Источники вероучения у молокан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники вероучения у молокан



В качестве источника вероучения молокане используют только Св. Писание и резко отрицательно относятся к Преданию. Однако с Писанием они обращаются весьма свободно. Из В.З. принимают только те тексты, которые могут обличить православных. Библейские тексты толкуются ими аллегорически в контексте их учения.

 

Представления молокан о Боге

Среди молокан не было единого учения о Божестве. Одни говорили, что Сын и Дух Св., хотя и обладают божественным достоинством, но ниже Бога-Отца, другие отвергали Троичность Лиц в Боге, а само это учение они называли нелепым, т.к. Бог один и неразделен, и существование Его в трех Ипостасях невозможно, третьи (большинство) придерживались правильного учения о Св. Троице.

 

Представления молокан о Церкви

Согласно Уклеину Церковь была основана Христом во время Его земной жизни, однако просуществовала только до IV в., когда Вселенские соборы и учителя Церкви ложно истолковали христианство, неправильным толкованием Библии и смешали его с язычеством. Истинную Церковь составляют только молокане. Молокане отвергают иерархию по той причине, что единственным и истинным Первосвященником был Христос. Все молокане являются братьями и священниками, все равны по благодати, поэтому в Церкви не может быть ни больших, ни меньших. У молокан существуют свои пресвитеры, однако они не считают их учителями, а только рассматривают их в качестве руководителей нравственного поведения, и тех, кто заботиться о духовных нуждах общины (т.е. как администраторы).

Таинства молокане понимают в духовном плане. Крещение для них – это обучение слову Божию. Причащение – это духовное соединение со Христом через веру и добрые дела. Покаяние – это сердечное покаяние в грехах, которое человек должен исповедовать только перед одним Богом.

Они не почитают икон, мощей, т.к. это противоречит заповеди «Не сотвори себе кумира». Молокане усвоили себе идеи, характерные для баптизма и протестантизма. Поэтому некоторые исследователи полагают, что молоканство сформировалось, возможно, под влиянием проникшего в Россию лютеранства. Сами баптисты видят в секте молокан самобытное явление в русском народе, которое подготовило почву для русского баптизма.

Баптистов весьма часто упрекают в том, что они являются сектой иностранного происхождения. До революции их называли германской сектой, когда началась война, их рассматривали врагами империи. Баптисты сейчас в свою защиту ссылаются на молокан, которые сами без какого-либо стороннего влияния сумели прийти к идеям баптизма. Исторически молоканство опередило появление баптизма в России, и говорить об исторической зависимости можно, т. к. у нас были секты Башкина, Косого, и вполне возможно, что эти идеи получили свое продолжение в молоканстве.

(Прим. Ред. — По содержанию раздел про русское сектантство весьма близок к учебнику: К. Плотников «История и обличение русского сектантства» Пг. 1916 или другие издания.)

 

БАПТИЗМ

(Евангельские христиане баптисты)

Предпосылки: Анабаптистское движение, Реформация в Англии (пуритане — пресвитериане и конгрегационалисты), меннониты.

Хронологически из тех сект, которые наиболее опасны для Православной Церкви первой по возникновению является баптизм. Чтобы лучше понять логику баптизма и его природу, необходимо сделать экскурс в историю. Только так можно понять, почему они выступают против православного вероучения о спасении, о Церкви.

 

Анабаптистское движение

Баптистское движение своими корнями восходят к анабаптистам, которые являются частью радикального реформаторства. Наименование анабаптистов сектанты получили в результате практики перекрещивания приходивших к ним людей, иногда их просто называли «перекрещенцы».

Слово «анабаптист» — от греч. «баптидзо» — погружаю, а «анабаптидзо» — перепогружаю (перекрещиваю). Движение анабаптистов распространялось в Европе в 1520-1550 гг. Оно охватило многочисленные группы по всей Европе, которые редко поддерживали между собой контакты и не имели единого координирующего центра и единой сложившейся вероучительной системы.

Потом оно было почти полностью истреблено кроме небольшой группы под руководством Менно Симонса. Позднее названы «меннонитами» (иногда – «тихие анабаптисты»).

По религиозным воззрениям это движение было неоднородным, за исключением представления о Церкви. И именно в экклезиологии заключалось существо анабаптизма. Главную задачу своей деятельности они видели в создании на земле Царства Божия, Церкви, которая состояла бы из одних духовно возрожденных и абсолютно святых. Духовно возрожденными анабаптисты считали тех людей, которые взрослыми осознали свои грехи, покаялись, обратились в анабаптизм и буквально исполняли бы евангельские заповеди. Такие люди и должны были составить Новую Церковь. Эта Новая Церковь должна была быть отделена от государства. Анабаптисты были первыми религиозными диссидентами. Первыми провозгласили отделение Церкви от государства как один из догматов веры. Сама идея прав человека восходит к анабаптизму (нынешний Страсбург был центром анабаптистского движения в Европе в XVI в., а сейчас там – Совет Европы, парламентарии).

Анабаптистское движение возникло одновременно в двух местах Европы – Германия и Швейцария.

 

Анабаптизм в Швейцарии

Возник в начале 20-х годов XVI в. Основные положения вероучения были разработаны бывшим католическим священником Ульрихом Цвингли. Он пришел к тем же выводам, что и Лютер на год раньше. Само движение было представлено людьми неучеными и простыми.

В ходе своих размышлений о католическом учении о спасении, а также в последующей полемике с апологетами папства Цвингли к 1520 г. пришел к отвержению католического учения о власти папы, о безошибочности Вселенских соборов и св. отцов в учении веры. Он считал, что поскольку все люди имеют поврежденную грехами природу, то они не могут выступать в качестве непогрешимого источника в познании о Боге – т.е. отверг Предание как источник богословия. Он стал учить, что только Св. Писание является источником непогрешимого знания о Боге, т.е. обладает сверхъестественным происхождением – слово Божие (это одна из главных посылок анабаптистского движения, а потом и догмат баптизма). Истинное познание Писание даруется каждому человеку Духом Святым.

В сотериологии Цвингли придерживался учения о спасении через веру в заместительную жертву Христа. Он учил, что каждый человек может обрести спасение, если у него будет вера, что Христос на Голгофе предстал на Суде Божием вместо него и понес все те наказания, которые должен был бы понести грешник в аду. У кого будет такая вера, тому вменяются заслуги Христа, т.е. этот человек получает все те преимущества перед другими людьми, которые даровал ему Христос. Поскольку Христос был безвинным, и все те наказания, которые Он понес, явились полным удовлетворением Богу за грехи (т.е. пострадал за грешников, то человеку уже не за что страдать). Он объявляется спасенным и изымается из-под юрисдикции Страшного суда.

Когда баптисты говорят о спасении через веру, речь идет не о вере в бытие Божие, но о вере в заместительную жертву Христа. Ее содержание сводится к тому, что верующий должен иметь доверие баптистам или анабаптистам. Если у человека будет такая вера, то он на Суде Божием уже судим не будет, т.к. за него уже пострадал Христос. Бог Отец относится к нему так, как если бы человек уже перенес наказание за грехи.

Поскольку спасение достигается посредством одной веры, то отпадает нужда в Церкви, таинствах, почитании святых, Божией Матери, Креста, отпадает нужда в аскезе как таковой. Спасение совершается помимо Церкви, она не содействует спасению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.79.63 (0.009 с.)