Выбор модели индустриализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор модели индустриализации



 Во второй половине 1926 г. встал вопрос о том, что делать, как двигаться дальше? Ответ на него в партийном руководстве не был однозначным. Водораздел во мнениях определился отношением членов политбюро к нэпу, сохранению рыночных отношений в стране и темпам индустриализации. Г. Зиновьев и Л. Каменев высказывались за более резкое повышение налогов на зажиточное крестьянство и принудительное изъятие сельскохозяйственной продукции. Потом к ним присоединился Л. Троцкий. Н. Бухарин, А. Рыков и М. Томский отстаивали поддержку индивидуального крестьянского хозяйства и призывали действовать на основе торговой смычки между городом и деревней. Они предлагали повысить налоги на деревенские «верхи»; регулировать рынок путем закупочных цен, которые должны отвечать (соответствовать) хозяйственной конъюнктуре; маневрировать государственными резервами, для создания и пополнения которых считали возможным осуществлять закупки зерна за рубежом; обеспечить активное развитие легкой промышленности. Эти меры, по их мнению, должны были привести к оздоровлению экономики, подъему сельского хозяйства, после чего можно будет поднять вопрос об индустриализации.

И. Сталин отстаивал принципиально другую позицию. Для него индустриализация являлась приоритетным направлением в хозяйственной политике. Индустриализация должна была открыть путь к техническому перевооружению всего народного хозяйства и созданию современной оборонной промышленности. Поскольку развитие по пути нэпа требовало более продолжительного времени для создания условий для форсированной индустриализации, а у советской страны, зависящей от ввоза машин и оборудования из капиталистических стран, этого времени не было, то механизм рыночной экономики должно заменить другим. И в условиях социалистической системы, где все обобществлено, таким механизмом является административно-распределительный (планово-централизованный, командно-административный) тип хозяйственных связей.

При выборе модели индустриализации Сталин решал две задачи: политическую и социально-экономическую — ликвидацию в деревне кулачества (сельской буржуазии) и на базе низкотоварных крестьянских дворов создание (образование) крупных социалистических коллективных хозяйств (колхозов). В 1928 г., когда решался этот вопрос, колхозы (они объединяли только 1% крестьян, главным образом бедноту) по товарности в 2–3 раза превышали индивидуальные хозяйства.

Кроме того, колхозы гораздо проще поставить под административный контроль, чем имевшиеся 25 млн единоличных крестьянских хозяйств. Поэтому Сталин видел в колхозах надежный неподверженный рыночной конъюнктуре канал перекачки ресурсов в промышленность, включая и рабочую силу, которая высвобождалась в связи с укрупнением сельскохозяйственного производства.

Таким образом, из двух альтернатив выхода из хлебозаготовительного кризиса, предложенных Сталиным и бухаринцами, победила сталинская — страна стала на путь коллективизации, создающей базу для форсированной индустриализации. Эти два преобразования оказались неразрывно связанными, так как в этот исторический момент только коллективное (контролируемое и управляемое государством) хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений, а также рабочей силы.

Вариант ускоренной индустриализации поддерживали многие коммунисты, и не только коммунисты, но и просто советские люди. Главным направлением признавалось строительство объектов тяжелой промышленности. В отличие о капиталистических стран у советской России не было десятилетий для создания собственной индустриальной базы. Кроме того, она не имела таких источников индустриализации, как иностранные кредиты, крупные инвестиции частного отечественного капитала, эксплуатация колоний.

Источники индустриализации

 Еще раз подчеркнем, что источники индустриализации изыскивались исключительно внутри страны. Они включали перераспределение в пользу тяжелой промышленности доходов легкой индустрии и, в основном, сельского хозяйства. Использовались доходы внешней торговли, остававшейся в государственной монополии. Сюда входили доходы от торговли колхозным и совхозным зерном, золотом, лесом, пушниной. Получаемая чистая валюта позволяла ввозить в страну технологическое оборудование для крупнейших строек индустрии. Были увеличены налоги на нэпманов, результатом чего стало полное свертывание в 1933 г.  частного сектора в промышленности и торговле. Привлекались средства населения — за счет высоких розничных цен и их увеличения, через осуществление в течение 14 лет (с 1920 по 1934 г.) нормированной системы снабжения (распределения), а также размещение государственных займов.

Однако, несмотря на все лишения и трудности, решающий вклад в строительство социализма внесли советские люди — трудящиеся города и деревни — их трудовой энтузиазм и духовная энергия. Они тогда поверили в то, что все это для их хорошей жизни в будущем. Большевики сумели поддержать этот трудовой пыл. Нельзя выбрасывать из страниц нашей истории массовое «социалистическое соревнование», ударничество, стахановское движение и другие трудовые начинания.

Переход к пятилетнему планированию. Первая пятилетка

В настоящее время происходит переоценка советской истории, включаются в анализ новые материалы, новые статистические данные, подвергаются сомнению достигнутые результаты, которые, кроме того, в значительной мере, отклоняются от планируемых в документах партии и правительства.

С 1928 г. наша страна перешла от годового планирования в форме контрольных цифр к перспективному планированию. С этого периода главной формой планирования стали пятилетние планы. Первый пятилетний план охватывал 1928–1932 гг. Он был разработан в двух вариантах — отправном и оптимальном, предусматривавшем более высокие темпы развития, которые потом корректировались в сторону увеличения. Для осуществления пятилетки были выделены огромные капитальные вложения — 64,9 млрд  руб. Эти средства распределялись так: 16,4 млрд руб. направлялось в промышленность, 10 млрд руб. — на развитие транспорта, 23,2 млрд руб. — в сельское хозяйство. Из всех капитальных вложений, направляемых в промышленность 75% предназначалось для тяжелой промышленности. Следует иметь в виду, что средства, вкладываемые в тяжелую промышленность, окупаются гораздо медленнее, чем вложения в легкую промышленность. Тем самым изначально предусматривался более медленный оборот инвестиций, что являлось дополнительной трудностью избранного варианта индустриализации.

В первой пятилетке тяжелая промышленность значительно опережала легкую и пищевую. Если основные фонды всей промышленности выросли в 2 раза, то в тяжелой индустрии — утроились. В годы пятилетки страна стала единой стройкой.

Ведущие стройки первой пятилетки

Летом 1930 г. вступил в строй первенец советского тракторостроения Сталинградский тракторный завод. Он производил 150 тыс. машин в год и по мощности не имел себе равных в мире. Вторым гигантом тракторостроения стал завод в Харькове. Была создана автомобильная промышленность — крупнейшие заводы вошли в строй в Горьком и в Москве. Был построен огромный уральский завод тяжелого машиностроения — Уралмаш.

В чрезвычайно короткие сроки построили крупнейший в мире Ростовский завод сельскохозяйственных машин. Он выпускал больше машин, чем все сельскохозяйственное машиностроение царской России. Крупные машиностроительные заводы вступили в строй в Москве. Это шарокоподшипниковый завод, завод «Калибр» — он был первым в СССР заводом контрольно-измерительных приборов, и ряд других.

В металлургии построили или коренным образом реконструировали 41 доменную и 77 мартеновских печей, 29 прокатных станов. Были сданы в эксплуатацию 143 угольные шахты, 24 крекинга, 7 цементных, 78 лесопильных, 52 консервных завода. Появились новые отрасли — во Владимире организовано производство пластмасс, в Ярославле — искусственного каучука.

Всего в первой пятилетке было построено 1500 крупных предприятий.

Первая пятилетка положила начало созданию второй угольно-металлургической базы — Урало-Кузнецкого комбината. Принципиально важным было ее создание на востоке страны. В годы первой пятилетки строились в осуществление этой идеи гигантские металлургические заводы в районе горы Магнитная и в Кузнецке. Первые очереди этих заводов были построены в короткое время.

Развитие электроэнергетики

  Первая пятилетка стала важным этапом в осуществлении всеобщей электрификации страны. Были построены 10 электростанций мощностью в 100 тыс. кВт. каждая. Прежде такой мощности станций не было. В 1931 г. мощность районных электростанций и выработка электроэнергии достигла наметок плана ГОЭЛРО. Производство электроэнергии составило в 1932 г. 13,5 млрд кВт./ч.

В числе гигантских электростанций особенное значение имели Днепрогэс, Зуевская, Челябинская. Днепрогэс вырабатывал самую дешевую электроэнергию. Река Днепр стала судоходной на всем протяжении. На основе Днепрогэса возник мощный Днепровский промышленный комбинат, включавший Запорожский металлургический завод, электрометаллургический завод высокосортной стали «Днепросталь», завод ферросплавов, Днепровский алюминиевый завод, химические предприятия др.

Уголь и металл. Преодолевая отставание черной металлургии, в отрасль были направлены капитальные положения, обусловившие рост основных фондов в 2 раза. Подача руды и топлива в домны, разливка стали механизированными. Было освоено производство качественных сталей, расширена сырьевая база отрасли.

Многое было сделано для развития добычи угля в новых угледобывающих районах. В первой пятилетке была расширена угольная база за счет Караганды, Кузбасса, Печорского бассейна. Техническая оснащенность угледобычи возросла за счет внедрения тяжелых врубовых машин и отбойных молотков.

Нефтеперерабатывающая промышленность расширила ассортимент выпускаемых нефтепродуктов. Была создана мощная коксохимия, азотная, калийная, апатитовая, химико-фармацевтическая отрасли промышленности, налажено производство искусственного полотна, синтетического каучука, пластмасс.

Индустриализация республик. Произошли изменения в размещении промышленного производства. Началась индустриализация Сибири, Закавказья, Казахстана, Средней Азии. С 1928 по 1932 г. удельный вес капитальных вложений в эти районы возрос с 9,5 до 27,8% от общего объема инвестиций. На Украине исправлена такая диспропорция, как низкий уровень развития машиностроения. Он составлял всего 3,6%, теперь его подняли до 23%. В Белоруссии введено 78 крупных и свыше 460 мелких предприятий. В Закавказье реконструирована нефтяная промышленность, расширена добыча марганца, реконструирована цветная металлургия Армении. В Закавказье сооружена система гидроэлектростанций (РИОНГЭС).

Несмотря на трудности индустриализации Казахстана и Средней Азии (недостаточная изученность недр, нехватка средств), объем промышленного производства в 1932 г. вырос в Казахстане по сравнению с 1928 г. в 4,5 раза. Здесь фактически создана была заново цветная металлургия. Крупнейшей стройкой стал завод сельскохозяйственного машиностроения в Ташкенте. Ввели в действие Ашхабадскую и Ферганскую хлопчатобумажную фабрики. И именно в Средней Азии и Казахстане процесс индустриализации проходил быстрее.

Развитие транспорта. Развитие промышленности требовало развития транспорта. В первой пятилетке построили 5,3 тыс. км железных дорог. Развивались станции и железнодорожные узлы, вторые пути и т.д. Особенностью было значительное сооружение дорог в восточной части страны — для развития Карагандинского угольного бассейна была построена линия Боровое — Акмолинск — Караганда. Для Урало-Кузнецкого комбината соорудили линию Троицк — Орск, Карталы — Магнитогорск. Для дополнительного соединения Урала с Сибирью возвели линию Шадринск — Курган. Важнейшее народнохозяйственное значение имело строительство Туркестанско-Сибирской магистрали (Турксиба). Эта дорога соединила лес и хлеб Западной Сибири с хлопком Средней Азии. Кроме того строили вторые пути на наиболее загруженных направлениях: Челябинск — Омск, в Донбассе и др. И если по строительству дорог задания не выполнялись из-за нехватки ресурсов, то перевозочная работа (грузо- и пассажирооборот) была перевыполнена. Но в целом транспорт отставал от темпов развития промышленности.

Преобразование сельского хозяйства (коллективизация)

 Выбор форсированной модели индустриализации, о чем говорилось, предопределил и путь преобразования сельского хозяйства — его коллективизацию. Вопрос о преобразовании сельского хозяйства, т.е. о переводе его на рельсы крупного коллективного хозяйства обсуждался на XV съезде партии в декабре 1927 г.

Мелкое крестьянское хозяйство (а в стране насчитывалось 25 млн единоличных хозяйств) отличалось низкой товарностью, оно оставалось натуральным, и деревня давала городу вдвое меньше хлеба, чем до революции. Кроме того, в мелком хозяйстве трудно использовать машинную технику. В них можно было использовать плуг, а более сложные машины оказывались нерентабельными. Применение сеялки, жатки, молотилки возможно было на больших земельных площадях, которыми крестьянские семьи не располагали. Главной же машиной для замены ручного труда машинным становился трактор, но он был недоступен крестьянину. Эти факторы обусловили кооперирование крестьян. О развитии всех форм кооперации говорилось на XV съезде партии, где признавался первоочередной задачей постепенный переход к коллективной обработке земли на основе применения новой техники. В решениях съезда записано, что создание коллективных хозяйств должно осуществляться постепенно, по мере подготовки необходимых для этого условий, и обязательно на добровольных началах. Выдвигалась также задача вытеснения частника экономическими методами.

Однако хлебозаготовительный кризис, разразившийся зимой 1927/1928 г. перевесил чашу весов к форсированию коллективизации. Она стала проводиться с нарушением программных установок. Теперь принцип добровольности не принимался во внимание; не соблюдалась постепенность; не учитывалась степень готовности необходимых для перехода условий; игнорировался принцип материальной заинтересованности.

Для проведения сплошной коллективизации устанавливались жесткие сроки. Теперь в районах Нижнее Поволжье, Дон, Северный Кавказ коллективизацию надлежало завершить к осени 1930 г. К осени 1931 г. эта задача ставилась для Центрально-Черноземного района и степной Украины. В Левобережной Украине коллективизацию предписывали завершить к весне 1932 г., в остальных районах — к 1933 г.

В деле насильственного объединения крестьян большие полномочия предоставлялись рабочим-коммунистам, работникам карательных органов, отрядам комсомольской молодежи, которых в количестве 25 тыс. направили из города в деревни.

Совместным, т.е. коллективным, хозяйствам устанавливались льготы при получении кредитов, при уплате налогов. Им оказывалась техническая помощь поставкой тракторов, хотя она осуществлялась медленно, так как основные тракторные заводы вошли в строй во второй пятилетке.

О темпах коллективизации говорят следующие данные. С июля по декабрь 1929 г. было объединено 3,4 млн крестьянских дворов (14% от общего числа). К концу февраля 1930 г. уже насчитывалось 14 млн объединенных крестьянских хозяйств (60% их общего числа).

Ведущей или основной формой объединения постепенно стали сельскохозяйственные артели, где обобществлялись основные материальные ресурсы (земля, тягловый и крупный рогатый скот, техника), но сохранялось личное подсобное крестьянское хозяйство. Сельхозартели позже стали называться колхозами.

Развивались и совхозы — сельскохозяйственные предприятия, принадлежащие государству. В 1932 г. их было 1337, они располагали 10% всех посевной площади.

По ходу коллективизации происходили срывы, когда после публикации статьи И. Сталина «Головокружение от успехов» в 1930 г. был разрешен выход из колхозов тех, кого заставили войти в колхоз насильно. Крестьяне в массовом порядке покидали колхозы. После этого процесс объединения начался с удвоенной силой. В сентябре 1931 г. в колхоз было объединено около 60% крестьянских хозяйств, в 1934 г. — 75%, а к лету 1936 г. — 90% (табл. 13.1).

Таблица 13.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.022 с.)