Светские теории происхождения сектантства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Светские теории происхождения сектантства



1 – теория тоталитарного сектантства (секты возникают как результат стремления лидера к наживе, к обогащению, эксплуатации своих адептов, к захвату власти в тотальном масштабе, установив тотальный контроль над личностью). Уже нам знакома.

2 – амер.ученые Старк и Бейнбридж (конец 80х гг, т.е.на излете сектантского всплеска в США). Они предложили комплексное осмысление ряда факторов, таких как –

- секуляризация,

- нарушение прав человека и

- дезорганизация.

Они утверждают, что религия возникает в результате поиска редких или вообще не существующих в действительности наград через отношения замены. Это понятие замены или награды в их представлении включает в себя какое-нибудь реальное благо или же то, что его заменяет, компенсирует. Например, вечная жизнь, желаемое воздаяние. Религия, т.о. – это система компенсаторов, опирающихся на природные предпосылки и недоступные эмпирической проверке. Т.е.религия – это достижение небольших, но реальных целей, каких-то благ, или же таких целей, крые проверить никак нельзя на опыте.

Большое внимание они уделяют группам, для крых характерны крайние отношения к соц.группам – сектам и культам. Секты для них – это движения раскола, появившиеся в традиц.религиях. Культы – это различные религиозные инновации.

Секуляризация как фактор появления сект и культов – развивается нелинейно, а ограничена появлением новых сект и культов. Пока коренная религ.традиция сильна, то из нее исходит импульс, в рез-те крого она делится на секты, появляются расколы. А на более протяженном отрезке времени, когда она все больше ослабевает и перестает удовлетворять людей – она появляет религ.инновацию в виде культов. Культы черпают из коренной традиции, но создают новые формы религ.жизни.

Количество охваченных религией людей, согласно этой концепции, должно или оставаться прежним, или расти. Т.к.секуляризация растет – то новые формы тоже растут, и прежние не исчезают.

Для статистич.обоснования этой гипотезы они предложили подсчитывать количество верующих по количеству зарегистриров.центров на определенной территории.

Но понятно, что довольно сомнительно определение уровня религиозности таким количественным критерием. Кроме того, эта теория сводит религию к сугубо земным и компенсаторным функциям. Похоже на Фрейда – у него религия – это сублимация подсознательного, края опирается на сексуальную неудовлетворенность. Здесь также религия – это система компенсаторов, замена чего-то.

3 – амер.футуролог Тоффлер и социолог Белл. Это современные столпы религиоведения, ни одной современной работы не обходится без упоминания этих имен. Тоффлер считает, что множество современных культов и сект – это следствие цивилизац.сдвига современных стран в постиндустриальную фазу общественного развития. И к этому переходу оказались не готовы лидеры уходящей эпохи. И он высказывает убеждение, что в этом «спиритуальном супермаркете» зреют семена новой позитивной культуры. И уже сейчас можно видеть некую тонкую связанность и утонченность в религиозных движениях, крые связаны с новыми общественными отношениями.

Белл – сходное мнение. Он считает, что в конце 20 века зародился новый этап формирования религий, религ.систем, и он продолжается по сей день.

Мнения и Тоффлера, и Белла – что в ходе эволюции общественных формаций могут появляться качественно новые типы религий.

Как можно оценивать эту концепцию? Эта гипотеза построена на взаимообусловленности эволюции общества и появления новых форм религ.сознания. Т.е.она ведет к постулированию постоянного появления новых систем ценностей, когда новые ценности постоянно отменяют старые. Этические категория ставятся в зависимость от развития общества, от мнения общества, его непостоянства. (А люди поражены грехом). Т.е.мнение о позитивности «новых семян в спиритуальном супермаркете» - очень сомнительно. Христианство же утверждает неизменность религиозно-нравственных ценностей, крые не связаны с эволюцией общества. Ап.Павел – Иисус Христос вчера, днесь и во веки той же. Евр. 13,8.

 

Обзор русского сектантсва

Из русских сект, которые дошли до нас, сохранились только самые жалкие осколки. Сегодня остались только хлыстовство, скопчество, духоборчество и молоканство.

Социальная основа русского сектантства была уничтожена только тогда, когда всех их активистов переселили в ГУЛАГ, как и православных. Т.е. до начала XX века с ними бороться была бессильна даже царская полиция.

 

Секта хлыстов

Хлыстовство до 1917 г. было одним из самых крупных течений в русском сектантстве и по численности, и по влиянию, и по распространению. Оно существовало практически во всех губерниях, может быть, даже во всех уездных городах России и занимало по численности первое место. Хлысты проникли даже в кремлевские монастыри.

Термин «хлысты» означает не конкретное сообщество, а скорее некое движение, образ жизни.

Этимология слова «хлысты» до сих пор не прояснена. Возможно от «хлестать»: хлестали, били себя, истязали, умерщвляли плоть. Поначалу хлыстовство было очень аскетичным – не ели, не пили, блуда не творили. Даже полагают, что это была реакция на смуту в церковной жизни после раскола старообрядчества. (Затем из одной крайности впали в другую, стали практиковать разврат. Так что иногда хлыстовством называли сексуальную распущенность.)

До середины XIX в. было разделено на целый ряд толков. Отдельные общины или «корабли», как их называли сами хлысты, не всегда поддерживали между собой связь, хотя весьма близко стояли друг другу по вероучению и обрядам. Это затрудняет их классификацию. Варианты названий: люди Божии, шалапуты, духовные христиане, новый Израиль, старый Израиль, беседники, племя израилево, стадо Христово, зеленый виноград, белые лебеди, духовное царство, мормоны и проч. Руководство осуществлялось «христом» или «богородицей» — мужчина или женщина.

Впервые из православных писателей о секте упоминает свт. Димитрий Ростовский в своем «Розыске», а официально секта стала известна с 1733 г. Серьезное научное изучение началось только в середине XIX века, поэтому все, что достоверно известно о хлыстовстве — это то, что сохранилось на этот период времени, а также то, что известно из хлыстовских преданий, фольклора, песен и т.д.

 

Происхождение хлыстовства

Точно не выявлено. Принято считать, что основателем движения в том виде, в каком оно было известно ученым середины XIX в., был некто Данила Филиппович, о нем достоверных исторических сведений нет. Он был крестьянином из окрестности Владимира, бежал от военной службы и много скитался.

Согласно мифам хлыстов, в 1645 г. на горе Городина близ р. Вязьма среди огненных языков, окруженный небесными силами бесплотными, с неба сошел на огненной колеснице Господь Саваоф для того, чтобы вселиться в пречистую плоть Данилы Филипповича, который с этого момента перестал быть человеком, а соделался живым богом (т.е. Господь Саваоф воплотился в Д.Ф.).

Через 4 года после появления Саваофа (т.е. появления Д.Ф.) объявился возлюбленный сын божий, крестьянин из-под Мурома Иван Тимофеевич Суслов. Одновременно с этим у хлыстов появляются свои богородица и 12 апостолов. Т.е. Суслов – это христос. Богородицы – это женщины, которые по своим нравственным качествам приблизились к божеству.

Хлыстовство довольно быстро распространилось в России (Владимирская, Костромская, Муромская губернии) и стало приобретать последователей в Москве, т.к. в Москве поселился христос-Суслов, который открыто принимал от других божественные почести.

В 1700 г. начались преследования хлыстов. Суслов бежал из Москвы и скрывался по разным местам в течение 15 лет, лишь в 1716 г., за год до своей смерти, он явился в Москве.

Его преемником стал бывший стрелец Прокопий Лупкин, который возглавлял хлыстов до 1732 г. И Суслов, и Лупкин со всею торжественностью были похоронены православным духовенством в Ивановском (в городе Иванове) женском монастыре. Их могилы были отмечены особыми памятниками, как людей, отличающихся святой жизнью и служили местом паломничества для хлыстов. На памятнике Суслову было написано, что там погребен святой угодник Божий. Только в 1739 г. их могилы были уничтожены, тела вырыты и сожжены.

Впоследствии неоднократно проводились розыски хлыстов, один раз было взято 78 человек. Стало очевидно, что хлыстовство широко распространилось, и даже в московских монастырях. Хлысты были даже в кремлевских монастырях – в Чудовом монастыре. Их ссылали, главным образом в Сибирь. Сосланные пропагандировали свое учение в новых местах. Хлыстовство проникает в высшее общество и в белое духовенство.

1745-1752 гг. – второе судебное расследование и гонение на хлыстов. Но и после этого хлыстовство продолжает развиваться и сохраняет крепкие позиции особенно начиная с царствования Александра I.

 

Вероучение хлыстов

Несмотря на довольно долгое существование этой секты, учение хлыстовства не приобрело целостной системы и имеет много расхождений, поэтому может быть описано только в самых общих чертах.

Источники вероучения хлыстов.

В соответствии с учением Даниила Филипповича – основателя хлыстовства, Библия не нужна после воплощения самого Саваофа. По преданию Д.Ф. выбросил Библию в Волгу. Вместо Библии для руководства хлыстов были его собственные «божественные» слова. Важнейшие поучения собраны в виде 12 заповедей:

1) Я есмь бог, пророками предсказанный, который сошел на землю для спасения душ человеческих, нет другого бога кроме меня;

2) нет другого учения, не ищите его;

3) на чем поставлены, на том и стойте;

4) храните божии заповеди и будете вселенныя ловцы;

5) хмельного не пейте, плотского греха не творите;

6) не женитесь, а кто женат – живи с женою как с сестрою (неженатые не женитесь, а женатые разженитесь);

7) скверных слов и чернословия не говорите;

8) на свадьбу, на крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте;

9) не воруйте, кто единую копейку украдет, тому на том свете Бог эту копейку положит на темечке, и когда от адского огня она растопится, тогда только тот человек прощение примет;

10) сии заповеди держите в тайне (эзотеризм), ни отцу, ни матери не объявляйте; кнутом будут бить и огнем жечь – терпите, кто вытерпит, тот будет верным и попадет в Царство Небесное, а на земле радость;

11) друг ко другу ходите, хлеб, соль водите, любовь творите, мои заповеди храните. Бога молите;

12) Духу Святому верьте.

По смерти Даниила Филипповича основным источником откровения стали откровения хлыстовских пророков.

В начале XIX в. при лжехристе Аввакуме Копылове хлысты изменили свое отношение к Библии и творениям св. отцов. По-прежнему считали Библию ненужной, то что написано в Библии теперь прошло безвозвратно, считали они, а имело значение только для современников Христа. Но теперь имеет такое же значение, как и Ветхий Завет, т.е. иносказательное, относительное. То же относилось и к богослужебным книгам и творениям отцов. Использовали православную литературу для прозелитизма — читали на своих собраниях и так привлекали православных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.015 с.)