Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Адекватность современного текста
Следующая проблема, возникающая в связи с этой баптистской концепцией — можем ли мы рассматривать современный текст Библии в качестве достоверного источника учения о спасении? Ведь до нас не дошли подлинные тексты апостолов и евангелистов. Мы имеем дело со списками списков. Конечно, лучшие образцы можно реконструировать состоянию на II век, но их очень мало. Поэтому вопрос – на основании чего мы утверждаем, что сегодняшний текст неповрежден и точно передает нам смысл написанного апостолами? То же самое касается переводов — точный ли аналог понятий подлинника создают переводы? Например есть ряд неудачных мест в Синодальном переводе. На каком основании можно сделать вывод, что перевод на национальные языки адекватен содержанию подлинника? С православной точки зрения затруднений не существует. Т.к. тексты возникли в Церкви, то Церковь может и сегодня выносить суждения о содержании канона и об адекватности перевода. Баптисты отвечают по-другому, что все это обеспечивает Дух Святой. Т.е. Дух Св. вдохновлял людей на написание книг, и содействовал переводчикам. Но такой взгляд не соответствует исторической картине, т.к. много переводов с ошибками, много разночтений – и что, ответственность ложится на Дух Святой? Баптисты могут возразить – что человеческий фактор проявляется, ведь Дух не действует принудительно. Но в таком случае мы здесь видим непоследовательность – когда Дух действует на авторов, то ошибок нет, а когда на переписчиков, то допускают погрешности и затемняют содержание текста. Другое возражение против баптистов: если признать, что Дух действует на переписчиков и переводчиков и обеспечивает непогрешимость, то тогда надо признать, что Дух действует в Церкви, т.к. первоначально книги переписывались и хранились только в Церкви. Значит, и сейчас Церковь может выносить авторитетные суждения об этом.
Канон книг Нового Завета Наконец, действенным является следующий исторический довод. Первые записанные новозаветные тексты появились в период 42-52 г. Последний новозаветный текст появился в конце I века (92-103 г.) Очевидно, что в I веке Писание не могло играть такой роли единственного источника вероучения, т.к. его просто еще не существовало как кодекса. А те тексты, что уже были, не были распространены. Мф. – в Иудее, в Малой Азии – Ин., в Александрии – Петра. Т.е. распространение не было равномерным. Во II веке о распространении канона говорят памятники церковной письменности того времени (сейчас это Писания мужей апостольских – (95-96 – 170-180 г). Эти памятники должны быть авторитетными и для баптистов, т.к. они считают, что Церковь до IV века пребывали в истине.
На основании анализа текстов Мужей апостольских (1,2 посл.Климента Римского, писем Игнатия Богоносца к Ефес., Магнез, Трал., Рим., Филадельф., Смирн. Церквам, Поликарпу Смирн., Дидахе, посл. Варнавы, посл. Поликарпа, книги Ермы «Пастырь», Папия Иерапольского) – можно сделать вывод, что ни в одной из перечисленных книг новозаветные тексты никогда не назывались словом Писание – за исключением второго послания Климента Римского, которое, как полагают, появилось около 170 г. Т.е. автор его впервые применяет слово Писание к новозаветным текстам наряду с ветхозаветными. Но как это видно из текста, автор не был знаком с Евангелием от Матфея, от Луки и от Иоанна. А также с посланиями Ин., и не цитирует он и 1 Кор. и к Ефесянам. Далее – ни в одном из этих памятников нет ссылок на все четыре евангелия и на все новозаветные тексты. Следовательно, до 170-180 г. канона книг Писания в том виде, в каком он известен сегодня – не существовало. Т.е. Библия не могла играть ту роль, какую отводит ей современный баптист. Баптисты могут возразить – что эти авторы не обязаны были цитировать все тексты сразу. Это так. Но других текстов, на основании которых мы можем судить о Писании в древней Церкви, нет. Т.е. это уже вопрос веры, какую роль играло тогда Писание. Это будет концепция, оторванная от реальности, недоказуемая схема. Т.е. к концу II века канона книг не существовало. Только ближе к III векe в Церкви предпринимались попытки составить канон. Побуждала к этому деятельность еретиков-гностиков, которые стали составлять свой канон и свои апокрифы – Евангелие от Фомы (ок.140 г.), от египтян, от Евреев, множество деяний – Петра, 12 апостолов и т.д. Первым составил свою Библию гностик Валентин около 160 г., затем Маркион также около 160-170 г. Наконец, третий корпус был составлен монтанистами.
Чтобы воспрепятствовать деятельность еретиков, Церковь стала составлять собственный список признаваемых канонических текстов. Самый древний до нас дошедший – Мураториев канон, 180-200 г. Мураторий распределяет все известные ему книги по категориям. Первая категория – канонические, затем – спорные, и наконец – неканонические. Критерий каноничности – рецепция Церковью, т.е. признание Церковью соответствия содержания книги ее вере. Другие критерии – чтение книги за богослужением и принадлежность ее автору, который был очевидцем Христа. Однако этот список был неполным. Отсутствуют 1,2 послания апостола Петра, Иакова и послание к Евреям. Т.е. и во II веке Писание не играло такой же роли, какую отводит ему баптизм. В III веке – ситуация такая же. В первой четверти IV в. классификацию книг составляет Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории». К каноническим книгам он не относил – послание Иакова, Иуды, 2,3 Иоанна, 2 Петра. Только в 367 году свт. Афанасий Александрийский в 39-ом пасхальном послании впервые приводит список ветхозаветных и новозаветных текстов, которые полностью совпадают с оглавлением современной Библии. Однако и этот кодекс не сразу стал общепринятым. В списке свт. Григория Нисского (+389) – отсутствует Апокалипсис, Иоанна Златоуста (+407) 2Петра, 2,3 Ин, Иуды, Апок. В Западной Церкви канон сложился при Августине. В сочинении «О христианском учении» (396-397) впервые приводит список книг, соответствующий современному составу Библии. Вывод: канон сложился окончательно к концу IV века. Очевидно, что главный догмат баптизма о Писании как о единственном источнике богословия не выдерживает критики в историческом плане. Как же Церковь до IV века, не имея материального источника благовестия, пребывала в истине и исполняла заповедь Христову – «шедше, научите». И как же, когда церковь обрела Библию в 367, по мнению баптистов – отпала от истины после Первого вселенского собора? Ни в одном символе веры, дошедшем до нас, нет упоминания о Писании как о единственном источнике богословия. А это было бы более чем уместно. Ведь если символы отражают основу вероучения, то было бы правильным предпослать перечислению истин веры – указание о том, что они почерпнуты из книг Писания, закрепить эту норму в символе. То, что говорится в символе — «в третий день по Писанием» — имеет другой смысл. Тем более что большинство баптистов признает христианское учение о Троице, закрепленное на Первом вселенском соборе, но не упоминаемое явно в Библии.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.150.250 (0.006 с.) |