Экономическое развитие России на этапе перехода к рыночной экономике (вторая половина 1980-х — 1990-е гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое развитие России на этапе перехода к рыночной экономике (вторая половина 1980-х — 1990-е гг. )



Т.А. Дробышевская

 

«Перестройка»

Новый этап развития социалистической экономики начался в 1985 г. с приходом к руководству страной М. Горбачева[355]. К середине 1980-х гг. среднедушевой ВВП в СССР составлял лишь 37% от уровня США, при этом энерго- и материалоемкость продукции советской промышленности в 1,5–2 раза превышала соответствующие показатели развитых стран, значительно отставал и уровень производительности труда. Чрезвычайно низкими оставались производительность труда и фондоотдача (табл. 18.1).

Таблица 18.1

Факторная производительность (factor productivity) в СССР по промышленности и по экономике в целом (среднегодовые темпы роста)

Показатель 1961–1965 1966–1970 1971–1975 1976–1980 1981–1985 1986 1987
Факторная производительность по экономике в целом 0,3 0,8 −1,2 −1,3 −1,1 1,4 −1,9
Производительность труда по экономике в целом 3,2 3,0 1,3 1,0 1,1 3,5 0,1
Производительность капитала (фондоотдача) по экономике в целом −3,7 −2,2 −4,6 −4,4 −4,1 −1,4 −4,6
Факторная производительность в промышленности −1,0 0,1 −0,1 −2,1 −2,3 −0,8 −1,4
Производительность труда по экономике в целом 3,5 3,1 3,9 1,3 1,2 2,3 1,7
Производительность капитала (фондоотдача) по экономике в целом −4,4 −2,3 −3,1 −4,7 −4,9 −3,1 −3,7

Источник: Directorate of Intelligence, Handbook of Economic Statistics, 1988. Washington, D.C.: Central Intelligence Agency, 1988. P. 3. Цит. по: Gregory P.R., Stuart R.C. Soviet Economic Structure and Performance. N.Y.: Harper and Row, Publishers, 1990. P. 370.

Падение мировых цен на нефть и последовавшее за этим сокращение доходов бюджета от экспорта энергоносителей привели к нарастанию бюджетных диспропорций.

В условиях падения цен на нефть и продолжающейся гонки вооружений необходимо было обеспечить как минимум 4%-ный рост национального дохода. Даже по официальным данным, в годы одиннадцатой пятилетки темпы роста были ниже. Возможности роста за счет привлечения новых материальных и людских ресурсов были практически исчерпаны — для подобного экстенсивного роста национального дохода требовалось увеличить добычу топлива и сырья на 15%, инвестиции — на 30–40%, вовлекать в производство до 2 млн человек в год[356]. Единственный выход виделся в «существенном росте производительности труда посредством внедрения прогрессивного оборудования, автоматики»[357]. Предполагалось увеличить долю ресурсов, направляемую на инвестиции, прежде всего в машиностроение. Темпы роста машиностроительных отраслей должны были в ближайшие годы увеличиться в 1,5–2 раза. Был выдвинут лозунг «ускорения».

Совершенствование экономического механизма социалистической экономики, получившего известность как перестройка, предполагалось осуществить в логике социалистической рыночной экономики нэпа и с учетом опыта хозяйственной реформы 1965 г. Сама необходимость перестройки, в соответствии с «основным экономическим законом социализма», мотивировалась важностью повышения благосостояния, повышения растущих потребностей советских людей. В качестве важнейшего рычага называлось централизованное планирование как решающее преимущество социалистического хозяйствования, дающее возможность обеспечить сознательную оптимизацию экономического роста и структурных сдвигов[358]. Именно с совершенствованием планирования на макро- и микроуровнях поначалу связывалось решение задач «ускорения»[359].

При этом традиционно в советской экономической литературе вопрос о допущении свободного ценообразования даже не ставился. В крайнем случае говорилось о переходе к «сбалансированным ценам», рассчитанным в соответствии с математическими моделями «теории (системы) оптимального функционирования экономики» (ТОФЭ или СОФЭ)[360].

Качественное отличие перестройки от предыдущих попыток модернизации системы состояло в том, что меры по экономическому реформированию страны были подкреплены глубокой политической реформой, включавшей распространение гласности (свободы слова), демократизацию политической системы, свободные выборы в парламенты всех уровней и отказ от однопартийной политической системы. Изменение политической системы призвано было стать гарантом необратимости экономических преобразований.

Основными элементами экономической политики перестройки были резкое расширением самостоятельности предприятий, допущение частнопредпринимательской деятельности в форме кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности. Позднее к перечисленным мерам были добавлены развитие арендных отношений вплоть до возможности передачи арендованного имущества (производительных сил) в частные руки, разгосударствление (приватизация), а также допущение негосударственных форм в финансовом секторе (частные банки). Перераспределение хозяйственных прав в пользу сначала трудовых коллективов и руководителей государственных предприятий, а затем и негосударственного сектора сделало возможным структурный маневр в интересах машиностроительного комплекса.

Ресурсы, находившиеся в распоряжении государства, продолжали сокращаться. Вместе с тем, несмотря на формирование новых рыночных институтов, власть пыталась сохранить государственное ценообразование на основную номенклатуру товаров и услуг, а также доминирование государственной собственности на средства производства.

Результатом такой политики стала потеря управляемости экономикой. Демократизация экономической и политической жизни вынула стержень принуждения, а новых механизмов создано не было. В результате на рубеже 1980–1990-х гг. сложилась парадоксальная ситуация, когда с одной стороны, в стране «предпринимались интенсивные меры по созданию социалистического рынка», проводились конверсия военного производства, изменение структуры хозяйства и внешней торговли в пользу потребительского и социального сектора, а, с другой стороны, развивался социально-экономический кризис (падение производства в «открытой» экономике и рост «теневой», рост инфляции, ухудшение положения наименее обеспеченных слоев населения) (табл. 18.2).

Таблица 18.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.205.123 (0.006 с.)