Экономика России в годы войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика России в годы войны



 Промышленность

Выпуск промышленной продукции России начал сокращаться уже с первых месяцев войны. Факторами падения производства стали: призыв рабочих в армию, закрытие иностранных предприятий, особенно немецких, перебои на транспорте, расстройство внешнеэкономических связей. В дальнейшем начали действовать как новые факторы падения производства, так и факторы его роста. К первым относится прежде всего потеря к осени 1915 г. большей части территории Варшавского района, в котором насчитывалось 4,2 тыс. предприятий и производилось 20% продукции. Что касается факторов роста промышленного производства, то они действовали в отраслях военного производства и осуществлялись в основном за счет государственных (казенных) заказов. По данным статистических отчетов за период 1913–1918 гг., в 1914–1915 гг. инвестиции в промышленность сократились, а в 1916 г. начался их значительный рост в основном в горную промышленность и выплавку металлов[214]. Изменилась структура инвестиций: преобладали отечественные инвестиции, иностранные почти отсутствовали. Военные действия стимулировали развитие отраслей ВПК за счет отраслей, работающих на потребление населения. Особенно пострадали мелкие предприятия пищевой промышленности. В целом, производство промышленной продукции возрастало до 1917 г. за счет продукции для нужд войны. Так, в 1914 г. промышленная продукция составила по отношению к 1913 г. 101,2%, в 1915 г. — 113,7, в 1916 г. — 121,5, в 1917 г. резко упала до 77,3% от 1913 г.[215] Дифференциация роста промышленной продукции по отраслям выражалась в стремительном росте металлообрабатывающей промышленности (1916 г. по отношению к 1913 г. — 300%), производства химической промышленности (150% за тот же период), производства вооружения. Так, производство винтовок возросло в 1916 г. по сравнению с 1914 г. на 1100%, но этот рост не смог удовлетворить армию и был не сбалансирован с производством патронов — рост на 250%. Русская артиллерия остро нуждалась в снарядах, а пехота в ружьях (табл. 9.2).

Таблица 9.2

Выпуск снарядов, тыс. шт.

Дата Потребность (снарядов в день) План Реальное количество выпускаемых снарядов
18 декабря 1914 г. 4 20 13
15 февраля 1915 г. 45 20 15
15 апреля 1915 г. 45 27 16
15 мая 1915 г. 45 20 19
19 июля 1915 г. 45 40 24
30 августа 1915 г. 45 42 35

Как видно из табл. 9.2, рост снарядов был недостаточным для нужд армии. Этот вывод относится и ко всем средствам вооружения. Финансирование ВПК осуществлялось за счет гражданских отраслей, что вызвало резкое сокращение их продукции и привело к товарному голоду. Уже в 1915 по сравнению с 1913 г. выпуск предметов первой необходимости сократился на 11,2%.

Сельское хозяйство

 В годы войны выпуск продукции сельского хозяйства падал в силу недостатка рабочих рук и разрыва связей с мировым рынком. Призывы в армии оголили деревню. Прекращение экспорта хлеба, льна, конопли и масла тяжело сказывалась на доходных статьях бюджета России, а прекращение импорта сельскохозяйственных машин при резком сокращении мужского труда и замене его женским способствовало падению производительности труда. За 1914–1916 гг. посевы продовольственных культур сократились на 11,9%, кормовых на — 10,4%. За два года войны было собрано 13,5 млрд пудов продовольственного и кормового зерна. Из этого количества правительство закупило хлеба около 1,4 млрд пудов, т.е. примерно 10% валового сбора и около 50% количества товарного зерна. В 1916 г. по сравнению с 1915 г. сбор хлеба был на 15–20% ниже[216]. Но, по мнению большинства компетентных экспертов, в их числе находился и Н.Д. Кондратьев[217], хлеба, несмотря на падение производства, было достаточно для обеспечения армии и населения. Причины его дефицита заключались в неспособности организовать его транспортировку и спекулятивных настроениях частных предпринимателей. Основные владельцы хлеба: кулаки, помещики, торговцы, мукомолы, банки, скупившие хлеб — придерживали хлеб в надежде на рост цен и наживу на нем. Основная проблема продовольственного кризиса заключалась в плохой организации правительственных закупок. В этих условиях правительство пошло на установление разверстки на хлеб по твердым ценам, введя ее в 31 губернии в количестве 771,1 млн  пудов. Фактическое поступление хлеба должно было начаться с января 1917 г., к февралю 1917 г. поступило менее 10% от предполагаемого объема. Неудача продразверстки определялась прежде всего нежеланием крестьянства продавать хлеб по твердым ценам, а покупать необходимые товары по спекулятивным ценам. Сельские волости отказывались принимать разверстку. Опыт неудачной продовольственной разверстки, проведенной царским правительством[218], был учтен большевиками, но не в смысле выгодных для крестьянства цен, а в смысле ужесточения мер изъятия продовольствия.

Еще большие трудности возникли с поставками сахара и мяса. Производство сахара сократилось на треть из-за сокращения посевов и их гибели. Ввиду острой нехватки сахара в 70 губерниях были введены твердые цены и карточки на сахар. Что касается мяса, то его острая нехватка в армии и тылу была связана с тем, что 6 млн голов скота было потеряно в связи с захватом противником Польши. Основной фонд скота Европейской части России сократился на 5–7 млн голов. Однако на окраинах России находились избытки скота, но проблема их доставки стала неразрешимой из-за транспортного кризиса. В этих условиях правительство монополизировало снабжение армии и городов мясом, но обеспечить его не смогло также в силу кризиса на транспорте. Что касается частного рынка, то поставки мяса сократились в Петербурге в 4 раза в 1916 г. по сравнению с 1915 г. Назревал голод из-за нехватки основных продовольственных продуктов.

На грани голода оказалась армия. За период с декабря 1917 г. по январь 1917 г. поступления хлеба на фронт колебалось от 50 до 33% от плановых норм. Продовольственный кризис в Петрограде и Москве для большинства населения приобретал характер хлебного голода. Все это вызывало массовое недовольство войной и правительством.      

Финансы

На нужды обороны ежегодно расходовалась 1/3 народного дохода, который накануне войны составлял 16,4 млрд руб. Источником финансирования войны стали косвенные налоги на насущные потребности населения, прямые налоги, внутренние и внешние займы, выпуск бумажных денег. На 1 марта 1917 г. сумма бумажных денег в обращении составила 9950 млн руб. при золотом обеспечении 1476 млн руб. Огромный выпуск не обеспеченных бумажных денег привел к их обесценению и инфляции, значительно большей, чем в других воюющих странах. Если во Франции количество бумажных денег увеличилось на 100%, в Германии — на 200%, то в России — в 6 раз. Выгода царского правительства от выпуска бумажных денег, по подсчетам Министерства финансов, составила в переводе на золото 5365,9 млн руб.[219] Другим источником финансирования войны стали внутренние и внешние займы. Было выпущено с начала войны до Февральской революции шесть внутренних займов на сумму 8 млрд руб., из них 500 млн ушло на выплату процентов, а оставшиеся 7,5 млрд руб. царское правительство получило на нужды войны. Однако внутренние займы не пользовались популярностью среди населения. Внешние займы составляли к началу Февральской революции 6,3 млрд руб. Из них — 4,5 млрд руб. предоставила Англия, 1,25 млрд — Франция, 250 млн — США,154,5 млн — Япония, 121 млн — Италия. Эти займы шли в основном на оплату заграничных заказов на предметы вооружения и уплату процентов по старым государственным долгам, а также на поддержание падающего курса рубля и расчеты по обязательствам промышленных предприятий и банков. Внешние займы предоставлялись России на тяжелых условиях. Россия платила по ним огромные проценты, подчинялась контролю английского и французского правительств над военными заказами. Финансирование войны стало для России новым этапом зависимости от стран Антанты.

Для финансирования войны использовался и такой источник как увеличение налогов. Были повышены ставки всех прямых и косвенных налогов, пошлин, введены новые налоги. Этот источник дал к 1916 г. 500 млн руб., а в 1916 г. — 725 млн  руб. Дополнительные налоги отражались прежде всего на доходах трудящихся. Введенный в 1915 г. подоходный налог не распространялся на доходы царя и царского дома. В течение двух с половиной лет войны не взимался налог на военные прибыли и только в 1917 г. он был запланирован всего на 55 млн руб. В целом же в проекте бюджета на 1917 г. налоги составляли 53%  в сравнении с 35% в 1913 г. Нацеленность финансовой системы на ведение войны была тесно связана и с изменениями в организации хозяйством в целом.

Организация хозяйства в годы войны  

 В годы Первой мировой войны сложились новые формы организации хозяйства, которые в целом можно охарактеризовать как государственно-монополистический капитализм. Для государственно-монополистического капитализма характерно переплетение частных и государственных монополий, достигших высокой степени концентрации и централизации капитала. На данной стадии капитализма происходит сращивание монополий с государством, соединение их в единый механизм. Особенность России заключалась в том, что государство на всех стадиях развития капитализма было определяющей силой его развития. Отсутствие четко выраженной стадии свободной конкуренции привело к тому, что монополистические тенденции в России развивались быстрее, чем в других развитых странах. Это было реакцией на слабое развитие частнокапиталистических тенденций, а не на высокую степень развития капитализма, как в ведущих странах Европы и США. В годы войны сращивание монополий и государства проявилось в деятельности организаций, которые должны были осуществлять военно-экономическое руководство страной. 15 февраля 1915 г. по инициативе Ставки Верховного главнокомандующего была создана особая распорядительная комиссия по артиллерийской части, которую возглавил Великий князь Сергей Михайлович. Комиссия обращала внимание в основном на распределение снарядов и винтовок, а не производство вооружения в целом. Без расширения заводов решить задачу было просто невозможно. Острая нехватка снарядов в русской армии становилась трагичной для хода войны. В этих условиях председатель Государственной Думы М.В. Родзянко, которого поддержали крупнейшие представители банков и промышленности, обратился в Ставку с предложением о создании Особого совещания по усилению снабжения действующей армии основными видами довольствия. Предложение было принято и в дальнейшем было организовано четыре Особых совещания: по обороне, топливу, продовольствию и перевозкам с соответствующими министрами во главе. Особые совещания получили широкие полномочия. Особенно это относится к Особому совещанию по обороне. Оно осуществляло надзор за деятельностью промышленности, способствовало образованию новых заводов, распределяло военные заказы, обладало местным аппаратом (заводские совещания). Особому совещанию по обороне подчинялись Русские правительственные комитеты в Лондоне и США, через которые оформлялись заграничные военные заказы. Военный министр становился промышленным и финансовым диктатором. В его руках сосредотачивались неограниченные средства, и прежде всего военный фонд, за счет которого осуществлялось финансирование всех внутренних заказов. Все заграничные займы также поступали в распоряжение военного министра. Представители буржуазии получили право, высоко ими оцененное, быть членами Особых совещаний. Создание системы Особых совещаний усилило проникновение буржуазии в государственный аппарат и способствовало формированию военного государственно-монополистического капитализма. Этот процесс ускорился в связи с созданием органов по непосредственному регулированию отдельных отраслей промышленности. В июле 1915 г. при Министерстве торговли и промышленности был создан Комитет для снабжения сырьем хлопчатобумажных фабрик, а затем Комитеты по делам суконной, льняной и джутовой промышленности. В своей деятельности они опирались на собственность текстильных фабрикантов. В январе 1916 г. был создан Комитет по делам металлургической промышленности, подчиненный Особому совещанию по обороне. Комитет не смог справиться с распределением металлов и фактически объединил деятельность всех синдикатов металлургической промышленности «Продамета», «Кровли», а также общество «Медь». В реальности именно монополии использовали в своей деятельности Комитет, а не наоборот, как предполагалось в начале.

В годы Первой мировой войны ускорился процесс монополизации хозяйства. Усилился процесс комбинирования производства, в той или иной степени захватив все отрасли промышленности. Особенно ярко процесс комбинирования производства проявился в металлообрабатывающей и металлургической промышленности. Основной предпосылкой интенсификации этого процесса был значительный рост металлообрабатывающей промышленности в годы войны (в период 1914–1916 гг. продукция возросла более чем в 4 раза) при остром дефиците металла и роста цен на него. Для преодоления данной ситуации металлообрабатывающие предприятия стремились к объединению с металлургическими, а металлурги создавали собственные угольные шахты и железорудные рудники. Необходимым условием таких объединений стал рост могущества банков. Если до Первой мировой войны металлургические общества юга России были связаны в основном с иностранным капиталом через Русско-Азиатский и Международный коммерческий банк, то в ходе войны отечественный капитал через покупку акций становится основным инвестором металлургического производства и объединяет его с машиностроительной промышленностью, где и до войны отечественный капитал этих банков играл определяющую роль. В период войны возникают и крепнут монополистические объединения высшего типа, тресты и концерны, к которым можно отнести концерн братьев Рябушинских и Стахеева — Батолина. Что касается объединений синдикатского типа, особенно характерных для России, то в ходе войны они все больше сращиваются с государством, работая по заказам правительства. Такая система неизбежно вызывала потребность в программах развития, примером которой является  программа строительства 37 военных заводов, разработанная под руководством начальника Главного артиллерийского управления генерала А.А. Маниковского. Хотя эта программа не была выполнена, в целом можно утверждать, что в годы войны сложились основные направления государственного-монополистического капитализма, которые были использованы большевиками в огосударствлении хозяйственной жизни после Октябрьской революции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.01 с.)