Святоотеческая классификация ересей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Святоотеческая классификация ересей



Классификация сект предполагает их распределение по категориям на основании сходства в главных чертах характеризующих ту или иную группу.

Классификации ересей в святоотеческой литературе можно условно разделить на два типа. В одном в качестве критерия классификация избрано время появления ереси, в другом - отклонение от веры Церкви.

Примером классификации, где в качестве критерия избран только хронологический принцип, то есть ереси представлены следующие одна за другою, может служить систематизация св. Епифания Кипрского (315 - 403) в его труде под названием “Панарион”. (Сам он так объяснял наименование своего сочинения: “Панарион” (аптека) или “кивотон” (ковчег) с “цельбоносным от угрызения ядовитых животных запасом”).

Обосновывая критерии разделения ересей по типам, св. Епифаний исходил из того, что истинная вера была известна Адаму, который обнаруживал в себе черты христианства: имел познание Святой Троицы и вера тогда была такой же как и во время жизни св. Епифания. Но по мнению Г.В. Флоровского св. Епифаний “совершенно лишен исторического чутья”.

Критерием ереси он считал любое отклонение от веры Адама: грубость нравов потомков Адама, язычество, философские системы и ереси вплоть до IV века. Его рассуждения о типах ересей выводятся из 1Кол. 3, 11, где апостол говорит, что “во Христе Иисусе нет ни Еллина, ни Иудея, ни Варвара, ни Скифа”, но нова тварь (2 Кор. 5, 17). На этом основании св. Епифаний делает заключение, что до рождества Христова существовало четыре типа ересей: варварство: от сотворения мира до потопа, скифство: от потопа до Вавилона, еллинство: от Вавилона и иудейство. Общее количество дохристианских ересей равнялось 20.

Принцип деления христианских ересей он основывал на своеобразном толковании Песнь Песней 8, 8-9. Отношения жениха и невесты, описанные в этой книге символически истолковывались церковными писателями как образ духовного союза Христа с Церковью. Но св. Епифаний считал, что под 80 наложницами следует разуметь еретические учения. Поскольку 20 ересей отнесены к дохристианскому периоду, то христианских лжеучений должно быть не более 60. Распределение христианских ересей построено без какой либо продуманной системы. Такое представление о “православии и ереси имело влияние и на позднейших ересиологов - подражателей его. Установился обычай при установлении еретических сект говорить сначала о так называемых нехристианских ересях, а потом о собственно христианских”. В ересиологических сочинениях священномученика Иринея и св. Ипполита Римского также рассматриваются философские системы и языческие верования, но не в значении ересей, а как оказавшие влияние на образование христианских лжеучений. Среди наиболее известных ересиологических трудов, где буквально заимствована классификация св. Епифания является сочинение преп. Иоанн Дамаскина “О ересях”. Преп. Иоанн Дамаскин лишь пополнил свой труд изложением ересей бывших после Епифания. В числе ересей сто первой значится мусульманство.

В отличие от вышеприведенной классификации систематизация ересей блаж. Феодорита Кирского построена на двух принципах: хронологическом и богословском, что позволяет проследить развитие ереси во времени. Эта классификация разработана в сочинении “Еретические басни”, написанном в 453 году. Все ереси блаж. Феодорит разделил на четыре группы.

1. Первую составляют дуалисты и полиахисты в онтологии и докеты в христологии. Они противопоставляли Творцу мир, “производя его от или от низших и подчиненных ему (от одного из ангелов, архонтов, эонов), или прямо враждебных, как манихеи. Вместе с тем расторгалась и связь истории миробытия и истории искупления, поелику тут обнаруживалось действие взаимно исключающих сил, - злой и благой”. К этой группе причислены 26 сект, преимущественно гностических: Симон Маг, Василид, Карпократ, Тациан, вардесан, Маркион, Манес и др.

2. Вторую группу составляют ереси, признававшие одно начало, т.е. антитринитарии, высказывавшие в христологии иудаистические воззрения (назореи, евиониты) или патрипассианские с динамическим и модалистичесим оттенками. По их представлениям Христос родился от Девы естественным образом подобно всем людям, но воспринял в себя особую благодать. Сюда относятся назореи, евиониты, элкасаиты, Павел Самосатский, Савелий, Маркел.

3. К третьей группе принадлежат ереси, занимающие среднее положение между первыми двумя: николаиты, монтанисты, четыренадесятники, Ноэт Смирнский, Новат и др.

4. Заключается обзор ересей лжеучениями Ария, Евдоксия, Евномия, Аэция, македониан, донатистов, аполлинаристов, мессалиан, несториан, Евтихия и др.

В основу этой классификации положен хронологический принцип и все ереси делятся на доникейские и после никейские. Доникейские разделены на три группы в зависимости от их представления о Боге (триадология) и Личности Иисуса Христа (христологии) и бытии. Посленикейсие объединены в одну группу, поскольку все были христологическими. Таким образом при распределении ересей блаж. Феодорит использовал два критерия: хронологический и богословский, последний имел два подкритерия: онтологию и христологию. Соединение двух критериев позволило показать все этапы развития лжеучения: его возникновение, преемственность или влияние на другие ереси. По мнению Н. Глубоковского “анализ показывает, что система Киррского епископа есть самая лучшая, какя была возможна в его время, и едва ли не образцовая” в его время - конца XIX века.

Систематизация ересей не была теоретически отвлеченным занятием, но имела своей задачей - “исторически объективное изложение еретических лжеучений”. Кроме того, у блаж. Феодорита она имела и практическую пользу, так как указывала на степень отступления от апостольской веры и по ней можно было судить о том или ином чине приема в Церковь.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.006 с.)