Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация автора (Р.М. Конь)
Какую пользу нам могут приносить эти классификации? Для нас была бы та приемлема, края может соотноситься с вероучением. Можно было бы переработать классификацию блж. Феодорита, взять его 2 критерия – онтологический и христологический, и отказаться от его исторического критерия. Тогда в первую группу можно отнести тех, кто в онтологии придерживаются дуализма, а в христологии – докетизма. Ко второй группе я предлагаю относить секты в онтологии придерживаются монизма, а в христологии – или иудействующих воззрений (что Христос – обычный человек), или представляют Христа как некое духовное ангелоподобное существо, или как какого-то агента высших сил. Это теософы, антропософы, рериховцы, муниты, мормоны, сайентологи, кришнаиты. К третьей группе я предлагаю относить секты, которые в онтологии следуют библейскому учению, а в христологии разделяют модалистические или динамические воззрения. К этой категории можно отнести поместную церковь Ли (секта Ли). К четвертой группе — те, которые в онтологии признают библейское учение, но искажают православную христологию (Прим. ред. – отличие от предыдущего пункта не вполне ясно). К пятой группе – все группы, признающие православную онтологию и христологию, но отрицающие православное учение о благодати и не имеют епископского преемства. Это баптисты, 50-ки, харизматы, адвентисты, раскольники и прочие. Эта классификация сложная и громоздкая, но она дает нам ответ, как надо принимать в Церковь людей, приходящих из сект. Если люди отвергали православную онтологию, их надо принимать по первому чину, как язычников. Скажем, гностиков (или современных теософов, мунитов, мормонов – они исповедуют такие взгляды). Также по первому чину принимают – антитринитариев (динамистические и модалистические воззрения). Тех, кто отрицал необходимость апостольского преемства – принимать по второму чину, через миропомазание. А всех остальных – через покаяние.
О современном употреблении слов «ересь» и «секта» До начала XX века эти слова употреблялись как синонимы. Например, определение Синода о необходимости преподавания в духовных школах «местных ересей» (т.е. сект). Термин ересь применялся к штундизму (в 80-90-е гг. так же называли и баптистов) – определение Синода как о еретическом учении. Также имеются определения Синода, где к тем же организациям применяется слово секта, т.е. эти слова были заменяемыми.
Необходимость собеседования с уклонившимися в ересь… где существует штунда или какая-либо рационалистическая секта. – Т.е. слова используются как синонимы. Такое же словоупотребление и в официальных документах светской власти, которая регулировала деятельность сект в России. Кроме того, 6-й отдел предсоборного присутствия однозначно рассматривал все секты как ереси. Сегодня же слова ересь и «тоталитарная секта» никто не употребляет как синонимы. Ересью принято считать то, что имеет отношение к Церкви, отождествляет себя с Церковью, вышло из Церкви. Секта же – только применительно к языческим организациям. Но мы должны понимать, что это подход небогословский, а светский, религиоведческий.
Предмет сектоведения (какие религиозные организации будем рассматривать) Здесь необходим критерий отбора религиозных организаций – используется статистические данные, т.е. будем рассматривать темпы количественного роста и динамику распространения – показатели, представляют реальную угрозу для Церкви. В порядке хронологии их появления в России: 1. Баптизм – конец 60-70-х гг. XIX века. Это весьма серьезный противник Церкви, т.к. у них весьма хорошо налажена внутренняя дисциплина, религиозное образование – они располагают целым рядом семинарий и богословских институтов, есть издательства, огромное количество переводной литературы. Кроме того, они получают мощную поддержку мирового баптизма. В мире – 60-70 млн. баптистов, из них 32-33 млн. - в Америке. В России их около 100 тыс. человек. 2. Адвентизм 7-го дня (АСД). В свое время основатель адвентизма утверждал, что в 1844 г. Христос придет на землю. Название происходит от латинского адвентус, пришествие. Седьмого дня – т.к. почитают субботу вместо воскресного дня. АСД – организация с ярко выраженной вертикалью власти. Все поместные собрания и общины строго подчинены центру. Благодаря этому высшие звенья располагают огромным влиянием. Обязательная десятина – огромные финансовые ресурсы, направляются главным образом на миссионерскую работу. В России – Тульская Заокская богословская академия, при которой есть издательство, своя радиостанция. В России адвентистов около 60-80 тыс. человек. В мире – около 5 млн. Первая община в России – в 1886 г. Всего на территории бывшего СССР – порядка 130 тыс. человек.
3. Пятидесятники и харизматы. Пятидесятничество возникло на рубеже XIX-XX вв., появились в России в 1907 г., первые организации — в 1913 г. Сегодня в России их 250-300 тыс. человек. Единый координирующий центр и централизованное финансирование отсутствуют. За счет этого организационно уступают адвентистам и баптистам. 4. Свидетели Иеговы. Иеговизм возник в 80-е гг. XIX в. в США. В пределах России появился в 20-30-е годы, главным образом через запад Украины и Белоруссии. Сейчас иеговистов в России 280 тыс.человек (по данным самих СИ), но в это число входят вообще все те лица, которые присутствовали на «вечери воспоминания» в Великий Четверг. Впрочем, туда приглашают только доверенных. Туда могут быть приглашены и молодые люди, например, не крестившиеся (10-15 лет). Но эта цифра вполне близка к реальной. Активных иеговистов – 110 тыс.человек. Каждый иеговист имеет задание проповедовать не менее 1 часа в день. У «пионеров» нагрузка от 4 часов в день и выше. В мире иеговистов порядка 7 млн. человек. СИ – очень хорошо организованы, поставлена работа внутри секты по обучению основам веры. Журнал выходит 2 раза в месяц, и идет активное усвоение содержание статей журнала. Это все заучивается, потом они выходят на улицу и проповедуют. На этом крупные организации в России оканчиваются. Рассмотренные четыре секты охватывают 700 тыс. человек. Все остальные - мельче. Мелкие, но агрессивные, все они появляются в России с 1989-1992 г. С этого времени ничего нового уже не появилось. Пик активности приходился и на 1993-96 гг. Впрочем, адепты некоторых организаций появлялись в России и раньше. 5. Общество сознания Кришны (ОСК). В России инициированных членов 15-20 тыс. (сами утверждают, что их 80 тыс., но это не так). Первые адепты появились в середине 80-х. К этой организации принадлежат люди, которые сделали более-менее сознательный выбор противопоставить себя не только христианской традиции, но и всей западной культуре. 6. Церковь объединения (муниты). Они сейчас в России переживают спад, их активность давно прошла. Считают, что их в России 8 тыс. человек, но никто точных данных не приводит. Впрочем, среди них много молодежи, причем образованной. 7. Мормоны. Они утверждают, что в России их 12-13 тыс. Также строго вертикальная власть и огромные деньги. Возможно, после иеговистов самые богатые. По разнообразию идей и бессодержательности вероучения могут поспорить, наверное, только с сайентологами. Занимаются предпринимательством – Вим Биль Дан (Лианозовский молочный комбинат). Т.е. чтобы стать мормоном, надо или отказаться от собственного мышления, или иметь большой коммерческий интерес. Утверждают, что количество мормонов растет ровно на 1000 человек в год. 8. Сайентология. Как это сейчас представлено в России и в мире – это движение Церковь сайентология. Кроме этого, существует ряд прикладных движений типа дианетики (гуманитарны центры Хаббарда) – курсы, повышение уровня интеллекта, коммуникабельности, управления людьми. Церковь сайентологии решает метафизические вопросы, связанные с загробной жизнью и т.д. Но эти курсы также подготавливают людей к принятию учения самой церкви. Хотя религиозное ядро в России количественно незначительно, через прикладные направления проходят много людей – в Москве около 300 человек ежедневно. Возможно, от 15 до 30 тыс. человек в год.
9. Новоапостольская церковь. Их в России в лучшие годы было около 40-60 тыс., сейчас они переживают спад. В России их около 270 общин. Не более 15-20 тыс. человек Их ариал — Северо-Запад. Выходит журнал. Удачно вписываются в наш менталитет – есть молитвы за усопших и есть соответствующие таинства. На первом этапе – разрешают ходить к православным. 10. Бостонское движение (Международная Церковь Христа) – наиболее мощное отделение в Росии – Московская Церковь Христа. Является разновидностью неопротестантизма. Утверждают, что человек не может спастись без наставника, учителя. Затрудняюсь назвать точное число последователей, но не более 10 тыс. человек. Преимущественно студенты, молодежь 18-30 лет. Можно сказать, что это молодежный клуб по интересам. 11. Богородичный центр – до 5 тыс. чел. 12. Виссарионовский центр – 5 тыс. человек в Минусинском районе, и в пределах 1 тыс. по России. Т.образом, 8 этих организаций объединяют около 100 тыс. человек. 13. Также рассмотрим движение теософии и антропософии, рериховцы, гадания, магия. Здесь нет фиксированного членства, это люди, которые симпатизируют таким взглядам, начитались теософской литературы. Прикладная инициатива – вальдорфская педагогика. На сегодня она охватывает около 25-30 общеобразовательных школ, около 50 дошкольных образовательных учреждений, есть свой педагогический институт. После 1997 года они прошли аккредитацию в Мин. образования и получили бюджетное финансирование. Задача педагогов – распространение антропософских идей в школах.
Сектоведение в академическом образовании Появилось только в XX веке. По уставу 1869 года изучалась в рамках предмета «история и обличение русского раскола» Согласно указу 1871 года учреждены самостоятельные кафедры по истории и обличению русского раскола — предполагалось и изучение сект (в МДА и некоторых других семинариях). С 1884 года переименована в «историю и критику русского раскола» — уже мало оставалось на секты. Поволжские епископы в 1885 году признали необходимым учредить особые кафедры по обличению расколов и сект. Открыли кафедры в 24 семинариях. В 1886 во всех семинариях такие кафедры открыты. 1905 год открыта кафедра по истории и обличению русского сектантства по инициативе и на средства Московской епархии. 1908 – новая ревизия. Одна из причин реформы – некомпетентность нашего духовенства в борьбе с новыми сектами (протестантского толка). У духовенства не было знаний о них. Кроме того, плохо знали Библию. 1910 – увеличение числа преподавателей. Сектоведение – отдельная дисциплина. Затем устав переработан в 1912 году, в Академии новая кафедра Сектоведения. История и критика сектантства был общеобязательна для всех направлений в Академии. Сегодня сектоведение преподается в рамках Церковно-практического отделения.
От сего места и до обзора русских сект в 2005 году материал не читался
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.011 с.) |