Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производство и производительность СССР/США 1987
Источник: Maddison A. Monitoriing the World Economy 1820–1992. OECD Development Center, Paris 1995. Замедление темпов экономического развития объяснялось целым рядов факторов. Среди них и ухудшение демографической ситуации, недостатки в развитии машиностроительного комплекса, увеличение затрат на освоение топливно-энергетических ресурсов, неблагоприятные погодные условия, отрицательно сказавшиеся на развитии сельскохозяйственного производства. Несостоятельность попыток соединения директивного плана и самостоятельности в рамках предприятия не означал отказа от хозрасчета вообще и материального стимулирования в частности. Плановая система в новых исторических условиях вообще не смогла бы функционировать, не опираясь на эти рычаги. Но после 1968 г. речь шла уже только о подчинении хозрасчета директивному плану. В постановлении ЦК и Совмина от 12 июля 1979 г. «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» 1/3 объема занимает раздел 111 — «О развитии хозяйственного расчета и усилении роли экономических рычагов и стимулов». В этом разделе закрепляется практика 1970-х гг., согласно которой оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий производится исходя «прежде всего» из выполнения планов, и к этому показателю привязывается формирование трех стимулирующих фондов. Развитие системы планирования Большую роль в поддержании жизнеспособности командно-административной системы сыграло развитие системы планирования. В 1968 г. был составлен межотраслевой баланс народного хозяйства (МОЕ), практически примененный при разработке девятого пятилетнего плана (1971–1975 гг.). Революционное значение МОЕ для планирования состояло в том, что он широко открывал двери в эту сферу для применения математических методов и ЭВМ, тем самым позволяя обрабатывать недоступный ранее объем информации в короткие сроки и с высокой точностью.
На этой общей основе были разработаны и внедрены частичные оптимизирующие планы размещения производства, перевозок, топливно-энергетический баланс и др. В 1970-е гг. была создана и принята в эксплуатацию АСПР — автоматизированная система плановых расчетов Госплана СССР. Фактически это была математическая балансовая модель народного хозяйства, разработанная со значительным запозданием по сравнению с кембриджской моделью Стоуна и пенсильванской моделью Клейна. Но в отличие от последних, носивших прогнозную направленность, АСПР была предназначена для проведения многовариантных расчетов проектов государственных планов (т.е. директивных адресных заданий). При расчетах по пятилетнему плану на 1986–1990 гг. уже был применен «центральный комплекс задач» АСПР, объединявший 254 задачи сводных и отраслевых подсистем АСПР[347]. Реалистичность пятилетних планов стала повышаться также благодаря учету долговременных тенденций в области НТП, демографии, природных ресурсов, потребностей. Было, наконец, признано, что прогнозирование — обязательная стадия планирования. Так, в 1972 г. была впервые разработана Комплексная программа НТП СССР до 1990 г., которая включала 27 направлений, в ее подготовке участвовали сотни научных институтов. В середине 1980-х гг. принимаются «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986–1990 гг. и на период до 2000 г.». Этот документ сочетал директивы на пятилетку и прогноз на 15 лет. С усложнением народного хозяйства обострялась проблема выявления и реализации приоритетных задач, имеющих на данном этапе центральное значение для социально-экономического развития всей страны. Такие задачи имели, как правило, межотраслевой характер и требовали серьезных структурных сдвигов. Этому призвано было служить внедрение программно-целевого метода планирования. Благодаря совершенствованию планирования были достигнуты, несмотря на действие мощных негативных тенденций, значительные результаты в таких приоритетных сферах, как атомная энергетика, создание Единой энергетической системы, космос, ВПК, некоторые отрасли машиностроения, образование, здравоохранение, жилищное строительство. В целом, поддерживалась относительная сбалансированность хозяйства и некоторый рост ВНП и потребления.
Вместе с тем в условиях, когда народнохозяйственные связи стали особенно сложными, плановые органы оказались не в состоянии все предусмотреть и переработать информацию, поступающую от хозяйственных единиц, а также осуществлять действенный контроль над выполнением планов. Широкое внедрение компьютеров могло облегчить обработку информации, однако сохранялась проблема достоверности данных, получаемых с мест. Проблема пропорций, на решение которой направлялось основное внимание плановиков, решалась весьма приблизительно. Планирование на основе стоимостных показателей — будь то пресловутый «вал», «реализация» или «нормативно-чистая продукция» (нормативная добавленная стоимость) — не обеспечивало натуральных пропорций, а планирование «внатуре» могло охватывать лишь небольшую часть производства и потребностей. При составлении годовых планов Госплан СССР мог разрабатывать только около 2000 балансов, в том числе 1200 балансов оборудования[348]. Для относительно полного охвата потребовались бы десятки тысяч натуральных балансов. Средний путь — стоимостное планирование по укрупненной номенклатуре — не позволял планово управлять специализацией и техническим прогрессом, и не случайно эти проблемы оставались в общем нерешенными. Хронический характер носило невыполнение планов как по качественным, так и по количественным показателям и их многократный пересмотр в сторону понижения (табл. 17.5). Таблица 17.5 Соотношение фактических и плановых темпов прироста основных экономических показателей (%)
Источник: Поцелуев В.А. История России XX столетия: основные проблемы. М., 1997, С. 413.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.005 с.) |