Изменение средних и прейскурантных розничных цен товаров-представителей (учитывая все каналы реализации) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение средних и прейскурантных розничных цен товаров-представителей (учитывая все каналы реализации)



 

1989 г. в % к 1985 г.

1989 г. в % к 1988 г.

  Все товары Продовольственные товары Непродовольственные товары Все товары Продовольственные товары Непродовольственные товары
Цены товаров-представителей 109,5 112,5* 106,7* 102,2 100,8 103,5
Средние цены 110,4 113,5 107,3 103,0 102,0 104,0
Прейскурантные цены 104,2 110,9 98,6 100,7 100,8 100,6

Примечание: Регистрация цен была организована в 150 областных, краевых, республиканских центрах. Для регистрации цен отобрано 650 товаров. Цены колхозной торговли наблюдались ежемесячно в 264 городах по 105 товарам.

* Оценка.

Источник: Белов Н.Г. Первый заместитель председателя Госкомстата СССР Председателю Совета Министров СССР Рыжкову Н.И. О ценах на товары народного потребления. 07.08.1990. ГА РФ. Ф. 5446. Оп. 162. Д. 277. Л. 27.

Продолжала разрушаться финансовая система. Серьезный удар по доходной части бюджета нанесла антиалкогольная компания (сокращение производства и реализации через государственную торговлю спиртных напитков) (табл. 18.3).

Таблица 18.3

Финансовые последствия антиалкогольной компании в 19851987 гг.

  1984 1985 1986 1987
Поступление налога с оборота в госбюджет по алкогольной продукции, млрд руб.* 36,7 33,3 27,0 29,1
Поступление налога с оборота в госбюджет по алкогольной продукции, % ВВП 4,8 4,3 3,4 3,5
Розничный товарооборот алкогольных напитков, млрд  руб. 52,8 47,7 37,0 36,6
Розничный товарооборот алкогольных напитков, % ВВП 6,9 6,1 4,6 4,4

Источник: Расчеты в % ВВП. См.: Синельников С.Г. Бюджетный кризис в России: 1985–1995 гг. Цит. по: Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки современной России. М., 2006. С. 238.

С 1988 г. начался спад производства в сельском хозяйстве СССР, с 1990 г. — в промышленности. За 1991 г. национальный доход сократился более чем на 11%, ВВП — на 13, промышленное производство — на 2,8% (добыча нефти и угля — на 11%, выплавка чугуна — на 17%), сельскохозяйственное производство сократилось на 4,5%. Сокращение производства также негативно сказывалось на состоянии налоговой базы бюджета.

Министерство финансов СССР и Госкомстат СССР оценивали дефицит государственного бюджета СССР за 1985 г. в 18 млрд руб. По их же данным, в 1988 г. его уровень достиг 90,1 млрд руб. Государственный долг СССР на начало 1989 г. составлял 312,4 млрд  руб., а на конец 1989 г. — 400 млрд руб., или 44% ВНП[361].

В 1991 г. дефицит бюджета превысил запланированный в 6 раз и достигал, по разным оценкам, 19–21% (табл. 18.4).

Таблица 18.4

Основные показатели бюджета СССР в 19801990 гг., млрд руб.

  1980 1985 1986 1987 1988 1989 1990
ВНП (фактические цены) 619 777 799 825 875 943 1010
Доходы госбюджета % к ВНП   372,6 48,0 371,6 46,5 378,4 45,9 378,9 43,3 401,9 42,6 471,8 47,2
В том числе союзный бюджет % к доходам консолидированного бюджета     191,7   51,4 186,0   50,0 184,9   48,7 169,6   44,8 158,2   39,4 210,5   44,6
Расходы В том числе союзного бюджета % к расходам консолидированного бюджета   386,5 202,9   52,5 417,1 222,9   53,4 430,9 237,5   55,1 459,5 245,3   53,4 482,6 244,6   50,7 513,2 240,5   46,9
Расходы на народное хозяйство и оборону % к общему объему расходов   228,2   59,0 245,4   58,8 247,1   57,3 263,0   57,2 276,7   57,3 266,6   51,9
Дефицит госбюджета % к ВНП % к доходам союзного бюджета   13,9 1,8 7,3 45,5 5,7 24,5 52,5 6,4 28,4 80,6 9,2 47,5 80,7 8,6 51,0 41,4 4,1 19,7

Источник: данные Госкомстата.

Внешний долг к концу 1991 г. увеличился до 76 млрд долл., внутренний долг — до 5,6 млрд долл. Золотой запас составил на 1 января 1992 г. всего 289,6 т. В условиях невозможности пополнения доходной части бюджета другим путем государство увеличивало необеспеченную денежную эмиссию (табл. 18.5).

Таблица 18.5

Выпуск денег в обращение, 19861989 гг.

Период Выпуск денег в обращение за год, млрд руб. Ежегодные темпы прироста выпуска денег, %
1986 3,9 8,3*
1987 5,9 51,3
1988 11,8 100,0
1989 18,3 55,1

*Темпы роста за 1986 г. даны по отношению к среднегодовому значению выпуска денег за период 1981–1985 гг., составлявшего 3,6 млрд руб.

Источник: Гайдар Е.Т. Гибель империи. М., 2006. С. 243.

Резко выросли темпы инфляции: если в 1990 г. рост цен составил 5%, то за 1991 г. уровень потребительских цен вырос более чем в 2 раза (101,2%). Параллельно нарастал товарный дефицит (табл. 18.6).

Таблица 18.6

Соотношение денежных накоплений населения с наличием товарных запасов в торговле и промышленности (на конец года)

  1970 1980 1985 1990
Денежные средства населения (вклады, наличные деньги, ценные бумаги), млрд руб. 73 228 320 568
Денежные средства населения, % ВВП 19,3 36,8 41,2 55,4
Товарные запасы на 1 руб. денежных средств населения, руб. 0,62 0,29 0,30 0,13

Источник: Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2006. С. 396.

Государство утратило контроль над финансовыми процессами и денежным обращением. Началось бегство от рубля, вытеснение товарно-денежных отношений бартером; росли административные ограничения товарообмена между республиками и регионами. СССР как единое государство разрушался: экономические и политические ориентиры республик все более расходились, а попытки воссоздать союзные структуры путем создания Межреспубликанского экономического комитета оказались безрезультатными. В декабре 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование[362]. Руководство России приняло на себя ответственность за осуществление экономических реформ для предотвращения национальной катастрофы, включая опасность голода в промышленных регионах[363].

Попытка «шоковой терапии»

Новое правительство РФ было сформировано 6 ноября 1991 г. Функции премьера взял на себя Б. Ельцин, а его заместителями стали Г. Бурбулис, Е. Гайдар и А. Шохин. Е. Гайдар стал идеологом и руководителем рыночной трансформации российской экономики. Программа посткоммунистических преобразований, к реализации которой приступило правительство в ноябре 1991 г., включала либерализацию экономики (прежде всего цен и внешнеэкономической деятельности), макроэкономическую стабилизацию (бюджетную и денежную), и приватизацию как важнейшую институциональную задачу. Необходимо было также полностью создать институциональную систему рыночной экономики, начиная с адекватной налоговой системы.

Финансовая сфера была признана ключевой на первом этапе реформирования экономики. Основные аргументы реформаторов заключались в следующем. Для финансовой стабилизации (минимизации инфляции и дефицита бюджета) требуется меньше времени, чем для приватизации, демонополизации, формирования других рыночных структур, причем сама стабилизация становится базой для проведения дельнейших преобразований.

Либерализация цен, осуществленная в январе 1992 г., была нацелена на решение нескольких проблем: уменьшить финансовую несбалансированность в экономике; быстро ликвидировать «денежный навес», обусловленный инфляционной денежно-кредитной политикой предыдущих лет; создать предпосылки для более эффективного распределения производственных ресурсов; ввести конкурентные начала в поведение и взаимодействие предприятий. После либерализации цен произошло быстрое наполнение потребительского рынка.

Вместе с тем начало проведения рыночных преобразований было сопряжено с усугублением экономического спада и резким снижением уровня жизни населения. Разрыв привычных экономических связей (в том числе с государствами — членами СЭВ, а потом и с теперь уже бывшими республиками СССР), отсутствие опыта работы в условиях рынка, неконкурентоспособность отечественной продукции в условиях либерализации импорта, а также недостаток оборотных средств обусловили спад производства. Высокая степень монополизации российской экономики, а также преобладание тяжелой индустрии, сложных и точных производств ВПК способствовали увеличению масштабов спада (табл. 18.7).

Таблица 18.7

Динамика интенсивности промышленного производства, % к январю 1990 г. (сезонность исключена) [364]

Отрасли

Год

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000  
Промышленность 95,4 81,8 69,0 52,8 47,5 42,8 40,3 42,3 40,4 45,7 48,1  
ТЭК 95,8 89,7 80,1 74,0 68,7 66,6 64,2 65,9 64,2 65,5 67,2  
Электроэнергетика 100,2 99,1 91,8 89,3 82,9 81,3 75,6 78,6 76,2 77,5 78,1  
Нефтедобыча 90,6 79,0 68,4 60,4 56,2 53,8 53,3 54,8 53,9 54,8 58,6  
Нефтепереработка 95,8 91,7 77,2 67,4 61,6 59,0 60,3 60,7 58,4 59,8 60,2  
Газовая 100,7 98,2 98,5 95,8 95,0 93,3 93,1 94,1 92,5 91,8 93,0  
Угольная 95,3 84,8 78,7 72,0 67,3 65,6 60,1 60,5 60,1 63,6 64,3  
Черная металлургия 95,7 74,1 68,9 50,9 51,6 53,9 51.6 51,9 48,4 61,2 66,3  
Цветная металлургия 94,0 85,1 74,9 70,8 73,6 79,6 80,4 86,4 87,1 95,4 95,3  
Машиностроение 97,0 80,1 71,2 41,1 37,2 27,1 27,4 30,8 27,6 31,5 36,8  
Химия и нефтехимия 49,3 83,0 66,7 46,7 45,7 43,9 42,6 43,4 43,6 53,8 56,3  
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 90,1 76,7 60,0 45,2 41,0 39,9 32,0 34,1 35,1 45,1 46.,0  
Строительные материалы 94,2 85,4 64,3 51,4 41,5 34,1 25,7 26,5 26,1 27,9 30,8  
Пищевая 96,1 77,2 65,6 57,1 47,2 41,7 36,8 38,2 36,5 41,7 39,9  
Легкая 94,0 82,0 46,3 34,0 20,6 14,0 11,7 13,0 8,8 15,4 17,3  

Источник: Госкомстат РФ.

Экономический кризис, рост открытой и скрытой безработицы, неспособность государства мобилизовать ресурсы для обеспечения своих социальных обязательств ухудшили положение населения. Обесценение сбережений и катастрофическое падение уровня доходов в результате инфляции поставили значительную часть населения на грань физического выживания (табл. 18.8).

Таблица 18.8

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума [365] в 1992–1999 гг.

  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Доля бедного населения, % 33,5 31,5 24,4 25,0 21,6 20,7 23,3 28,4

Источник: Госкомстат РФ.

Негативные последствия политики экономической либерализации (одномоментной отмены административного управления экономикой, либерализации цен и внешней торговли), разумеется, были предсказуемы, и опыт проведения мероприятий по достижению финансовой стабилизации широко известен и неоднократно обсуждался в экономических исследованиях. Теория (и успешная практика[366]) решения задачи финансовой стабилизации требует соблюдения условия жесткой политической воли, т.е. власть должна быть готова на проведение жесткой финансовой политики, несмотря на потери для населения (при обеспечении минимальных гарантий для наиболее обездоленных) и экономики и несмотря на падение собственного авторитета в краткосрочном периоде. В таком случае задача будет решена в течение нескольких месяцев, в условиях валютной и бюджетной стабильности откроются возможности для расширения инвестиций и подъема производства, а значит и повышения уровня жизни населения.

Стабилизационная политика 1992 г. оказалась сорванной. Вскоре после начала реформ стало быстро нарастать лоббистское давление на исполнительную власть с требованиями усиления финансовой поддержки различных социальных групп. Вопросы поддержки отечественной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, а также преодоления кризиса неплатежей решались путем расширения объемов кредитования народного хозяйства Центральным банком. Всего за июль–сентябрь 1992 г. таких кредитов было выдано в объеме 9% годового ВВП. Кредиты выдавались на льготных условиях при ставке рефинансирования ниже инфляции, что означало бесплатную раздачу средств. В результате индекс инфляции в 1992 г. составил 2500%.

В условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и экономики в целом подавляющее число отраслей российской промышленности, не связанных с сырьевым экспортом, оказались неконкурентоспособными. В наибольшей степени это касалось легкой и пищевой промышленности, машиностроения. В результате резкого и продолжительного падения производства и, соответственно, сокращения налогооблагаемой базы, обострилась ситуация с бюджетом. Дефицит бюджета за первую половину 1992 г. составил 6,6% ВВП и продолжал нарастать. Проблема бюджетного дефицита по-прежнему «решалась» с помощью необеспеченной эмиссии (табл. 18.9).

Таблица 18.9



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.015 с.)