Энергетические мощности мтс и колхозов в 1950-е гг. (в млн Л. С. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Энергетические мощности мтс и колхозов в 1950-е гг. (в млн Л. С. )



Показатель 1950 г. 1954 г. 1957 г. 1958 г.
Все энергетические мощности на начало года 62,3 63,9 85,4 87,6
В том числе:        
механические двигатели 55,0 57,5 80,0 82,9
рабочий скот (в пересчете на механическую силу) 7,3 6,4 5,4 4,7

Источник: История советского крестьянства. Т. 4. М., 1988. С. 225.

По рекомендации XX съезда КПСС в колхозах стало широко применяться ежемесячное денежное авансирование колхозников. Важным шагом стало введение гарантированного минимума оплаты труда на селе. Среднегодовой заработок колхозников в 1958 г. был на 82 % больше, чем в 1953 г. Социальный статус колхозника стал заметно выше. Время, когда деревня была дойной коровой для государства, ушло в прошлое.

Одним из ключевых моментов аграрной политики Н.С. Хрущева стало освоение целинных и залежных земель в районах Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья и Северного Кавказа. Оно проводилось на основании постановления пленума ЦК КПСС «О дальнейшем производстве зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель», принятого 2 марта 1954 г. Результаты «целинной эпопеи», сопровождавшейся широкой пропагандистской кампанией, были неоднозначными. По решению ЦК партии на целину были направлены свыше 30 тыс. партийных работников и более 120 тыс. специалистов. Уже к весне 1954 г. героическими усилиями первоцелинников, среди которых преобладала молодежь, были создано свыше 120 совхозов. В этот год с целинных земель было получено более 40% валового сбора зерновых, существенно выросло производство мяса и молока. За первые пять лет было введено в хозяйственный оборот 42 млн целинных и залежных земель. В 1953–1958 гг. прирост производства продукции сельского хозяйства составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием.

Однако очень скоро началось падение урожайности вследствие разрушения плодородного слоя при глубокой вспашке, усиления водопроницаемости земель, ветровой эрозии почвы. Эффективность производства на целинных землях снижалась из-за традиционной бесхозяйственности. Не хватало зернохранилищ, горючего и смазочных материалов. Себестоимость зерна, молока и мяса увеличивалась вследствие того, что в уборочную страду на целину приходилось направлять рабочих и сельскохозяйственную технику со всей страны. Тем не менее эффект от освоения целинных и залежных земель был. В 1954–1962 гг. практически весь прирост государственных заготовок и закупок зерновых культур обеспечивался за счет целинного зерна. 

Н.С. Хрущеву удалось преодолеть сопротивление чиновников и добиться изменения принципов планирования сельскохозяйственного производства. Примерный устав сельхозартели 1935 г., в соответствии с которым «артель принимает к точному исполнению: планы сева, подъема паров, междурядной обработки, уборки, молотьбы и зяблевой пахоты,… а также государственный план развития животноводства», продолжал действовать. В то же время в 1953–1954 гг. Н.С. Хрущев стал проводить линию на преодоление бюрократического стиля руководства сельским хозяйством.

Было признано, что установление для сельскохозяйственных предприятий планов посевов по культурам, по количеству поголовья видов скота не является государственной необходимостью. В марте 1955 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, в котором критиковалась чрезмерная централизация в управлении колхозами, совхозами и МТС. В соответствии с этим постановлением до сельскохозяйственных предприятий стали доводиться планы заготовок продукции полеводства и животноводства. В марте 1956 г. колхозы получили право изменять отдельные положения устава сельскохозяйственной артели с учетом местных условий. Колхозы получили возможность самостоятельно принимать решения, связанные с организацией производства и использованием ресурсов.

Одновременно шел процесс укрупнения колхозов, начавшийся в 1950 г. Его негативной стороной стало создание плохо управляемых хозяйств, в которые входили десятки деревень. Между тем с укрупнением колхозов связывались несбыточные надежды на создание мощных «колхозных союзов», способных ускорить социальное развитие деревни и формирование социалистических аспектов образа жизни. Таким образом, возрождался старый проект создания агрогородов, требовавший огромных средств, которых у колхозов не было. Заметный ущерб советскому сельскому хозяйству нанесла начавшаяся в 1958 г. политика ликвидации «неперспективных» деревень.

С осени 1954 г. проводился курс на превращение колхозов в совхозы. В 1956–1965 гг. в совхозы было преобразовано 20 912 совхозов. Считалось, что подобные преобразования обеспечат существенный рост сельскохозяйственного производства. Однако вскоре выяснилось, что многие совхозы, созданные на базе экономически слабых колхозов, работают с убытками, а некоторые даже сокращали производство.

В 1958 г. машинно-тракторные станции (МТС) были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС). Сельскохозяйственная техника была продана непосредственно колхозам. Это была одна из немногочисленных реформ Н.С. Хрущева, которые пережили его. Она означала отказ от одного из важнейших принципов сталинской модели экономики, в соответствии с которым собственность на все важнейшие средства производства должна принадлежать государству.

Эта реформа оказалась скорее административной, чем экономической. Колхозы должны были покупать сельскохозяйственную технику, однако ни само государство, ни колхозы не были готовы к рыночным отношениям. Предполагалось, что на базе МТС будут созданы РТС для технического обслуживания и ремонта техники, принадлежащей колхозам. Однако во многих случаях МТС ликвидировались, а поиск запасных частей и ремонт техники должны были осуществляться силами самих колхозов. Многим колхозам был не под силу немедленный выкуп парка МТС. Специалисты МТС уезжали в города, так как колхозы не могли платить им зарплату на уровне, который могло себе позволить государство. Негативным моментом этой реформы стало также то, что колхозам по довольно высоким ценам продавалась техника с высокой степенью износа.

Несмотря на немалые трудности, развитие советского сельского хозяйства в 1953–1958 гг. в целом было успешным. За это время его продукция выросла в 1,5 раза. В 1954–1958 гг. производство зерна увеличилось на 40%, сахарной свеклы — на 68, мяса — на 41, молока — на 36, яиц — на 56%. 

В конце 1950-х гг. и особенно после мартовского (1962) пленума ЦК КПСС усилился административный нажим на колхозы. Рецидивы прежней практики управления сельскохозяйственными предприятиями, в том числе государственное вмешательство в процесс планирования, стали возможными под давлением бюрократии, усматривавшей главную причину падения темпов роста сельскохозяйственного производства в ослаблении контроля над колхозами. В соответствии с решениями пленума создавались производственные колхозно-совхозные управления (КСУ). Новый слой бюрократов практически свел на нет прежнюю относительную хозяйственную самостоятельность колхозов и совхозов.

Большой ущерб сельскому хозяйству СССР нанесла «кукурузная кампания». Обосновывая необходимость расширения посевов этой культуры, Н.С. Хрущев ссылался на опыт Украины: в 1949 г., когда он возглавлял парторганизацию Украины, благодаря кукурузе удалось предотвратить голод в этой республике. В записке, направленной Н.С. Хрущевым в Президиум ЦК КПСС в январе 1954 г., в качестве главного аргумента в пользу возделывания кукурузы была высокая урожайность зерновых в США (более 17 ц/га), где удельный вес посевов кукурузы составлял 36% (в СССР — 3,6%).

Вопрос о расширении посевов кукурузы на государственном уровне был впервые поднят на февральско-мартовском (1954) пленуме ЦК КПСС. Таким путем намеревались существенно пополнить ресурсы зерна и обеспечить животноводство кормами. Решение о начале «кукурузной эпопеи» было принято на январском (1955) Пленуме ЦК КПСС. В сентябре 1956 г. на всесоюзном семинаре по кукурузе она была объявлена вторым хлебом в СССР. Ее стали называть «царицей полей», «чудесницей», «комсомольским хлебом» и т.п. Н.С. Хрущев пообещал сажать ее от Казахстана до Таймыра. В 1954 г. посевы кукурузы составляли 3,5 млн га. К 1960 г. их планировалось довести до 28 млн га, повысив урожайность за счет селекционных сортов до американского уровня (в СССР — 25–30 ц/га, в США — 26 ц/га).

Посещение в 1959 г. кукурузной фермы Росуэла Гарста в США (штат Айова) окончательно убедило советского лидера в необходимости ускоренного внедрения кукурузы в советское сельское хозяйство. Под ее посевы отводились лучшие земли, на которых раньше выращивали зерновые культуры, распахивали целину, занимали поля под паром. Одновременно проводилась шумная пропагандистская кампания, в которой расхваливались достоинства кукурузы. Эффективными признавались лишь те хозяйства, которые выращивали кукурузу. Одновременно проводилась кампания под выдвинутым в мае 1957 г. экономически необоснованным лозунгом «догнать и перегнать Америку по производству мяса и молока на душу населения» (мяса — к 1960–1961 гг., молока — к 1958 г.).

Однако у большинства колхозов и совхозов не было опыта в возделывании кукурузы. Хорошие урожаи она давала лишь на Украине, в Молдавии и на Северном Кавказе. В большинстве регионов урожаи кукурузы были скромными. Посевы кукурузы должным образом не охранялись и уничтожались птицами. Возделывание кукурузы в Нечерноземье оказалось очень трудоемким, а корма из нее были в несколько раз дороже, чем из многолетних трав. В 1962 г. в нечерноземных и восточных областях практически весь урожай кукурузы погиб. Между тем к этому времени под посевами кукурузы было уже 37 млн га плодородных земель. Стало ясно, что надежды на решение зерновой проблемы неосновательны. Кукурузу начали использовать главным образом на силос, что позволило заметно укрепить кормовую базу животноводства.

 Н.С. Хрущев уверовал в так называемый «рязанский опыт» увеличения за короткий срок производства мяса более чем в 3 раза. Он поддерживал академика Т.Д. Лысенко, обещавшего многократное увеличение урожайности «ветвистой пшеницы» и пропагандировавшего чудодейственные свойства органо-минеральных смесей. В Программу КПСС, принятую на XXII съезде КПСС, были включены фантастические идеи о быстром (вплоть до 1980 г.) сближении советской деревни с городом.

Политика государства по отношению к личному подсобному хозяйству была противоречивой. «Новая аграрная политика», провозглашенная на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС, означала отмену ограничений на развитие приусадебных хозяйств (по крайней мере, на ближайшие 5–7 лет). Во второй половине 1950-х гг. началось распространение в СССР дачно-огородного хозяйствования. В 1958 г. были отменены обязательные поставки продукции с личных подсобных хозяйств, снижены налоги с них.

В то же время на партийно-государственном уровне принимались решения, неблагоприятные для развития личных подсобных хозяйств. Так, 6 марта 1956 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управлении делами артели». Оно давало возможность уменьшать приусадебные участки тем, кто по каким-либо причинам не участвовал в деятельности колхозов и совхозов.

 Постановлением СМ СССР «О мерах борьбы с расходованием из государственных фондов хлеба и других продовольственных продуктов на корм скоту», принятым 27 августа 1956 г., запрещалось скармливать скоту и птице хлеб, муку и другие продовольственные продукты, приобретенные в государственных и кооперативных магазинах. Республиканские власти получили право запрещать содержание скота в городах по санитарным соображениям. 

В тот же день был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О денежном налоге с граждан, имеющих скот в городах». Чтобы избежать этого налога, гражданам ненавязчиво предлагалось продать скот колхозам, совхозам, предприятиям Минсельхоза, либо государству в порядке государственных закупок. Продажа скота другим гражданам от налога не спасала. Таким образом, речь шла о том, чтобы экономическими мерами побудить граждан передать скот из личной собственности в собственность общественную.

Однако надежды на пополнение поголовья государственного скота за счет личного не оправдались: население сочло более выгодным для себя забить скот и продать мясо на рынке, даже заплатив налоги, чем продавать его живым весом государству. Забой скота принял массовый характер. В 1956–1957 гг. в стране создалась видимость изобилия мяса. Однако это не могло продолжаться долго.

С 1959 г. началось новое и более интенсивное наступление на личное подсобное хозяйство. В Постановлении Пленума ЦК КПСС от 25 декабря 1959 г. «О дальнейшем развитии сельского хозяйства» говорилось, что колхозникам гораздо выгоднее покупать продукты из колхозов, чем производить их в личном подсобном хозяйстве. Перед государственными органами была поставлена задача в течение двух–трех лет скупить у населения скот. В качестве обоснования такого решения было выдвинуто положение о том, что личное подсобное хозяйство является причиной недостаточного усердия сельских тружеников в общественном хозяйстве. На этом фоне проводилась кампания против «торгашей» и «стяжателей», захватчиков колхозных земель. Такой политике не было оправдания, поскольку в то время на долю приусадебных участков, составлявших 3% от посевных площадей, приходилось около 50% продукции сельского хозяйства.

К началу 1960-х гг. темпы роста сельскохозяйственного производства СССР замедлились. В 1953–1956 гг. они составляли 7,6% в год, в 1959–1964 гг. — 1,5%. Среднегодовое производство зерна на душу населения в 1954–1964 гг. ненамного превышало уровень 1913 г. Усилился отток сельского населения в города. В 1960–1964 гг. деревню покинули около 7 млн человек. Был провален семилетний план по сельскому хозяйству (вместо 70% прирост его продукции составил 15%).

Необдуманное реформирование сельского хозяйства привело к продовольственному кризису 1962–1963 гг., вызвавшему рост социального напряжения. Осенью 1962 г. ЦК КПСС и СМ СССР издали постановление, по которому выдача хлеба в одни руки ограничивалась 2,5 кг. Из года в год падали урожаи зерновых на целинных землях вследствие эрозии почв. В 1963 г. ситуация усугубилась сильнейшей засухой и пыльными бурями на целине. Производство зерна сократилось до уровня 1940–1950-х гг. С прилавков магазинов исчезла мука. Стали вводиться ограничения на продажу хлеба. В продаже появился низкокачественный (из муки второго сорта) «забайкальский хлеб». В хлеб стали подмешивать кукурузную и гороховую муку. В южных регионах впервые с 1947 г. хлеб стал отпускаться по карточкам. Ухудшение продовольственной ситуации в стране стало причиной широкого распространения политических анекдотов и роста недовольства населения.

Для предотвращения голода правительство было вынуждено закупить за границей более 12 млн т зерна на сумму в 1 млрд долл. Неизбежным стало повышение розничных цен на продукты питания, что, как показала трагедия в Новочеркасске, было социально опасным. Закупки зерна за границей, ставшие регулярными, поглощали золотой запас страны. Это был печальный итог непрофессиональной политики Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства.

Развитие промышленности

Партийно-государственное руководство СССР в 1950-е гг. в области промышленной политики во многом продолжало тот курс, который возобладал при И.В. Сталине. В 1953 г. доля производства средств производства в общем объеме промышленной продукции составляла 70%, а в 1960 г. — уже 75%. Если курс на утяжеление структуры промышленности в 1930-е гг. можно было объяснить угрозой со стороны империалистических государств, то в 1950-е гг. такой суперкрен в сторону промышленности группы «А» уже не мог быть оправдан внешней угрозой, тем более что на ХХ съезде КПСС была выдвинута идея «мирного экономического соревнования с капитализмом».

Среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР в 1953–1964 гг. превышали 10%. Особенно быстро развивались машиностроение, металлообработка, производство стройматериалов, электроэнергетика, химия и нефтехимия. Предприятия химической промышленности освоили выпуск искусственных материалов. Паровозы заменялись тепловозами и электровозами. Большое значение придавалось строительству трубопроводов и продуктопроводов. Увеличивалась доля отраслей, определявших технический прогресс (электроэнергетики, машиностроения и химической промышленности). Несмотря на то, что темпы роста промышленности были высокими, она продолжала развиваться преимущественно по экстенсивному пути.

Некоторые индустриальные проекты имели исключительное значение для народного хозяйства. В 1952 г. был введен в эксплуатацию Волго-Донской судоходный канал. В Иванове началось производство расточных станков и автокранов, вступил в строй самый крупный в Европе камвольный комбинат. Были построены такие крупные промышленные предприятия, как Орско-Халиловский и Череповецкий металлургический комбинаты, алюминиевые заводы в Шелехове и Волгограде, Азербайджанский трубопрокатный завод, Красноярский завод химического волокна, Уфимский завод синтетического спирта и другие важные индустриальные объекты. Стали давать ток Горьковская, Иркутская, Усть-Каменогорская, Камская, Куйбышевская, Волгоградская, Братская ГЭС, а также Приднепровская, Южно-Кузбасская, Южно-Уральская и другие  ТЭС. Началась добыча марковской нефти в Сибири, нефти и газа в Тюменском районе. Появились и успешно развивались такие новые отрасли промышленности, как газовая и алмазная. Был осуществлен комплекс мер по модернизации угольной промышленности Донбасса. Велись работы по электрификации железнодорожного транспорта.

В начале 1950-х гг. в СССР возникла угроза нефтяного голода вследствие истощения нефтяных месторождений Кавказа. Меры по ускоренному освоению мощного нефтеносного горизонта в Татарии позволили обеспечить резкий рост нефтедобычи. В 1945–1960 гг. она выросла с 19,4 млн т до 148 млн т. Это дало возможность изменить структуру топливного баланса страны в пользу нефти и газа — более экономичных, по сравнению с углем, видов топлива. Эта задача была успешно решена: в 1964 г. доля нефти и газа в топливном балансе составила 51,5% (в 1959 г. — 31%). К 1965 г. добыча нефти превышала потребности экономики и около 1/5 всей нефти экспортировалось. Экспортная выручка шла на закупку промышленного оборудования и продовольствия.

Руководство страны придавало большое значение ускорению научно-технического прогресса в отраслях экономики. 28 мая 1955 г. было принято постановление о создании Государственного комитета СМ СССР по новой технике (Гостехники). Усилия, предпринимавшиеся в этой области, включая пропаганду достижений науки и техники, дали свои результаты. В 1950-е — первой половине 1960-х гг. СССР осуществил мощный технологический прорыв. В 1954 г. стала давать ток первая в мире атомная электростанция — Обнинская АЭС. В разных районах страны началось строительство еще более мощных электростанций (Воронежской, Новосибирской и др.). В 1957 г. был введен в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин». 

17 июня 1955 г. осуществил первый опытный полет авиалайнер ТУ-104 с турбокомпрессорными реактивными двигателями. Коммерческая эксплуатация этого авиалайнера, предназначенного для магистральных линий, началась в 1956 г. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Он стал первым объектом, созданным человеком и попавшим в космическое пространство. 12 апреля 1961 г. первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин совершил один виток вокруг Земли. Весной 1956 г. на полигоне под Волгоградом был осуществлен успешный пуск первой в мире ракеты Р-5М с ядерным боезарядом. СССР обозначил свой приоритет в космической отрасли, а также в ряде отраслей военной промышленности и науки.

Весьма характерным явлением «эпохи Хрущева» стал курс на создание в СССР развитой легкой промышленности. Большое внимание уделялось совершенствованию производства, увеличению выпуска товаров народного потребления и расширению их ассортимента. В 1956–1965 гг. быстро развивалось производство легковых автомобилей (ГАЗ-21 «Волга», ЗАЗ-965 «Запорожец», «Москвич-402», «Москвич-403», «Москвич-407»). Однако всего этого было недостаточно для превращения СССР в ближайшем будущем в государство с самым высоким уровнем жизни населения, как того требовали установки партийных съездов. Огромные средства расходовались на гонку вооружений и финансирование космической программы, а легкая промышленность де факто приоритетом не была. СССР продолжал оставаться страной с недоразвитой системой коммуникаций (плохие дороги, дефицит телефонных номеров и т.п.).

Заметный ущерб производству продукции легкой промышленности и развитию сферы услуг был нанесен ликвидацией промысловой кооперации. 14 апреля 1956 г. было принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О реорганизации промысловой кооперации», в котором утверждалось, что «в настоящее время многие предприятия промысловой кооперации перестали носить характер кустарно-кооперативного производства и по существу не отличаются от предприятий государственной промышленности». В систему промысловой кооперации в 1956 г. входили 114 тыс. предприятий с численностью работающих 1,8 млн человек. На ее долю приходилось 5,9% валовой продукции промышленности, в том числе 40% производства мебели, более 1/3 производства верхнего трикотажа.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 июля 1960 г. № 784 «Об упразднении промысловой кооперации» предприятия промысловой кооперации были переданы государству. С ликвидацией промкооперации были утрачены некоторые виды производства, а также ценные кадры ремесленников и кустарей. Серьезно пострадали художественные промыслы. Следствием исчезновения конкуренции между государственным и кооперативным секторами стал рост цен на товары народного потребления.

Важную роль в решении задач в области промышленного развития отводилась административно-директивным реформам. Наиболее масштабной из них был переход от централизованной отраслевой системы управления промышленностью и строительством, сложившейся к середине 1930-х гг., к территориальной (региональной) системе управления. Инициатором этой реформы стал лично Н.С. Хрущев.

10 мая 1957 г. был принят Закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». В соответствии с ним вся территория СССР была разделена на 105 экономических административных районов, в которых создавались совнархозы, подчинявшиеся советам министров республик. Большинство общесоюзных и союзно-республиканских министерств было упразднено, а подчинявшиеся им предприятия и организации переданы в ведение местных совнархозов. Немногочисленные министерства, которые остались (министерства авиационной, радиотехнической, оборонной промышленности и судостроения), должны были руководить предприятиями через совнархозы. Однако функции этих министерств ограничивались планированием и координацией технического развития.

Переход к региональной системе управления экономикой должен был устранить недостатки отраслевой системы (недостаточная развитость горизонтальных хозяйственных связей, неэффективное использование местных ресурсов вследствие отраслевой разобщенности предприятий и организаций, встречные перевозки сырья, материалов и продукции, стремление отраслевых министерств быть полностью независимыми от других министерств). Предполагалось, что реформа приблизит руководство к предприятиям и объединениям и ликвидирует ведомственные барьеры на пути комплексного развития регионов.

Первоначально совнархозы были коллегиальными органами со сравнительно небольшим управленческим аппаратом. Они провели работу по укрупнению промышленных предприятий и объединению их в фирмы. Им удалось ускорить процессы согласования проектов и решений, усовершенствовать специализацию и кооперирование производства в пределах экономических районов, обеспечить более комплексное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов территорий, сконцентрировать распыленные вспомогательные, ремонтные и транспортные работы, создать межотраслевые специализированные производства по ремонту оборудования, изготовлению заготовок, инструментов и оснастки для различных отраслей. Управление экономикой через совнархозы облегчало решение проблем, связанных с формированием территориально-производственных комплексов.  

Однако по мере развертывания реформы обнаруживались серьезные недостатки новой модели управления. Так, очень скоро пришлось создавать отраслевые и функциональные управления и отделы совнархозов. Штат совнархозов быстро увеличивался, и они превратились в региональные министерства промышленности, куда перешли на работу аппаратчики из прежних министерств нередко с повышением в должности.

Но самой серьезной проблемой было то, что, как отмечалось в принятом 30 сентября 1965 г. постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «Об улучшении управления промышленностью», «управление отраслью промышленности, представляющей собой единое целое в техническом отношении, было раздроблено по экономическим административным районам». Новая система управления оказалась несовместимой с проведением единой технической политики в отраслях и вела к разжиганию групповых и местнических интересов, дезинтеграции хозяйственных связей в промышленности и сельском хозяйстве, срыву поставок предприятиям других совнархозов.

В 1960 г. в системе совнархозов началась централизация. В декабре 1962 г. были образованы укрупненные экономические районы, в каждый из которых вошли несколько экономических административных районов. Результатом этой меры стало сокращение числа совнархозов со 105 до 43 и появление промежуточных уровней управления — республиканских совнархозов, союзного совнархоза (СНХ СССР), Высшего совета народного хозяйства при СМ СССР (ВСНХ СССР), отраслевых государственных производственных комитетов, а также региональных советов по координации и планированию производственной деятельности. Это привело к эволюции территориальной системы управления в гибридную и еще большему увеличению армии управленцев. Кроме того, снизилось качество научных исследований, проектирования и конструкторских разработок, поскольку они выполнялись отраслевыми организациями, а промышленные предприятия остались в ведении территориальных органов.

Вносились коррективы и в систему планирования. В 1955 г. Госплан СССР был разделен на две части, одной из которых была Государственная Комиссия СМ СССР по перспективному планированию (по-прежнему называвшаяся Госпланом), а второй — Государственная экономическая комиссия СМ СССР по текущему планированию (Госэкономкомиссия). В 1960 г. перспективное планирование было передано Государственному научно-экономическому совету СМ СССР (Госэкономсовету). В ноябре 1962 г. Госплану было поручено перспективное планирование, а СНХ СССР должен был обеспечивать выполнение планов. 

Для поддержки реформы на ноябрьском (1962) Пленуме ЦК КПСС было принято решение о разделении партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Результатом стало удвоение количества партийных и советских органов и тенденция к подмене советских органов партийными.

Реформа управления экономикой, инициированная Н.С. Хрущевым, потерпела неудачу. Она была административной по своей природе, затрагивала только форму системы, а не ее сущность. В новой модели управления не удалось преодолеть фундаментальное противоречие между отраслевым принципом руководства экономикой, соответствовавшим вертикальной интеграции производства в промышленных отраслях, и принципом территориальным. Эта реформа противоречила самой сути жестко централизованной советской экономической системы и привела к ее дезинтеграции. На сентябрьском (1965) Пленуме ЦК КПСС было принято решение перейти (фактически возвратиться) к отраслевому принципу руководства промышленностью и усилить экономические рычаги в развитии производства.

Несмотря на сложности в развитии промышленности, к концу 1950-х — началу 1960-х гг. в СССР были построены основы индустриального общества. Переход к новой стадии экономического развития предполагал радикальное совершенствование всей экономической системы, в том числе хозяйственного механизма.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.026 с.)