 4 — 5 месяцев значения длительности и числа кон­тактов глаза в глаза, фиксируются исключительно на глазах ма­тери, тогда как в контрольной группе эти значения после 4 месяцев уменьшаются, поскольку, используя эпизоды взаимодей­ствия лицом к лицу, здоровые младенцы начинают исследовать другие черты лица (Berger, Cunningham, 1981). В возрасте 6 — 9 месяцев между детьми с синдромом Дауна и их матерями в про­цессе взаимодействия наблюдалось в два раза большее число межличностных контактов глаза в глаза, чем в контрольной груп­пе, однако с 2 до 3 лет в ситуации свободной игры зрительное отслеживание матерей и окружения значительно меньше.

Обзор литературы, в которой сравнивались младенцы без отставания в развитии и младенцы с синдромом Дауна, показал значимые различия в проявлениях не только взгляда глаза в гла­за, но и вокализации, темперамента, расстояния между младен­цем и матерью (Barnard, Kelly, 1990). Как и нормально развива­ющиеся дети, младенцы с синдромом Дауна чувствительны к вре­менным характеристикам вокализаций матери (паузам, времени начала и окончания вокализаций) и подстраиваются под них, од­нако в этом процессе могут наблюдаться искажения. Имеются данные, что в нормальных диадах с развитием младенца оче­редность взаимодействия увеличивается, тогда как относитель­ная частота одновременной вокализации уменьшается. При ана­лизе вокального взаимодействия матерей и младенцев с синд­ромом Дауна была обнаружена тенденция одновременных вокализаций в отличие от соблюдения очередности взаимодей­ствия в диадах «мать — младенец» нормального развития (Berger, Cunningham, 1983). Со временем диады, которые включали мла­денцев с особыми потребностями, становились менее успешны­ми во взаимной адаптации и регуляции вокального поведения. Эти факты свидетельствуют об искажении процесса взаимодей­ствия в парах «мать — младенец» с особыми потребностями уже в течение первых шести месяцев и дополняют данные об асинхронности вокального взаимодействия в парах, включав­ших детей с синдромом Дауна второго года жизни (Barnard, Kelly, 1990).

Исследования показали, что у младенцев с синдромом Дау­на в течение первых месяцев жизни общее количество вокали­заций и скорость увеличения числа вокализаций значительно отстают от таковых в контрольной группе детей. У здоровых мла­денцев количество вокализаций достигает максимума в 4 меся­ца, а затем с 4-го по 6-й месяц жизни уменьшается, тогда как у их сверстников с синдромом Дауна продолжает увеличиваться. Длительность материнских вокализаций в течение первых че­тырех недель в этих группах не отличается, однако на пятой и шестой неделе значительно выше у матерей детей с особыми потребностями (Berger, 1990).

Сравнение взаимодействия матерей и детей без отставания в развитии, с одной стороны, и матерей и детей с синдромом Дауна — с другой, не показало различий в частоте участия во взаимодействии, однако если в первой группе взаимодействие направлялось чаще ребенком, то во второй группе — матерью. Несмотря на то что по результатам данного исследования число вокализаций младенцев с синдромом Дауна оказалось столь же велико, как и в контрольной группе, их взаимодействие с мате­рями характеризовалось меньшим соблюдением очередности и большим числом одновременных вокализаций (Jones, 1977).

Анализ выражений лица показал, что улыбка, служащая наи­более важным сигналом для возникновения эмоционального от­вета со стороны матери, появляется у младенцев с синдромом Дауна позже и менее выразительна. В течение первых шести месяцев жизни частота появления и длительность улыбки зна­чительно меньше (Emde, Brown, 1978). Считается, что среди ос­новных социальных сигналов улыбка у детей этой группы на­рушена в наибольшей степени (Berger, Cunningham, 1983). Ма­тери младенцев с синдромом Дауна, для того чтобы вызвать улыбку у детей, чаще матерей нормально развивающихся мла­денцев используют тактильную и кинестетическую стимуляцию. В данном случае появление улыбки может быть связано с инту­итивно подобранной стратегией физической стимуляции и по­вышением общего уровня возбуждения ребенка.

В целом считается, что коммуникативное поведение матери по отношению к ребенку с синдромом Дауна далеко от опти­мального. Низкие способности обработки информации и ответ­ной реакции ребенка, высокий уровень материнской стимуля­ции, нарушение подстраивания и очередности вокального взаимодействия не способствуют появлению социальных ответов со стороны ребенка. Показано, что социальное поведение этих де­тей (характер вокализации и улыбки) в ситуации естественного взаимодействия с матерью мало отличается от поведения в си­туации, когда мать просят молчать и сделать неподвижное лицо. Если в контрольной группе к четвертому месяцу жизни у мла­денцев наблюдается значительная реакция на замирание мате­ри, свидетельствующая об опыте успешного взаимодействия и ожидании ответного социального поведения матери, то младен­цы с синдромом Дауна в течение первых шести месяцев чаще своих здоровых сверстников плачут и демонстрируют стресс в условиях обычного взаимодействия с матерью (Beiger, 1990).

Показано, что в 12 месяцев младенцы с синдромом Дауна ма­нипулируют игрушками меньше других детей того же возраста. Оказалось, что их родители стараются компенсировать своими действиями низкую активность детей — например, помещают их близко к игрушкам, ориентируют, направляют внимание на иг­рушки, предъявляют больше игрушек, чем матери здоровых и не­доношенных детей. Активное вмешательство со стороны матери, ее контролирующий и «педагогический» стиль лишь сбивают ре­бенка с толку, рассеивают его внимание (Cicchetti, Beeghly, 1990). Ограниченное внимание ребенка с синдромом Дауна не позво­ляет ему совершать одновременно два действия — играть игруш­ками и взаимодействовать с матерью. В целом матери, сравни­вая своих детей со здоровыми младенцами, недооценивают их ус­пехи и качество игры, а дети из этой группы риска меньше интересуются игрушками и объектами внешнего мира.

Несмотря на особенности, младенцев и состояние их роди­телей, раннее взаимодействие играет важную роль в развитии детей с синдромом Дауна. Считается, что природа и качество взаимодействия значительно отличаются от одной диады к дру­гой и зависят как от общих и социальных способностей мла­денцев, так и от индивидуальных особенностей родителей. Каж­дый индивидуальный случай необходимо рассматривать отдель­но как сложную и открытую систему со множеством влияющих факторов, механизмов регуляции, потенциальных возможностей самовосстановления и изменения. Несмотря на конституцион­ные нарушения, младенцы с синдромом Дауна могут формиро­вать такие же отношения привязанности к матери, как и их здо­ровые сверстники. Исследование детей этой группы риска, проживающих в американских семьях, показало, что большин­ство формирует к наиболее близкому человеку безопасную при­вязанность (Thompson et al., 1985). Считается, что увеличение временного промежутка между уходом матери и плачем и труд­ности, с которыми сталкивается мать или незнакомка при ус­покоении ребенка, свидетельствуют о высоких порогах возбуж­дения у детей с синдромом Дауна и сложностях контролирова­ния состояния (Cicchetti, Beeghly, 1990). Однако приобретаемый ими со временем опыт социальных отношений положительно влияет на способность управления эмоциями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.175 (0.008 с.)