Классификация автора (Р.М. Конь) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация автора (Р.М. Конь)



Какую пользу нам могут приносить эти классификации? Для нас была бы та приемлема, края может соотноситься с вероучением. Можно было бы переработать классификацию блж. Феодорита, взять его 2 критерия – онтологический и христологический, и отказаться от его исторического критерия.

Тогда в первую группу можно отнести тех, кто в онтологии придерживаются дуализма, а в христологии – докетизма.

Ко второй группе я предлагаю относить секты в онтологии придерживаются монизма, а в христологии – или иудействующих воззрений (что Христос – обычный человек), или представляют Христа как некое духовное ангелоподобное существо, или как какого-то агента высших сил. Это теософы, антропософы, рериховцы, муниты, мормоны, сайентологи, кришнаиты.

К третьей группе я предлагаю относить секты, которые в онтологии следуют библейскому учению, а в христологии разделяют модалистические или динамические воззрения. К этой категории можно отнести поместную церковь Ли (секта Ли).

К четвертой группе — те, которые в онтологии признают библейское учение, но искажают православную христологию (Прим. ред. – отличие от предыдущего пункта не вполне ясно).

К пятой группе – все группы, признающие православную онтологию и христологию, но отрицающие православное учение о благодати и не имеют епископского преемства. Это баптисты, 50-ки, харизматы, адвентисты, раскольники и прочие.

Эта классификация сложная и громоздкая, но она дает нам ответ, как надо принимать в Церковь людей, приходящих из сект. Если люди отвергали православную онтологию, их надо принимать по первому чину, как язычников. Скажем, гностиков (или современных теософов, мунитов, мормонов – они исповедуют такие взгляды). Также по первому чину принимают – антитринитариев (динамистические и модалистические воззрения).

Тех, кто отрицал необходимость апостольского преемства – принимать по второму чину, через миропомазание.

А всех остальных – через покаяние.

 

О современном употреблении слов «ересь» и «секта»

До начала XX века эти слова употреблялись как синонимы. Например, определение Синода о необходимости преподавания в духовных школах «местных ересей» (т.е. сект). Термин ересь применялся к штундизму (в 80-90-е гг. так же называли и баптистов) – определение Синода как о еретическом учении. Также имеются определения Синода, где к тем же организациям применяется слово секта, т.е. эти слова были заменяемыми.

Необходимость собеседования с уклонившимися в ересь… где существует штунда или какая-либо рационалистическая секта. – Т.е. слова используются как синонимы.

Такое же словоупотребление и в официальных документах светской власти, которая регулировала деятельность сект в России. Кроме того, 6-й отдел предсоборного присутствия однозначно рассматривал все секты как ереси.

Сегодня же слова ересь и «тоталитарная секта» никто не употребляет как синонимы. Ересью принято считать то, что имеет отношение к Церкви, отождествляет себя с Церковью, вышло из Церкви. Секта же – только применительно к языческим организациям. Но мы должны понимать, что это подход небогословский, а светский, религиоведческий.

 

Предмет сектоведения

(какие религиозные организации будем рассматривать)

Здесь необходим критерий отбора религиозных организаций – используется статистические данные, т.е. будем рассматривать темпы количественного роста и динамику распространения – показатели, представляют реальную угрозу для Церкви. В порядке хронологии их появления в России:

1. Баптизм – конец 60-70-х гг. XIX века. Это весьма серьезный противник Церкви, т.к. у них весьма хорошо налажена внутренняя дисциплина, религиозное образование – они располагают целым рядом семинарий и богословских институтов, есть издательства, огромное количество переводной литературы. Кроме того, они получают мощную поддержку мирового баптизма. В мире – 60-70 млн. баптистов, из них 32-33 млн. - в Америке. В России их около 100 тыс. человек.

2. Адвентизм 7-го дня (АСД). В свое время основатель адвентизма утверждал, что в 1844 г. Христос придет на землю. Название происходит от латинского адвентус, пришествие. Седьмого дня – т.к. почитают субботу вместо воскресного дня. АСД – организация с ярко выраженной вертикалью власти. Все поместные собрания и общины строго подчинены центру. Благодаря этому высшие звенья располагают огромным влиянием. Обязательная десятина – огромные финансовые ресурсы, направляются главным образом на миссионерскую работу. В России – Тульская Заокская богословская академия, при которой есть издательство, своя радиостанция. В России адвентистов около 60-80 тыс. человек. В мире – около 5 млн. Первая община в России – в 1886 г. Всего на территории бывшего СССР – порядка 130 тыс. человек.

3. Пятидесятники и харизматы. Пятидесятничество возникло на рубеже XIX-XX вв., появились в России в 1907 г., первые организации — в 1913 г. Сегодня в России их 250-300 тыс. человек. Единый координирующий центр и централизованное финансирование отсутствуют. За счет этого организационно уступают адвентистам и баптистам.

4. Свидетели Иеговы. Иеговизм возник в 80-е гг. XIX в. в США. В пределах России появился в 20-30-е годы, главным образом через запад Украины и Белоруссии. Сейчас иеговистов в России 280 тыс.человек (по данным самих СИ), но в это число входят вообще все те лица, которые присутствовали на «вечери воспоминания» в Великий Четверг. Впрочем, туда приглашают только доверенных. Туда могут быть приглашены и молодые люди, например, не крестившиеся (10-15 лет). Но эта цифра вполне близка к реальной. Активных иеговистов – 110 тыс.человек. Каждый иеговист имеет задание проповедовать не менее 1 часа в день. У «пионеров» нагрузка от 4 часов в день и выше. В мире иеговистов порядка 7 млн. человек. СИ – очень хорошо организованы, поставлена работа внутри секты по обучению основам веры. Журнал выходит 2 раза в месяц, и идет активное усвоение содержание статей журнала. Это все заучивается, потом они выходят на улицу и проповедуют.

На этом крупные организации в России оканчиваются. Рассмотренные четыре секты охватывают 700 тыс. человек. Все остальные - мельче. Мелкие, но агрессивные, все они появляются в России с 1989-1992 г. С этого времени ничего нового уже не появилось. Пик активности приходился и на 1993-96 гг. Впрочем, адепты некоторых организаций появлялись в России и раньше.

5. Общество сознания Кришны (ОСК). В России инициированных членов 15-20 тыс. (сами утверждают, что их 80 тыс., но это не так). Первые адепты появились в середине 80-х. К этой организации принадлежат люди, которые сделали более-менее сознательный выбор противопоставить себя не только христианской традиции, но и всей западной культуре.

6. Церковь объединения (муниты). Они сейчас в России переживают спад, их активность давно прошла. Считают, что их в России 8 тыс. человек, но никто точных данных не приводит. Впрочем, среди них много молодежи, причем образованной.

7. Мормоны. Они утверждают, что в России их 12-13 тыс. Также строго вертикальная власть и огромные деньги. Возможно, после иеговистов самые богатые. По разнообразию идей и бессодержательности вероучения могут поспорить, наверное, только с сайентологами. Занимаются предпринимательством – Вим Биль Дан (Лианозовский молочный комбинат). Т.е. чтобы стать мормоном, надо или отказаться от собственного мышления, или иметь большой коммерческий интерес. Утверждают, что количество мормонов растет ровно на 1000 человек в год.

8. Сайентология. Как это сейчас представлено в России и в мире – это движение Церковь сайентология. Кроме этого, существует ряд прикладных движений типа дианетики (гуманитарны центры Хаббарда) – курсы, повышение уровня интеллекта, коммуникабельности, управления людьми. Церковь сайентологии решает метафизические вопросы, связанные с загробной жизнью и т.д. Но эти курсы также подготавливают людей к принятию учения самой церкви. Хотя религиозное ядро в России количественно незначительно, через прикладные направления проходят много людей – в Москве около 300 человек ежедневно. Возможно, от 15 до 30 тыс. человек в год.

9. Новоапостольская церковь. Их в России в лучшие годы было около 40-60 тыс., сейчас они переживают спад. В России их около 270 общин. Не более 15-20 тыс. человек Их ариал — Северо-Запад. Выходит журнал. Удачно вписываются в наш менталитет – есть молитвы за усопших и есть соответствующие таинства. На первом этапе – разрешают ходить к православным.

10. Бостонское движение (Международная Церковь Христа) – наиболее мощное отделение в Росии – Московская Церковь Христа. Является разновидностью неопротестантизма. Утверждают, что человек не может спастись без наставника, учителя. Затрудняюсь назвать точное число последователей, но не более 10 тыс. человек. Преимущественно студенты, молодежь 18-30 лет. Можно сказать, что это молодежный клуб по интересам.

11. Богородичный центр – до 5 тыс. чел.

12. Виссарионовский центр – 5 тыс. человек в Минусинском районе, и в пределах 1 тыс. по России.

Т.образом, 8 этих организаций объединяют около 100 тыс. человек.

13. Также рассмотрим движение теософии и антропософии, рериховцы, гадания, магия. Здесь нет фиксированного членства, это люди, которые симпатизируют таким взглядам, начитались теософской литературы. Прикладная инициатива – вальдорфская педагогика. На сегодня она охватывает около 25-30 общеобразовательных школ, около 50 дошкольных образовательных учреждений, есть свой педагогический институт. После 1997 года они прошли аккредитацию в Мин. образования и получили бюджетное финансирование. Задача педагогов – распространение антропософских идей в школах.

 

Сектоведение в академическом образовании

Появилось только в XX веке. По уставу 1869 года изучалась в рамках предмета «история и обличение русского раскола» Согласно указу 1871 года учреждены самостоятельные кафедры по истории и обличению русского раскола — предполагалось и изучение сект (в МДА и некоторых других семинариях). С 1884 года переименована в «историю и критику русского раскола» — уже мало оставалось на секты. Поволжские епископы в 1885 году признали необходимым учредить особые кафедры по обличению расколов и сект. Открыли кафедры в 24 семинариях. В 1886 во всех семинариях такие кафедры открыты.

1905 год открыта кафедра по истории и обличению русского сектантства по инициативе и на средства Московской епархии.

1908 – новая ревизия. Одна из причин реформы – некомпетентность нашего духовенства в борьбе с новыми сектами (протестантского толка). У духовенства не было знаний о них. Кроме того, плохо знали Библию.

1910 – увеличение числа преподавателей. Сектоведение – отдельная дисциплина. Затем устав переработан в 1912 году, в Академии новая кафедра Сектоведения. История и критика сектантства был общеобязательна для всех направлений в Академии.

Сегодня сектоведение преподается в рамках Церковно-практического отделения.

 

От сего места и до обзора русских сект в 2005 году материал не читался



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.119 (0.011 с.)