Нравственное учение духоборов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственное учение духоборов



Внешне оно строго. Строго обличали такие пороки как блуд, воровство, также дурные мысли и пожелания и даже невинные удовольствия, например, слушание пения птиц, т.к. это производит нравственное усыпление. Особо строго у них осуждались желания славы и почета как причина падения человека.

Однако, несмотря на это их жизнь была довольно грубой и безнравственной: ссоры, ростовщичество, пьянство, разврат). Поскольку по учению духоборов все люди равны между собой, то на земле не должно быть ни светских, ни духовных властей. Они считали себя детьми Божиими и таким образом они не нуждаются ни в судах, ни в присяге, ни в клятве, ни в оружии. Светские власти нужны лишь для того, чтобы злые люди не истребили друг друга.

 

Секта молокан

История происхождения молокан имеет несколько версий. Одна из них – они появились в начале XVI в. во время Башкина и Косого.

Другая, что под влиянием идей Тверитинова.

Третья точка зрения, что молоканские идеи, родственные духоборческим, издавна бродили в русском народе, только в разрозненном виде, а во второй половине XVIII века были объединены и приведены в некоторую систему. Духоборов тоже называли молоканами, т.к. они не были еще достаточно идентифицированы. Молоканами на Руси, еще до образования секты, называли всех тех, кто отрицал православное учение о посте и в постные дни ел молоко (были и другие).

Название молокан официально они получили в 1765 г., когда Тамбовская консистория назвала их «молокания» в своем донесении Синоду. Из Тамбова секта распространилась по другим губерниям России. Этот термин не был новым, так называли все секты, отвергающие православное учение о посте: их приверженцы употребляют в постные дни молоко. Сами сектанты объясняют название иносказательно: духовное учение – молоко.

Основателем молоканства считается Семен Уклеин. Отличался начитанностью, красноречием, и, будучи портным, он ходил по селам Тамбовской и Воронежской губернии и попал в семью духоборческого наставника Побирохина, где ему понравилась его дочь. Уклеин оставил свою законную православную супругу и женился на ней.

Благодаря своим способностям и таланту, он заслужил доверие духоборов и 5 лет был помощником Побирохина. Однако пренебрежительное отношение духоборов к Св. Писанию, а также то, что Побирохин присваивает себе божественное достоинство и называет себя судьей вселенной, которому надлежит совершить Страшный суд, вызывало возмущение Уклеина. Однажды Уклеин не выдержал и на собрании открыто обличил Побирохина. Тот его избил и послал «смертоносных ангелов», чтобы они убили его. Но Уклеин бежал.

Он оставил духоборчество, объявил себя пророком и стал учить, что в вопросах веры необходимо руководствоваться только Св. Писанием. Его проповедь имела большой успех в Тамбовской губернии. Из своих последователей он избрал 70 учеников и назвал их апостолами. Когда Уклеин уверился в собственном могуществе и в своих последователях, он, окруженный своими апостолами, с пением псалмов вошел в г. Тамбов для открытой проповеди своего учения и сокрушения идолов (икон). Они были арестованы. Его последователи раскаялись и приняли православие. Уклеин же долго упорствовал, но смекнул и раскаялся лживо, а на воле опять стал проповедовать свое учение по разным губерниям практически по всей России.

Чтобы оградить православных от влияния молокан, правительство селило сектантов вдали от православных. Сами сектанты также желали переселиться. 1821 году им позволили переехать в Таврическую губернию (от Крыма до Таманского п-ова). Впоследствии много молокан под влиянием идеи о скором наступлении 1000-летнего царства отправились в Закавказье, где якобы должно было наступить это царство.

В царствование Александра I молокане вели открытую проповедь и говорили о скором падении Русской Православной Церкви и ниспровержении государственного строя, но при Николае I против них были приняты строгие меры, и их деятельность стала сворачиваться. Начались внутренние раздоры.

В 80-е годы XIX в. в среду молокан стали проникать баптистские идеи, затем идеи толстовства, что привело эту секту к разделению, в начале XX в. эта секта находилась в состоянии полного разложения. В ее среде стала падать нравственность, появились уголовные преступники. С целью оживления своей деятельности молокане стали предпринимать меры для координации жизни членов секты, но хотя им и удалось провести несколько собраний и съездов, каких-то больших успехов достичь им не удалось.

Иван Проханов – учился на врача в Юрьевском университете, кончил богословский факультет в Париже. С 1906 проповедовал в России.

В настоящее время молокане в России существуют, у них имеется так называемый центральный комитет в Москве и издается журнал «Молоканин», но хотя структуры существуют, за ними, скорее всего, реальной силы не стоит. Есть также молоканские структуры на Ставрополье.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.006 с.)