Разбор библейских доказательств баптистов о Писании как источнике богословия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разбор библейских доказательств баптистов о Писании как источнике богословия



Баптисты ссылаются на ряд текстов, которые можно свести к нескольким группам.

Первая группа условно – «Писание само свидетельствует о себе как единственном источнике спасении» (Ин. 5,39), (Деян. 17,11), (2 Петр. 1,19), (2 Тим. 3,15).

(Ин. 5,39). «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют обо Мне» - баптисты распространяют этот принцип на все Писание. Однако они вырваны из контекста – эти слова были адресованы не уверовавшим в Его мессианство иудеям. Поэтому Христос призывал их исследовать ВЗ тексты, где было достаточно свидетельств о Нем. Т.е. это относится только к ВЗ текстам. То, что ВЗ тексты содержали все необходимое для принятия Мессии, говорил апостолам Сам Христос – (Лк.24,44-45) – «вот то, о чем Я говорил, когда был с вами …что сказано о Мне в Законе Моисеевом, пророках и псалмах».

Апостолы также советовали христианам, особенно из иудеев, исследовать ВЗ тексты, где говорилось о приходе Мессии. Например, Рим.15,4.

Именно в таком контексте – (Деян. 17,11). «Здешние были благомысленнее фессалоникийских, они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писание, точно ли это так». Но Писание – это ВЗ текст, с которым иудеи сверяют слова Павла. После проповеди в Верее иудеи стали усердно проверять слова Павла, чтобы убедиться, что его благовестие находится в полном соответствии с пророками и ВЗ писании.

(2 Петра 1,19) – «Мы имеем вернейшее пророч.слово, и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему как к светильнику, сияющ.в темном месте». Это имеет отношение не ко всему корпусу ВЗ и НЗ, а только к ВЗ текстам. Это видно из сопоставления с 16м стихом 1 главы, где Петр приводит критерии достоверности своей проповеди – что он последует не басням, но будучи очевидцем его дел. И другой признак достоверности – это соответствие проповеди ВЗ пророчествам (стих 19). Т.к.пророческое слово м.быть только в ВЗ.

2 Тим.3,15-16. Павел – «ты из детства знаешь Писания, крые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения…» Здесь речь идет также не о новозаветных текстах. Тимофей родился ок.30 г., мог знать в детстве только ВЗ тексты, крым был обучен своей бабкой и благочестивой матерью (2 Тим.1,5). Первая встреча с Павлом и принятие от него христианства – ок.45 г., т.е.когда ему было ок.15 лет. До этого момента м.быть гипотетически написано только Ев.Мф или Мк (42-50 г.). Но нет никаких оснований говорить, что эти тексты были известны Тимофею. Т.е.здесь речь м.идти только о ВЗ текстах.

Павел написал это послание в 64 или 65 году, перед муч.кончиной в 67 г. Здесь чувствуется прощальная речь Павла – что до этого момента Тимофею он был наставником, а теперь ему уже надо самому искать вразумления в различных испытаниях - 2 Тим.3,14. Павел указывает на ВЗ тексты как на источник знаний, крый м.принести пользу, особенно учитывая, что в 1м веке христианство испытывает сопротивление от иудействующих, искажающих учение Церкви о спасении. И с тем, чтобы найти опору в полемике с еретиками, Павел советует обращаться к ВЗ текстам, крые говорят о Мессии.

К НЗ текстам слово Писание стало применяться только после 170-180 г.

Ошибочным является мнение бапт., что христиане будто бы переняли ВЗ традицию, когда Писание рассм.единств.источником знаний о Мессии. Это противореч.словам Христа, что Отец пошлет другого Утешителя, который будет свидетельствовать христианам о Нем.

 

Другая группа текстов – «Писание содержит все необходимое для спасения» - Деян.1,1, Деян.20,20-27, Ин.20,31.

Деян.1,1. «…собрал в своей книге все, что Иисус делал и чему учил от начала» - т.е.о Евангелии от Лк. Отсюда бапт.делают вывод, что это буквально так и есть. Однако мы знаем, что Лк в Ев.написал все, то зачем тогда нужны др.книги? Кроме того, Лк не был очевидцем дел Христа. Также – противоречие с Ин.21,25.

Деян.20,20-27. Что Павел три года учил ефесян и не упускал возвещать всю волю Божию, не упускал ничего полезного для спасения. Следовательно, говорят бапт., Деян.содержат всю волю Божию. Однако очевидно, что нам не известны такие беседы в Деян, где содержалась бы вся воля Божия.

Ин.20,31 – сие записано, дабы вы уверовали, что Ис есть Хс, Сын Божий, и веруя, имели спасение во имя Его. Т.е.что от Писания якобы получаем веру и спасение. Но здесь речь идет только о Ев.Ин, только о своей книге. Если это буквально понимать, надо отвергнуть вообще все книги, кроме Ев.Ин.

 

Следующая группа текстов – «Писание запрещает к нему что-либо и следовать Преданию».

Центральный текст этой группы – Гал.1,8-9 – Если бы даже ангел с неба благовестит не то, что мы – да будет анафема… Под этим иным благовестием бапт.подразумевают Предание Церкви. Однако Гал.было написано против иудействующих, крые учили, будто бы верующим необходимо соблюдать Моисеев закон, в частности обрезание. Павел же учит против соблюдения. И иудействующие говорили, что учение Павла ложно, т.к.тот не был очевидцем деяний Христовых. Павел отвечает, что откровение он принял не от людей, а от Самого Христа (1 гл…) Поэтому он предает анафеме всех лжеучителей, даже если бы это были апостолы или ангел с неба, или кто-то из людей.

След.текст – Откр.22,18 – Если кто приложит к книге сей что-либо, на того Господь наложит язвы, о крых идет речь в Откр. В качве этих прибавлений, крые запрещены и находятся под угрозой клятв, баптисты рассм.Предание Церкви. Но даже не вникая в содержательный разбор этого высказывания, видно, что ап.Иоанн говорит не о всей Библии, а обо всем Откр. Но даже если бы ко всей Библии относить – надо отбросить всю Библию, и оставить только Откр.

Ис.28, 9-13. Здесь Исаия угрожает наказанием за то, что они сверх слова Господа вводили свои заповеди и свои предания. Иудеи же полагали, будто бы Исаия обращается к ним, как к маленьким детям. А баптисты позицию иудеев отождествляют с позицией православной Церкви, что Предание Церкви – это заповедь на заповедь, правило на правило. В действительности же это слова иудеев, а не христианской Церкви.

1 Кор.4,6 – чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано. Баптисты полагают, что «написано» - это канон ВЗ и НЗ. Но слова Павла не имеют вообще отношения к Писанию и Преданию. Он говорит о разделении коринфских христиан на две партии – Аполлоса и Павла. Павел на примере своего сотрудничества с Аполлосом показывают, что ни он, ни Аполлос – ничто в деле обращения, т.к.взращивает Господь. Т.е. «написано» - относится к 3 гл.этого же послания, где он говорит о себе и Аполлосе.

 

Баптизм и Предание

Баптистское представление о православном Предании на протяжении многих веков было различным. В настоящее время баптистский подход к этой теме представлен широким спектром мнений, в зависимости от уровня богословской подготовки баптистов – от мнения об абсолютной неприемлемости Предания (сухая гниль человеческих преданий) (условно назовем его консервативным) до мнения о существовании Предания в древней Церкви до IV века, максимум – до Халкидонского собора (условно – либеральная точка зрения).

Сторонники строго консервативной точки зрения полагают, будто бы баптистам в XVII веке удалось реконструировать жизнь Церкви апостольского периода на основании Писания. Они отбросили из церковной жизни все то, что не может быть подтверждено библ.текстами и то, что не укладывалось в рамки жизни апостольской церкви. Предание для них не может служить достоверным источником учения о спасении. Они отрицают все то, чего нет у них самих.

Более умеренного взгляда придерживаются менее численные либералы. Они полагают, что позиция консерваторов делает их христианство рафинированным, стерильным, оторванным от исторического опыта христианства. Они признают, что жизнь древней Церкви значительно отличалась от современного баптизма, и в древней Церкви существовали символы веры, свое Предание, и был другой подход к Писанию, чем тот, крый распространен в современном баптизме. Однако они полагают, что Предание дошло в неповрежденном виде к нам только в печатном виде. Они признают, что Предание охватывало и Писание, и определения соборов, и канонические правила, и литургическое наследие. Но они считают, что из всего этого только апостольское предание было истинно, т.е. то, что зафиксировано в Евангелиях и посланиях. Т.е. такой подход сближает их позицию с консерваторами, и они приходят к тому же выводу, что только Писание м.быть достоверным источником спасения. Т.е.говорят, что человеческого в Предании больше, чем Божественного. Сейчас они фактически отождествляют Писание и древнее Предание.

Такая позиция либералов обусловлена тем, что богослов.уровень их выше, и они не м.игнорировать современных достижений западной протест.науки. Также они признают, что жизнь Церкви является богодухновенной (в Деяниях это показывается). Однако они приходят к тому же, что и консерваторы.

Большая часть того, что составляет православное Предание, по мнению и тех, и тех, создают множество человеч. правил и преград вокруг Божественных правил (Ис.28,10 – о заповедях на заповедь…). Кроме того, человеческое предание постоянно изменяемо, и поэтому не м.служить гарантом неизменной передачи учения Христа и апостолов. В качестве примера неапостольского предания баптисты указывают введение богослужебных уставов, в частности, введение Саввой типикона; в богословии – введение философского языка. В совокупности это превратило христианство из жизни со Христом в жизнь по закону, а «Бог есть Дух, и поклоняться ему следует в духе и истине». Поэтому в православии были подменены – Дух буквой, вера – делами, благочестие – благолепием и однообразием.

Также православные сначала принимают каноны, а затем им даже и не следуют, не соблюдают каноны. Примеров очень много. Так, например, нарушение канонического возраста ставленника в священный сан. Или пренебрегают санкциями – извержение из сана. Или что касается выхода оглашенных на литургии – «оглашенные изыдите». Или упразднено возведение в чтецы, певцы (здесь они не совсем точны). Или введено безбрачие епископата. Также не соблюдается запрет входить в алтарь мирянам и женщинам. Требования к клиру носить только церковную одежду. Или правила Василия Великого об отлучении за аборты… Правила собора о том, что Св.Тело дается только в руки. Денежные сборы за исповедь и другие таинства.

Они делают вывод, что православные являются еретиками и отступниками, т.к. соборы установили, что те, кто нарушают эти правила – извергаются из сана и анафематствуются.

В то же время сектанты указывают на якобы положительные тенденции отхода от Предания в Церкви – введен чин отпевания инославных, а также о причащении католиков…

Православное предание о том, что Вифлиемская звезда имела форму креста не вредно и его можно применять в проповедях.

Вывод делается такой – Православное Предание изменяемо и не вызывает доверия. Православные же, утверждая, что Предание не изменяемо, ведут себя странно, не соблюдая его.

Сами же баптисты, тем не менее, много используют в жизни общин заимствований из православного Предания. Например, использование кодекса Св. Писания (канон 367 года). Сами же они утверждают, что Библия сложилась сама по себе. Следующий пример заимствования – использование термина «Троица» и реже – «единосущный», чего нет в Писании. В отличие от иеговистов, которые не используют этих терминов, например.

Также некоторые баптисты используют Никео-Цареградский символ веры, как официальное исповедание своей веры. Каждая община баптистов самостоятельна, это как бы такая поместная церковь. Хотя большинство, около 98% используют символ веры, написанный русскими баптистами в начале XX века. Или используют выражение «мир создан из ничего» (однако это выражение из 1 Макк., а она «неканоничная», т.е. для баптистов – апокрифичная).

Также они отмечают Пасху, Рождество, Богоявление, Благовещение, Сретение, Преображение, хотя в Писании нет прямых указаний в определенном порядке отмечать эти дни. Также их чин Вечери напоминает и даже буквально повторяет евхаристич.канон на литургии Василия Великого и Ионанна Златоуста.

Также они вынуждены признать, что у них существует свое собственное предание, развивается «систематическое» (догматическое) богословие, которое сводит воедино, в систему разные положения вероучения. Но ни критерием, ни методологии в Писании не существует, а это работа самих баптистских теологов. Таким образом, у них существует свое сектантское предание.

Того же мнения придерживаются и харизматики, 50-ки и адвентисты.

В полемике с баптистами необходимо показать, что Предание неизменяемо, а также что оно имеет Божественное установление и основание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.7 (0.019 с.)