Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства СССР



(19461950)

В.В. Дроздов

Великая Отечественная война закончилась исторической победой советского народа. Однако фашистские захватчики причинили нашей стране огромный материальный ущерб. Они полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тыс. деревень, разрушили 31 850 предприятий промышленности, 65 тыс. км железных дорог, разорили и разграбили около 100 тыс. колхозов, тысячи совхозов и МТС[316]. Ущерб, причиненный народному хозяйству СССР и отдельным гражданам за годы войны, оценивается в 679 млрд руб. (в ценах 1941 г.). Кроме того, огромную сумму составили расходы СССР на войну с Германией и Японией, а также потери доходов в результате оккупации (около 1890 млрд руб. в ценах 1941 г.)[317].

Сразу же после окончания войны с фашистской Германией началась перестройка народного хозяйства СССР на мирный лад. В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление о переводе ряда предприятий на производство продукции для населения. В соответствии с законом, утвержденным Верховным Советом СССР 23 июня 1945 г., была осуществлена демобилизация тринадцати возрастов личного состава действующей армии. Возвратившиеся с фронта воины включились в борьбу за восстановление разрушенного войной хозяйства. Был пересмотрен народнохозяйственный план на 1945 г., поскольку появилась возможность увеличить производство товаров для населения, сократить расходы на оборону и направить дополнительные средства на развитие экономики. Большое внимание уделялось увеличению производства минеральных удобрений, которое, по сравнению с довоенным уровнем, уменьшилось на две трети. Вновь начали выпускать сельскохозяйственные машины Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, «Ростсельмаш».

В страну постепенно возвращалась мирная жизнь. В сентябре 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны, а его функции перешли к Совету Народных Комиссаров. Были созданы Наркомат машиностроения и приборостроения. Наркомат автомобильной промышленности и др. В соответствии с Законом, принятым Верховным Советом СССР в марте 1946 г., СНК преобразовывался в Совет Министров СССР, а соответствующие наркоматы — в министерства. Был восстановлен нормальный режим работы на предприятиях и учреждениях (отменены обязательные сверхурочные работы, восстановлен восьми часовой рабочий день, а также оплачиваемые ежегодные отпуска). В 1946 г. перестройка народного хозяйства на мирный лад была в основном завершена.

В августе 1945 г. было принято решение о разработке четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946–1950 гг. В марте 1946 г. он был одобрен на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва. Основные задачи четвертой пятилетки состояли в том, чтобы «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах»[318]. Первостепенное внимание уделялось восстановлению и развитию тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Важное значение придавалось подъему сельского хозяйства и промышленности по производству средств потребления, обеспечению дальнейшего технического прогресса во всех отраслях экономики СССР, использованию производственных мощностей военной промышленности для увеличения экономического потенциала нашей страны. По Закону о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1946–1950 гг. предусматривалось восстановление и дальнейшее строительство городов и сел, увеличение жилого фонда, повышение народного благосостояния. Необходимо было решить такие задачи, как обеспечение промышленности и транспорта постоянными высококвалифицированными кадрами, повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции, обеспечение дальнейшей электрификации и механизации в отраслях экономики, укрепление денежного обращения и кредитных отношений, повышение значения хозяйственного расчета, ликвидация карточной системы и замена ее развернутой советской торговлей. Закон предусматривал развитие хозяйственной инициативы союзных республик. Предметы народного потребления, производимые предприятиями местной промышленности и промкооперацией, поступали в полное распоряжение Советов Министров союзных республик, которые определяли долю продукции, которая потреблялась внутри республики, и долю, направляемую в другие республики в порядке товарообмена.

По плану на четвертую пятилетку предусматривалось восстановление, строительство и ввод в эксплуатацию около 5900 промышленных предприятий, увеличение объема валовой продукции промышленности в 1950 г., по сравнению с довоенным уровнем, на 48%, продукции сельского хозяйства — на 27%, увеличение национального дохода — на 38%. Объем централизованных капитальных вложений устанавливался в размере 250,3 млрд руб. (в сметных ценах 1945 г.)[319]. Это было почти столько же, сколько было вложено средств в народное хозяйство СССР в годы предвоенных пятилеток.

Благодаря героическому труду советского народа, руководимого коммунистической партией, экономика нашей страны была восстановлена в исторически короткие сроки. Наиболее трудным в восстановлении промышленности и перестройки ее на мирный лад был 1946 г. Требовались коренные изменения в технологии производства, переподготовка рабочей силы, а также оборудование. Все это привело к тому, что в 1946 г. объем промышленного производства уменьшился на 17%. Однако в последующий период промышленное производство постоянно возрастало. Особенно большое значение имело восстановление крупных предприятий в районах, подвергшихся немецкой оккупации (металлургического завода им. Орджоникидзе «Запорожсталь», Днепровского алюминиевого завода, Макеевского, Краматорского и Енакиевского металлургических заводов, угольных шахт Донбасса, Днепрогэса и других народнохозяйственных объектов). За годы четвертой пятилетки было восстановлено и вновь построено около 6200 крупных предприятий промышленности. К числу крупных новостроек четвертой пятилетки относятся Кутаисский автомобильный завод им. Орджоникидзе, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат им. В.И. Ленина, газопровод Саратов — Москва, Рыбинская, Сухумская и Фархадская гидроэлектростанции. Были достигнуты большие успехи в индустриализации прибалтийских республик, Молдавии, Западной Украины и Западной Белоруссии. Так, в Западной Украине была создана газовая и автомобильная промышленность, в Прибалтике были построены сланцехимический комбинат «Кивиыли», Рижский электромашиностроительный завод и другие предприятия. Восстановление промышленности и строительство новых предприятий осуществлялось на передовом для того времени научно-техническом уровне.

В борьбу за выполнение плана четвертой пятилетки включились все советские люди. По призыву коллектива Макеевского металлургического завода им. С.М. Кирова по всей стране развернулось социалистическое соревнование за выполнение и перевыполнение плановых заданий на четвертую пятилетку. Оно приобрело всенародный характер и породило множество трудовых починов. Так, в годы послевоенной пятилетки развернулось движение многостаночников (по инициативе ткачихи Орехово-Зуевского хлопчатобумажного комбината М.М. Волковой), соревнование за коллективный стахановский труд (по почину мастера московского инструментального завода «Калибр» Н.А. Российского), движение за выпуск продукции только отличного качества (по инициативе московского рабочего А.С. Чутких), а также движение скоростников (по почину токарей П.Б. Быкова и Г.С. Борткевича).

Укреплялась связь науки с производством. В социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение заданий четвертой пятилетки активное участие принимали инженерно-технические и научные работники. Были достигнуты большие успехи в техническом перевооружении промышленности и других отраслей народного хозяйства. Важное значение имело внедрение передовой технологии (скоростной автоматической сварки металла по методу академика Е.О. Патона, штамповки, стыковой сварки, нового способа использования кислорода при литье). При строительстве стали применяться мощные экскаваторы, земснаряды, бульдозеры, самосвалы, скреперы. На помощь шахтерам пришли угольные комбайны, скребковые конвейеры. При бурении нефтяных скважин стали применяться турбобуры. Все большее распространение получали поточные и автоматические линии. В годы четвертой пятилетки в СССР впервые в мире был построен завод с законченной комплексной автоматизацией. В СССР велось большое строительство электростанций. Предпочтение отдавалось строительству гидроэлектростанций, хотя их строительство требовало значительно больших капитальных вложений, чем сооружение тепловых электростанций, и продолжалось сравнительно долго. В годы послевоенной пятилетки в нашей стране впервые в мире была решена проблема передачи электроэнергии высокого напряжения на большие расстояния. Советские ученые овладели секретами атомной энергии, что способствовало укреплению экономического и оборонного потенциала СССР.

В развитии советской промышленности в годы четвертой пятилетки имелись и определенные сложности. Недостаточно быстро внедрялись передовые технологии, был велик удельный вес ручного труда. Отставали в своем развитии лесная промышленность, производство строительных материалов, химическая промышленность. Медленно восстанавливались легкая и пищевая промышленность.

Несмотря на большие масштабы разрушений в годы войны и имевшиеся трудности, промышленность СССР была восстановлена в исторически короткие сроки. Сказывались преимущества плановой системы ведения хозяйства, трудовой энтузиазм советских людей, наличие мощной индустриальной базы на востоке страны, созданной в годы предвоенных пятилеток и в годы войны, всенародная помощь пострадавшим районам. Так, довоенный уровень добычи угля был превзойден в 1947 г., производство нефти — в 1949 г. Плановые задания по развитию промышленности в годы четвертой пятилетки были перевыполнены. В 1950 г. валовая продукция промышленности превысила уровень 1940 г. на 72%, причем производство средств производства (группа «А») возросло за этот период на 104%, а производство предметов потребления (группа «Б») — на 22%. Производительность труда в промышленности увеличилась в 1950 г., по сравнению с 1940 г., на 45%[320]. За годы четвертой пятилетки производство электроэнергии в стране возросло с 43,3 млрд кВт.ч до 91,2 млрд кВт.ч, добыча нефти (включая конденсат) — с 19,4 млрд т до 37,9 млрд т, природного газа — с 3,3 млрд м3 до 5,8 млрд м3, угля — со 149 млн т до 261 млн т, выплавка чугуна — с 8,8 млн т до 19,2 млн т, стали — с 12,3 млн т до 27,3 млн т, производство минеральных удобрений — с 1,1 млн т до 5,5 млн т[321].

Восстановление сельского хозяйства в районах, освобожденных от фашистских захватчиков, началось еще в годы войны. В августе 1943 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В соответствии с этим постановлением, колхозам и совхозам было передано большое количество сельскохозяйственной техники, скота, семян, а также продовольствия. Государство выделило значительные средства для строительства жилья для колхозников и рабочих совхозов. Еще до окончания войны в освобожденных районах было восстановлено 3093 МТС. К концу 1945 г. туда было направлено более 3 млн голов скота, более 40 000 сельскохозяйственных машин, а также большое количество других материальных ценностей[322]. Планировалось вложить в сельское хозяйство 19,9 млрд руб. государственных средств. Фактически же государство вложило средств на 5,2 млрд руб. больше[323].

Большое значение для дальнейшего укрепления колхозов имело постановление СМ СССР и ЦК ВКП (б) «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах», принятое 19 сентября 1946 г. В постановлении отмечалось, что в некоторых колхозах имело место раздувание штатов управленческого и обслуживающего персонала, встречались случаи неправильного распределения и начисления трудодней, что приводило к обесценению трудодня, расхищения общественных земель колхозов, незаконному увеличения приусадебных участков колхозников, самочинного захвата колхозных земель различными организациями и лицами под видом создания на этих землях подсобных хозяйств и огородов рабочих и служащих. Партия и правительство осудили растаскивание колхозной собственности со стороны некоторых районных и других партийно-советских работников, а также безответственное отношение к расчетам с колхозами со стороны ряда государственных и других организаций. Особое внимание обращалось на необходимость соблюдения норм внутриколхозной демократии, нарушения которой выражались в том, что нередко не собирались общие собрания колхозников, правление и председатели колхозов не отчитывались о своей деятельности перед колхозниками. В постановлении намечались действенные меры по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели и по предотвращению подобных нарушений в будущем. Было решено создать при правительстве СССР Совет по делам колхозов, в функции которого должны были входить контроль за соблюдением Устава сельскохозяйственной артели и разрешение вопросов колхозного строительства.

На состоявшемся в феврале 1947 г. Пленуме ЦК ВКП (б) был рассмотрен вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». На Пленуме подчеркивалась необходимость усиления борьбы с явлениями, наносящими вред колхозному строю, была подвергнута критике уравниловка в оплате труда колхозников. Было принято решение об организации системы подготовки и переподготовки кадров для сельского хозяйства. Первостепенное внимание уделялось обеспечению колхозов и совхозов тракторами, автомашинами и другой сельскохозяйственной техникой, а также удобрениями. В соответствии с решениями Пленума были приняты решения об увеличении производства тракторов на Сталинградском и Харьковском, Алтайском и Владимирском тракторных заводах. К концу пятилетки в строй действующих вступил Минский тракторный завод. На село стали поставляться самоходные зерновые комбайны, самоходные косилки, дизельные тракторы ДТ-54. За годы четвертой пятилетки колхозам и совхозам было поставлено 536 тыс. тракторов в переводе на 15-сильные, 93 тыс. зерновых комбайнов. В 1950 г., по сравнению с 1940 г., сельскому хозяйству было поставлено тракторов — в 4 раза больше, комбайнов — в 3,8 раза, тракторных плугов — в 4 раза, тракторных сеялок — в 6 раз[324]. В соответствии с решениями Пленума, промышленные предприятия поставили МТС большое количество металлорежущих станков.

В годы четвертой пятилетки была решена проблема коллективизации сельского хозяйства в республиках Прибалтики, на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, в Молдавии. 21 марта 1947 г. ЦК ВКП (б) принял постановление о коллективизации сельского хозяйства в Литовской, Латвийской и Эстонской ССР. В постановлении подчеркивалось, что коллективные хозяйства следует создавать «на основе полной добровольности». Обращалось серьезное внимание на укрепление материально-технической базы колхозов. Министерству сельского хозяйства СССР было дано указание выделить во II и III кварталах 1947 г. дополнительно к плану для прибалтийских республик 250 тракторов. В постановлении указывалось, что «организуемые колхозы должны быть образцовыми, примерными хозяйствами, способными на деле показать преимущества и выгоды коллективного хозяйства, и тем самым пропагандировать идею коллективизации в крестьянских массах»[325]. В ходе коллективизации земли и имущество бывших помещиков и кулаков были конфискованы и переданы крестьянам. В Латвии было организовано около 4 тыс. колхозов, в Литве — 4,1 тыс., в Молдавии — 1743 колхоза[326].

В конце четвертой пятилетки, по инициативе коммунистической партии было проведено укрупнение колхозов. В результате число колхозов уменьшилось с 236,9 тыс. до 121,4 тыс. в конце 1950 г. Это мероприятие позволило укрепить колхозы в организационной отношении, сократить расходы на управленческий и обслуживающий персонал, создать благоприятные условия для развития в колхозах многоотраслевого хозяйства, хорошо оснащенного современной техникой.

Восстановление сельского хозяйства происходило в сложных условиях. В 1946 г. основные хлебные районы страны (Украину, правобережные районы Нижнего Поволжья и др.) охватила страшная засуха. Неблагоприятные природно-климатические условия были и в 1949 г. К концу четвертой пятилетки уменьшилась численность колхозного населения, поскольку потребности в рабочей силе для промышленности удовлетворялись за счет вербовки в колхозах, а также путем набора колхозной молодежи в школы системы трудовых резервов. Сказывалось негативное влияние низких заготовительных и закупочных цен. Нередко хозяйства не только не могли осуществлять расширенное воспроизводство, но и не возмещали своих затрат. Недостатки в системе заготовок сельскохозяйственной продукции мешали дальнейшему росту производства, ибо передовые колхозы не имели стимулов для развития своего хозяйства и увеличения продукции. Колхозники платили неоправданно большие налоги на личное подсобное хозяйство, что сдерживало его развитие и имело следствием уменьшение поголовья скота в личном пользовании, уменьшение площади под садами, виноградниками и т.д.

Несмотря на сложности, сельское хозяйство нашей страны успешно восстанавливалось и развивалось. Большое значение в подъеме сельскохозяйственного производства имело социалистическое соревнование тружеников села. Так, в 1946г. по инициативе механизаторов Донецкой области и тружеников колхозов Краснодарского края началось социалистическое соревнование за выполнение заданий IV пятилетки. В 1947 г., по инициативе тружеников села Алая, началось социалистическое соревнование в честь 30-летия Великой Октябрьской социалистической революции. К 1950 г. был в основном ликвидирован ущерб, нанесенный войной сельскому хозяйству. В 1950 г. был достигнут довоенный (1940 г.) объем валовой продукции сельского хозяйства. Были полностью восстановлены и даже увеличены основные производственные фонды колхозов и совхозов. Существенно увеличились государственные закупки хлопка-сырца и сахарной свеклы. Удалось превзойти довоенный уровень по производству мяса и молока. Однако в целом задания IV пятилетнего плана в области сельского хозяйства были недовыполнены. Так, посевные площади к 1950 г. не достигли довоенного уровня. Меньше, чем в 1940 г., было произведено зерна, картофеля, овощей, льна, а также подсолнечника. Промышленности не хватало сельскохозяйственного сырья. Имели место перебои в снабжении населения продовольствием.

В годы четвертой пятилетки был восстановлен и получил дальнейшее развитие транспорт. Уже в 1948 г. грузооборот железных дорог превзошел уровень 1940 г. В 1950 г. грузооборот железнодорожного транспорта составил 602,3 млрд. тонно-километров, что в 1,4 раза превышало соответствующий показатель 1940 г.[327] Эксплуатационная длина железных дорог Министерства путей сообщения возросла с 106,1 тыс. км до 116,9 тыс. км.[328] Новые железные дороги строились в районах Севера, Сибири, Средней Азии и Казахстана. Особенно большое значение имело строительство Южно-Сибирской магистрали (Акмолинск-Барнаул), Печорские дороги и железные дороги Моинты-Чу, которая соединила Карагандинский угольный бассейн со Средней Азией. В целом объем нового железнодорожного строительства в годы послевоенной пятилетки был меньшим, чем период Великой Отечественной войны, так как большие капиталовложения приходилось направлять на восстановление основных фондов транспорта. Кроме того, большое внимание уделялось развитию других видов транспорта (речного, трубопроводного, воздушного и др.). Важное значение придавалось электрифицированных железных дорог составляла 1,9 тыс. км, то в 1950 г. — 3,0 тыс. км[329]. На железных дорогах стали использоваться новые локомотивы большой мощности, четырехосные вагоны, получила более широкое распространение тепловозная тяга. На долю железнодорожного транспорта приходилась основная часть всего грузооборота. Так, в 1950 г. грузооборот всех видов транспорта составил 713,3 млрд т-км, а железнодорожного — 602,3 млрд т-км[330].

Были восстановлены и успешно развивались морской и речной транспорт. Северный морской путь приобрел важное народнохозяйственное значение. В морском флоте стали использоваться теплоходы и дизель-электроходы. Вновь стали функционировать Беломоро-Балтийский канал и Днепро-Бугский водный путь. Были обновлены основные фонды речного флота.

Возросла роль автомобильного, авиационного и трубопроводного транспорта. Была построена магистраль Москва — Симферополь, а также сдано в эксплуатацию большое количество дорог местного и областного значения. Характерной чертой развития автомобильного транспорта в годы четвертой пятилетки являлось строительство дорог с твердым покрытием. Урало-Волжский район стал районом строительства важнейших трубопроводов. Были построены такие нефтепроводы, как Туймазы-Уфа, Туймазы-Бугуруслан, Ромашкино-Клявлино, Бавлы-Бугуруслан. В 1948 г. началось строительство крупного нефтепродуктопровода Уфа — Омск. В связи с разработкой нефтяных месторождений в Средней Азии развернулось строительство нефтепроводов и в том районе. В годы четвертой пятилетки нефтепроводы имели внутрирайонное значение, в то время как нефтепродуктопроводы представляли собой межрайонные магистрали. В этот период в СССР зародился газопроводный транспорт. Были сооружены как газопроводы внутрирайонного значения, так и магистральные газопроводы. Особо большое значение имело завершение строительства таких магистральных газопроводов, как Саратов — Москва, Дашава — Киев, Кохтла — Ярве — Ленинград, Похвистнево — Бугуруслан. Быстро развивался воздушный транспорт. В 1950 г. протяженность регулярных воздушных маршрутов более чем в 2 раза превышала длину воздушных трасс 1940 г.[331] Был значительно обновлен самолетный парк. На воздушных маршрутах появился новый советский самолет ИЛ-12.

В годы четвертой пятилетки были ликвидированы последствия войны в сфере денежного обращения, окрепла советская финансовая система, получила дальнейшее развитие внутренняя торговля. В этом отношении особенно большое значение имела денежная реформа, проведенная в 1947 г. В постановлении СМ СССР и ЦК ВКП) б) о проведении денежной реформы и об отмене карточек на продовольственные и промышленные товары от 14 декабря 1947 г. отмечалось, что к концу Великой Отечественной войны в каналах денежного обращения находилось значительно больше денег, чем было нужно для народного хозяйства. Это было связано прежде всего с большими расходами Советского государства на содержании армии и развертывание военной промышленности в период войны. В то же время значительно сократилось производство товаров народного потребления. Кроме того, денежное обращение было засорено в результате выпуска немецко-фашистскими и другими оккупантами большое количество фальшивых денег в рублях. Большие суммы денег в годы войны были накоплены разного рода спекулятивными элементами. Все это приводило к дестабилизации системы денежного обращения, подрывало покупательную способность рубля, облегчало спекуляцию. Наличие излишней денежной массы мешало отмене карточной системы снабжения населения продовольственными и промышленными товарами, так как спекулятивные элементы могли бы скупать товары после отмены карточек.

В целях стабилизации советской системы денежного обращения и обеспечения перехода к развернутой советской торговле продовольственными и промышленными товарами с 16 декабря 1947 г. выпускались в обращение новые деньги образца 1947 г. Все наличные деньги обменивались на новые, за исключением разменной монеты, которая оставалась в обращении по номиналу. Обмен находившихся на руках наличных денег производился с ограничением (за 10 руб. старых денег можно было получить при обмене 1 руб. денег нового образца). На более льготных условиях производился обмен денежных вкладов в сберегательных кассах и Госбанке. Вклады до 3000 руб. переоценивались рубль за рубль, вклады от 3000 руб. до 10 000 руб. — в соотношении 3:2, а свыше 10 000 руб. — в соотношении 2:1. Денежные средства колхозов и других кооперативных организаций, находившиеся на текущих и расчетных счетах, переоценивались в соотношении 5:4. В постановлении СМ СССР и ЦК ВКП (б) подчеркивалось, что «вклады, принадлежащие подавляющему большинству вкладчиков, сохраняются в прежней сумме».

Была проведена также конверсия всех ранее выпущенных займов (за исключением размещавшегося по подписке займа 1947 г.). Обмен облигаций производится в соотношении 3 руб. В облигациях старых займов на 1 руб. в облигациях нового единого займа (2%-ного займа 1948 г.). Государство стремилось всемерно оградить денежные средства населения, представленные на общенародные нужды в годы войны. Однако приходилось учитывать и то, что погашение государственного долга должно было осуществляться полноценными деньгами. Заработная плата рабочих и служащих выплачивались в новых деньгах в прежних размерах. Реформа 1947 г. не затрагивала и доходы колхозников, а также другие трудовые доходы населения. Прежде всего она ударила по спекулятивным элементам, державшим большие количества денег в «кубышках». Потери трудящихся, связанные с обменом денег, были кратковременны и незначительны и были компенсированы в результате снижения цен на товары народного потребления.

Одновременно с денежной реформой с 16 декабря 1947 г. отменялась карточная система снабжения населения продовольственными и промышленными товарами и осуществлялся переход к торговле по единым розничным государственным ценам. Розничные цены на хлеб и муку были снижены на 12%, по сравнению с пайковыми ценами, на крупу и макароны — на 10% против пайковых цен. Цены на мясо, рыбу, жиры, сахар, кондитерские изделия, соль, картофель и овощи сохранялись на уровне пайковых цен. Единые государственные розничные цены на молоко, яйца, чай и фрукты устанавливались «применительно к уровню действующих пайковых цен на основные продовольственные товары».[332] Слишком высокие коммерческие цены и слишком низкие пайковые цены на эти продукты отменялись. Новые цены на промышленные товары народного потребления (на ткани, одежду, обувь и т.д.) были в 3,2 раза ниже коммерческих цен и несколько выше слишком низких цен нормированного снабжения. Снижение цен на промышленные и продовольственные товары народного потребления в годы четвертой осуществлялось 3 раза и дало населению выигрыш в 267 млрд руб.[333] После 1 марта 1950 г. уровень цен на продовольственные товары составлял 53%, а на непродовольственные — 65% от уровня государственных розничных цен на соответствующие виды товаров в IV квартале 1947 г.[334]

Стабилизация денежного обращения, отмена карточной системы и значительное снижение цен на товары массового потребления привели к повышению покупательной способности рубля и его курса в отношении иностранных валют. В то же время происходило обесценивание западноевропейских валют и доллара США. Поэтому покупательная способность рубля стала выше его официального курса. В соответствии с постановлением СМ СССР от 28 февраля 1950 г. устанавливалось золотое содержание рубля в 0,222168 г чистого золота. С 1 марта 1950 г. курс рубля по отношению к иностранным валютам определялся не на основе доллара, а исходя из золотого содержания рубля (4 руб. за 1 доллар США, 11 руб. 20 коп. за 1 фунт стерлингов)[335]. Госбанку СССР было представлено право устанавливать в дальнейшем курс рубля по отношению к иностранным валютам с учетом изменения их золотого содержания или курсов.

О значительном укреплении советских финансов свидетельствовал тот факт, что уже в 1946 г. доходы государственного бюджета превышали расходы, т.е. он имел активное сальдо. Основным источником доходов бюджета являлся налог с оборота. В годы послевоенной пятилетки значительно снизилась доля доходов от налогов с населения. Так, в 1950 г. общая величина доходов госбюджета составила 422,1 млрд руб., в том числе поступления от налога с оборота составили 236,1 млрд руб., отчисления от прибылей — 40,4 млрд руб., поступления в виде налогов с населения — 35,8 млрд руб., от государственных займов — 31,0 млрд руб.[336] С окончанием Великой Отечественной войны значительно уменьшилась доля расходов на военные нужды и увеличилась доля затрат на нужды народного хозяйства и на социально-культурные мероприятия. В 1950 г. общая сумма расходов госбюджета составила 412,7 млрд руб., в том числе затраты на народное хозяйство — 157,3 млрд руб., на социально-культурные мероприятия — 116,8 млрд руб., на нужды армии и флота — 82,9 млрд руб., на содержание органов государственного управления — 13,8 млрд руб.[337]

В результате выполнения четвертого пятилетнего плана существенно повысился уровень жизни советских людей. В 1950 г. национальный доход превысил (в сопоставимых ценах) уровень 1940 г. на 64% (что было больше плановых заданий)[338]. Большое значение имели повышение покупательной способности рубля и неоднократное снижение розничных цен. Физический объем розничного товарооборота в 1940–1950 гг. возрос на 10%. Было построено большое количество новых магазинов, столовых, кафе, ресторанов и т.д. Лучше стали удовлетворяться потребности советских людей в продовольствии и промышленных товарах. В магазинах появились товары, которых не было до войны или же которые поступали в крайне ограниченных количествах (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т.д.).

В годы четвертой пятилетки партия и правительство уделяли большое внимание развитию системы управления и методов социалистического хозяйствования. Были расширены функции Совета Министров СССР, Госплана, а также права министерств и союзных республик в области хозяйственного управления и планирования. Усилилась централизация планирования, что определялось задачами восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства. Возросло значение годового планирования. Государственная плановая комиссия была реорганизована в Государственный плановый комитет СМ СССР. Были созданы новые органы — Государственный комитет по снабжению народного хозяйства СМ СССР (Госснаб СССР) и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство СМ СССР (Гостехника СССР). Важное значение придавалось совершенствованию методов планирования (в частности, балансового метода), нормативной базы планирования, контролю за выполнением народнохозяйственных планов (с использованием аппарата Уполномоченных Госплана).

Оптовые цены на промышленную продукцию, установленные в 1939–1940 гг., в целом ряде случаев не покрывали издержек производства, так как себестоимость продукции за годы войны взросла (прежде всего в результате повышения заработной платы). Государство было вынуждено давать дотации промышленным предприятиям. В целях ликвидации системы дотаций и создания стимулов к борьбе за снижение себестоимости промышленной продукции с 1 января 1949 г. были введены новые оптовые цены. Они устанавливались на уровне плановой себестоимости. Оптовые цены были повышены с среднем в 1,5 раза[339]. В результате установления новых оптовых цен (без изменения розничных) удалось значительно повысить рентабельность промышленных предприятий и сильно уменьшить величину государственных дотаций. В годы Великой Отечественной войны имела место множественность цен. Одним из основных принципов проведенной реформы цен было установление единых оптовых цен на одинаковую продукцию. По мере снижения себестоимости снижались и оптовые цены. Так, в 1950 г. было проведено снижение цен на продукцию тяжелой промышленность и тарифов на грузовые перевозки.

Больше прибыли стало оставаться в распоряжении промышленных предприятий. В 1945 г. был восстановлен фонд директора, в который отчислялось 2–4% от плановой прибыли (экономии от снижения себестоимости) и 25–50% от сверхплановой прибыли (экономия от снижения себестоимости). Средства фонда директора могли расходоваться на жилищное строительство, расширение производства, на индивидуальное премирование и т.д. При премировании руководящих и инженерно-технических работников учитывалось не только выполнение плана по валовой и товарной продукции, по установленному ассортименту, но и по снижению себестоимости. Большое внимание уделялось выполнению договоров о кооперированных поставках. В соответствии с постановлением СМ СССР от 21 апреля 1949 г. между ведомствами и предприятиями в обязательном порядке должны были заключаться хозяйственные договоры. Дальнейшее развитие получил внутризаводской хозрасчет (в частности, бригадно-индивидуальный хозрасчет).

После Второй мировой войны в результате победы народно-демократических и социалистических революций в целом ряде стран возникла мировая система социализма. Стала развиваться и ее материальная основа — мировая социалистическая система хозяйства.

В январе 1949 г. на Экономическом совещании представителей Болгарии, Румынии, Польши, Венгрии, Чехословакии и СССР было принято решение о создании Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Это имело огромное значение для укрепления и развития всестороннего сотрудничества братских социалистических стран.

Основной формой внешнеэкономических отношений СССР с социалистическими странами являлась внешняя торговля. Первоначально она осуществлялась на основе равноправных годичных торговых договоров и соглашений. В 1944–1945 гг. были подписаны первые торговые соглашения с Польшей, Югославией, Венгрией, Румынией. В 1946 г. было подписано торговое соглашение с Чехословакией. Вскоре были созданы соответствующие предпосылки и возникла объективная необходимость ведения торговли на долгосрочной основе. Так, были подписаны долгосрочные соглашения о взаимных поставках товаров с Польшей и Чехословакией на 1948–1952 гг. В 1946–1950 гг. объем внешней торговли СССР с социалистическими странами возрос в 3,4 раза. В 1950 г. на их долю приходилось 81% внешнеторгового оборота СССР[340]. Особенно успешно развивались внешнеэкономические связи СССР с европейскими социалистическими странами. Из СССР они получали машины, оборудование, зерно, другие виды продовольствия, промышленное сырье, топливо. Европейские социалистические страны поставляли в СССР главным образом готовую продукцию, а также некоторые полуфабрикаты и продовольствие. Торговля СССР с капиталистическими странами в 1946–1950 гг. резко сократилась, так как они вступили на путь «холодной войны» и создания агрессивных военных блоков, проводили дискриминационную торгово-экономическую политику в отношении СССР и братских социалистических стран.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.032 с.)