Представления о грехопадении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления о грехопадении



Грех прародителей состоял в том, что Адам вопреки воле Божией ради рождения собственной плоти познал свою жену Еву, т.е. вступил по наущению диавола с нею в порочную связь, бесовскую, плотскую греховную любовь.

Однако его грех не может служить препятствием для других в достижении нравственного совершенствования, поскольку умственные и нравственные силы человека остались незатронутыми грехом (нет никакого воздействия на потомков Адама).

В чем же состоит спасение с точки зрения хлыстов? Это путь самоспасения (раз у человека сохранились собственные силы, то он может достичь спасения). Нравственное самоусовершенствование, чтобы достичь Божественного Духа. Т.е. они не нуждаются в Искупителе. Нужно умертвить духовную гордость и достичь бесстрастия. Можно сделать это собственными силами.

На высочайшей ступени могли становиться саваофами, после схождения особой благодати. Достижение божественности или уровня, на котором человек приравнивается к Богу, происходит следующими средствами:

1) горение духа, беспрестанная молитва (Иисусова молитва);

2) воздержание от чувственных удовольствий;

3) пост, отказ от спиртных напитков;

4) умерщвление плоти и самоистязания;

5) (впоследствии) общественные моления (радения) или общинные молитвы;

Хотя основатель хлыстовства Д.Ф. требовал от своих последователей отказа от сожития мужчины и женщины, однако этот запрет был пересмотрен, и в конце XVIII – начале и середине XIX в. от него уже не осталось и следа. В ряде общин стали появляться тенденции, а зачастую и требования, чтобы вместо законного супруга иметь духовного супруга, с которым дозволялось совместное сожительство. Иногда это сожительство дозволялось с несколькими духовниками или духовницами. Блудом по мнению хлыстов считался только церковный брак, а хлыстовский брак, или любовь «о Христе» с сестрой (братом) не считалась грехом.

Высшей степенью аскетического подвига считались радения, кончавшиеся свальным грехом. Пост был голодовкой. Но мясо не ели из соображений реинкарнации.

 

Отношение к Православию

Хлыстам не запрещалось внешне принадлежать к православной Церкви, и по своему внешнему поведению они бывали одними из самых благочестивых прихожан. Были добродетельны, вводя этим в заблуждение даже епископов. Состояли на значительных церковных должностях (иногда даже хлысты исполняли обязанности противосектантских, противоштундистских миссионеров).

Но часто прибегали к разным уловкам. На исповеди хлысты делали все, чтобы во время совершения таинства не быть его участником – например, отвечали: «Грешен батюшка» (делали ударение на слове батюшка). Нередко хлысты старались задержать причастие во рту, чтобы потом выплюнуть или отнести своим пророкам, которые выбрасывали его в нечистые места.

Настолько законспирированы, что и односельчане не знали о принадлежности к хлыстовству. Рыли подвалы, переходы.

Эсхатология – явятся Д.Ф. и И.Т. и произведут суд, явится град Сион с чувственными удовольствиями. Со временем многие хлысты выродились в атеистов.

В начале 50-х в Ставропольском крае по данным КГБ было 1000 человек. Были распрастранены на юге до 60-х

 

Особенности религиозной практики хлыстов

Методы вовлечения в секту

· (Самый распространенный). Сначала хлысты приглашали людей на свои собрания на радения. Они совершали большие хлыстовские праздники и летом (всегда – когда была самая короткая ночь). На собраниях сначала не было ничего предосудительного, здесь читалась Библия, распевались церковные песнопения. Постепенно церковные песнопения заменялись хлыстовскими песнями. Человек не понимал, что пришел к хлыстам. Затем, когда новичок осваивался на этих собраниях, толковалась Библия, но в хлыстовском контексте. После некоторого времени сектанты начинали демонстрировать сошествие на них Св. Духа, выражавшееся в пророчествах, бормотании непонятных слов. Эта практика занимала 2-3 года, и после того как они достаточно приучили новичка, они приглашали его на свои радения, где человек либо привязывался к секте навсегда, либо уходил от нее совсем.

· Другим излюбленным способом принятия в секту было принятие малолетних детей-сирот от бедных православных родителей, на воспитание и обучение ремеслу в семью хлыстов. С этими же целями в семьи зажиточных хлыстов принимались несовершеннолетние из православных семей (это были своего рода монастырьки, членами которых были несовершеннолетние дети; девицы были все совращены в блуд, они редко выходили замуж). Часты были судебные процессы о совращении хлыстами православных. Тоталитарным сектам такого и не снилось.

· Как способ завлечения в секту хлысты использовали и заключение формальных браков с православными с тем, чтобы впоследствии принудить супруга к переходу в хлыстовство.

· В конце XIX – начале XX в. хлысты придумали новый способ принятия в секту. Как только в каком-то месте открывалось общество трезвости, хлысты, которые никогда не принимали алкогольных напитков, записывались в эти общества и, прикрываясь этими благими целями, совращали людей в секту. Кроме того, они использовали и др. организации, например, «Общество восстановления православия на Кавказе», они проникли и в «Православное Палестинское общество».

Прием в секту – это один из самых важных обрядов. Наиболее частый способ приема. Пророчица садилась в углу комнаты в белой шитой рубахе, братья и сестры становились по правую и левую стороны от нее. Затем она обнажала колено, которое целовал приведенный к ней кандидат. При этом хлыст должен был поклясться, что будет слушать пророчицу больше чем отца и мать, и никому не откроет тайну хлыстовского учения.

Радения хлыстов представляли собой молитвенные собрания. Полностью снимали с себя одежду и надевали большие белые рубахи. Во время этих радений пели разные песни, но центральным действом было т.н. «движение хлыстов». Они или вращались по кругу, или вокруг своей оси с очень большой скоростью, беганием из одного угла в комнаты в другой, так что у них начиналась гипервентиляция легких и галлюцинации, что воспринималось как сошествие на них духа. Заканчивались радения тем, что в комнате тушили свет, и все впадали в «свальный грех». Почему они этим занимались? Они рассматривали плоть как порождение диавола, и для того, чтобы победить плоть, ее надо истощить, а как можно умертвить плоть, если в ней живут страсти. Нужно дать страстям полную волю, чтобы они измождали самого человека.

Хлыстовство оказало значительное влияние на представителей Серебряного века. Многие увлекались хлыстовством (напр., Иванов, книга «Хлыст», Богомолов).

 

Секта скопцов

Основателем секты считается крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов, который был  человеком умным, молчаливым, изворотливым, хитрым. В обращении с окружающими был добр и внимателен. Деньгами не интересовался и вел простой, аскетичный образ жизни.

Началом его деятельности можно считать 1772 г. В начале своего богоискательства Селиванов много странствовал среди хлыстов по их «кораблям» и видел их нравственную распущенность. Будучи человеком неглупым и исполненным религиозного рвения, стал доискиваться причин нравственного упадка среди хлыстов.

Он нашел, что порок у хлыстов идет от плотских пожеланий, в уничтожении которых он видел только одно средство – оскопление человека, лишения его того, что является центром страсти («приведение человечества в состояние чистоты»).

Проповедь свою он начал в одном из хлыстовских «кораблей» Орловской губернии. Чтобы завоевать авторитет, он использовал обман. Явился на их собрание и прикинулся немым. Богородица этого корабля обратила на него внимание, и в определенный момент Селиванов заговорил, причем это исцеление произошло якобы по молитве «богородицы». Благодаря такому хитрому ходу он сумел убить двух зайцев – 1) завоевал доверие у этой богородицы; 2) представился человеком, в котором проявилась воля Божия, поэтому Бог его исцелил, дал ему дар речи, то есть необычным человеком

Он быстро приобрел авторитет среди хлыстов, сблизился с богородицей, которая признала его за сына божия, рожденного от нее, пренепорочной девы по наитию св. духа. Поскольку эта женщина пользовалась большим авторитетом у хлыстов, то признание ею Селиванова в таком достоинстве произвело сильное впечатление на других сектантов.

Как только он увидел, что за ним идут люди, он стал проповедовать свое учение о спасении путем оскопления, которое вызвало раскол среди сектантов, а когда в 1772 г. было впервые произведено расследование о хлыстах, Селиванов испугался, бежал в Тульскую губернию и скрывался, но его фанатичными и энергичными помощниками это учение стало быстро распространяться по России. Судебные процессы, которые следовали один за другим, только ускорили это, потому что скопцы в результате ссылок появлялись в Сибири и там могли проповедовать свое учение.

География распространения секты к концу XVIII в.: Тамбовская, Рижская, Псковская, Петербургская губ., а также Москва и СПб. Наконец, Селиванова схватили и сослали в Нерчинск, но по этапу он дошел только до Иркутска и здесь остался на жительство. Жил свободно, проповедовал скопчество, затем он объявил себя Петром III Феодоровичем. Около 1793 г. бежал из Сибири и невероятным образом в 1797 г. был представлен императору Павлу I, который выслушал его и засадил в дом умалишенных.

Однако с воцарением Александра I, благосклонного к сектантам и ко всякого рода мистике, положение скопцов изменилось, и для них настал золотой век. Селиванов поселился в СПб в богатом доме своих покровителей, приобрел славу святого человека, обладающего даром пророчества. Его последователи открыто воздавали ему божественные почести. Один из помощников Селиванова, польский дворянин Алексей Елянский, составил проект переустройства России (вся власть у скопцов, а у императора только номинально). Автор был сослан в Суздальский монастырь. В 1805 г. Александр I говорил о Селиванове с благоговением, а перед войной с Наполеоном лично отправился к Селиванову, чтобы посоветоваться с ним и получить благословение.

В 1817 году Селиванов поселился в Москве. Его не трогали вплоть до 20-х годов, но затем правительство стало относиться к нему строже. В 1820 г. он был арестован, сослан в Суздальский монастырь, где раскаялся в своих заблуждениях и умер в 1832 г. Сами сектанты не называли себя скопцами, а именовались «чистыми», «белыми лебедями», «истинными сынами божиими» и т.п.

 

Учение скопцов

Учение очень сходно с хлыстами, т.к. они происходили из хлыстов.

Представление скопцов о человеке и о грехопадении практически такое же, как и хлыстов. Отличие их только в учении о пришествии Христа.

Особенность представляет учение скопцов об искуплении. Искупление есть оскопление. По созвучию этих слов они считали их синонимами, т.е. оскопиться – значит искупиться. Оскопление они еще называли «огненным крещением», почитая его исключительным путем спасения. Для обоснования оскопления скопцы ссылаются на (Мф. 19, 12) — «сделали сами себя скопцами ради Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит» — и (Мф. 5, 28-30) — «лучше для тебя, чтобы погиб один от членов твоих, а не все тело твое ввержено было в геенну огненную».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.216 (0.015 с.)