Противоречия цвингли и его последователей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противоречия цвингли и его последователей



Когда Цвингли выступил с такой проповедью, у него возникло движение почитателей. Затем на сторону Цвингли встали власти Цюриха.

(Прим. ред. из Брокгауза и Ефрона — цюрихский городской совет принял учение Цвингли и стал самостоятельно распоряжаться церковными делами кантона вместо констанцского епископа. Католическая месса и поклонение иконам были устранены, богослужение упрощено; латинский язык заменен немецким; причастие давалось под обоими видами; монастыри обращены были в школы, приюты и госпитали, монастырское имущество секуляризовано; безбрачие духовенства упразднено, и в 1524 г. сам Цвингли женился на вдове Анне Мейер.)

Однако он смог предвидеть негативные последствия реформации, если довести ее идеи до логического завершения. Поэтому он понял, что необходимо остановиться на каком-то этапе и проводить политику умиротворения, не разжигать вражду с католиками.

Сторонники же Цвингли последовательно развивали его идеи и требовали, чтобы из католических храмов были вынесены иконы, все статуи и изображения Христа. Власти Цюриха отказались из-за опасения, что кантоны Швейцарии могли возмутиться против этого. Сам Цвингли считал, что люди должны сознательно воспринимать все новые идеи, а не насаждать их силой. Однако такая позиция не нашла поддержки у его последователей, которые требовали более жестких мер.

Еще более серьезные разногласия между Цвингли и последователями произошли в 1524 г. из-за разного отношения к крещению младенцев. Цвингли к этому времени уже изменил свое мнение о крещении младенцев. Он придерживался учение о предопределении одних ко спасению и других к осуждению, и в этом контексте крещение не имело никакого значения, это был простой знак, который не давал человеку ничего – ни спасения, ни осуждения. Т.е. он мог и не креститься, т.к. все предопределено. Таинства имели относительное значение. Чтобы не крестить заново все население Европы, он согласился, что крещение младенцев допустимо, т.к. никакой пользы и благодати младенец не получает для своего спасения. Однако его последователи считали, что все взрослое население Европы необходимо перекрестить: католическое и лютеранское крещение они вменяли ни во что.

Различие наметилось и во взгляде на учительство в Церкви. Цвингли считал, что учительство должно принадлежать только людям ученым. Но т.к. для низших слоев оно было недоступно, они восстали против позиции Цвингли. Анабаптисты полагали, что они сами себе учителя. Последователи Цвингли перенесли функции священства на общину.

Взгляд на устройство Церкви – она должна состоять из одних святых и непорочных. Члены Церкви не должны иметь ничего частного. Любой грешник должен немедленно извергаться из их среды. В таком государстве не должно быть ни судов, никакой карательной машины. Отдание денег в рост считали духовным убийством. Цвингли опасался такого радикализма анабаптистов и считал, что это приведет к войне. (Всеобщее перекещивание и отказ от частной собственности.)

И это на фоне того, что в 1525 в Германии возникло крестьянское восстание, во главе которого стояли анабаптистские вожди (в результате погибло около 100 тыс. человек). Чтобы снять напряжение, власти Цюриха потребовали от анабаптистов отказаться от своего учения. Те не стали этого делать. Швейцарские анабаптисты, несмотря на гонения, в большинстве придерживались мнения о пацифизме. Они не считали возможным для себя вооруж.борьбу с государственной машиной.

1525 году собрали подпольное совещание, на котором один анабаптист Г. Кахакоб (Блаурок) попросил другого анабаптиста Гребеля крестить его: до этого не перекрещивали, а тут начали. После такого открытого выступления государство начало гнать анабаптистов. И к 1535 году почти все анабаптисты в Швейцарии уничтожены.

Отличительной чертой швейцарского анабаптизма был пацифизм. Они разделяли все взгляды реформации – об оправдании верой, о таинствах как знаках без благодати. Но по отношению к светским властям они придерживались взгляда непротивления злу силой.

Анабаптизм в Германии

В Германии анабаптизм – разнородое явление. От призыва к установлению Царства Божия мечом, до отрицания военной силы

1520 г. Цвиккау, на границе с Богемией. Первыми анабаптистами в Германии считают трех цвиккауских пророков: Н. Шторк, Т. Марк и Келлер. У них не было своей вероучительной системы, своего догматического учения. Они считали, что получали личные откровения от Самого Бога, и в свете их необходимо толковать Писание. В сотериологии — придерживались учения Лютера об оправдании верой, но от последователей требовали не только веры, но и добрых дел, которые свидетельствовали о наличии этой веры. Поскольку интеллектуальное усвоение истин веры для детей невозможно, и они не могли показать дел – то детей допускать к крещению нет никакой нужды. А т.к. все население Европы было крещено во младенчестве, то они заявляли, что всех надо перекрещивать. «Анабаптизо» - перекрещивать.

Своеобразна была эсхатология этих пророков. Они учили о скором конце света, об истреблении нечестивых (католиков и лютеран) и торжестве царства Христова на земле. Отрицали власть, военную службу, присягу, требовали социального равенства.

Впоследствии к ним примкнул профессор теологии Виттенбергского университета Андреас Карлштадт. Находясь под влиянием проповеди Шторка, Марка и Келлера, что Бог непосредственно обращается к человеку и говорит с его сердцем, он забросил науку и стал бегать по рынку и спрашивать торговок – о чем Господь их спрашивает, что Господь открыл их сердцу. Он говорил, что богословское образование мешает спасению человека.

В 1525 г. под влияние пророков попал Т. Мюнцер, соратник Лютера. К этому времени он уже разорвал отношение с Лютером. По его мнению, крещение младенцев есть корень всех бед в христианстве, но все-таки он удержал этот худой обычай и допускал их крещение младенцев при условии присутствия восприемников. Он полагал возможным установление Царства Божия на земле посредством вооруженной борьбы. В 1524 г. в Германии началось вооруженное восстание за установление Царства Божия на земле. — Первые ростки коммунистического движения. В ходе востания погибло 100 тыс. человек. Мюнцер был арестован и казнен, и с тех пор название анабаптистов стало синонимом мятежников, доморощенных мистиков, опасных для общества.

После подавления восстания немецкие анабаптисты терпели преследования со стороны и лютеран, и римо-католиков. Лютер рассматривал их как фанатиков, опасных для продвижения реформаторского дела, и с 1525 г. приверженность анабаптистским взглядам стала караться смертью.

Спасаясь от преследований, анабаптисты рассеялись по всей Европе (бежали и в Англию и в Россию), но главным образом селялись в Голландии. С 30-х гг. XVI в. анабаптизм в крайних формах стал возрождаться и в Сев. Германии.

Мельхиор Хофман — один из видных деятелей нидерландского анабаптизма. Он придерживался докетической христологии, учил о том, что Христос принес свою плоть с неба. Тело, несвободное от греха, не может быть чистой жертвой. Учил, что Страсбург – это Новый Иерусалим, а он сам – пророк Илия. В 1533 г. он был посажен в тюрьму. После этого лидером голландских анабаптистов стал Ян Маттис. Он также разделял взгляды о близком конце мира, и из числа своих ближайших подвижников он избрал 12 апостолов, которых по двое отправил в ближайшие государства.

Двое из них, Иоанн Бокельсон (Иоанн Лейденский) и Герта фон Клостер в 1534 добрались до немецкого города Мюнстера, их проповедь там имела успех, и вскоре власть в городе перешла к анабаптистам. К этому времени туда подоспел и Ян Маттис, который объявил Мюнстер апокалиптическим Иерусалимом, все жители которого должны были перекреститься и стать анабаптистами. Кто не подчинялся, изгонялся из города, их имущество конфисковывалось. Были введены общие трапезы, деньги отменены. Город жил по указам Яна Маттиса. Мюнстер был осажден войсками изгнанного католического епископа. Во время одной вылазки за город Маттис был убит. Иоанн Лейденский, к которому перешла власть, объявил город Горой Сион, себя – царем Давидом, ввел в городе полигамию (многоженство), начались оргии, которые длились целый год. Иоанн правил очень жестоко. В 1535 город был взят штурмом. После этого за анабаптистами окончательно закрепилась репутация религиозных мечтателей и опасных утопистов, революционеров.

Часть переселилась в Англию – около 50 тыс., в Польшу и в Россию.

Вероучение анабаптистов

Придерживались разных мнений. Или только Писание, или же что Писание следует толковать в свете внутренних озарений. Во всяком случае, каждый человек мог толковать Писание. Это был принцип, который впервые появился в среде религиозной реформации. Писание ставилось в зависимость от внутреннего состояния человека.

Они отвергли лютеранскую теорию князей и теологов церкви (что только теологи и иерархи могут толковать), а толковать может каждый, потому что Господь наставляет каждого человека.

В вопросе о спасении анабаптисты придерживались учения об оправдании верой. Церковь они рассматривали как общину святых, непорочных, безгрешных людей. Только община имеет право прощать грехи, а также может наделять священством (доктрина всеобщего священства). Отрицали необходимость таинств для спасения, т.к. таинства не сообщают человеку никакой благодати.

Считали, что если Писание предписывает нечто другое, чем то что требует правительство, то надо слушать Писание.

Часть (главным образом швейцарского происхождения) – придерживались взглядов, что власть надо почитать и слушаться, хотя отказывали членам в праве давать присягу и служить в гос. учреждениях и армии. Другие, более радикальные, что возможно установление на земле 1000-летнего Царства Божия путем вооруженной борьбы.

Таким образом, анабаптизм заложил ряд идей, которые впоследствии стали основой баптизма.

 

Меннониты

Прямое продолжение нидерландского анабаптизма (тихие). Верят в Троицу, признают Богочеловеческую природу Христа. Только Св. Писание. Оправдание посредством веры. Отвергают Предание, таинства, посредничество Церкви, иконы.

Для спасения – духовное возрождение, крещение во взрослом виде. Добрые дела, которые будут подтверждать наличие спасающей веры. Особенность – непротивление злу силой. Запрет клятвы, запрещают должности в государственных учреждениях, ибо это сопряжено с клятвой и небиблейским господством одного над другим. Эсхатология хилиастическая (ожидают установления тысячелетнего земного царства).

Основатель движения – католический священник Менно Симонс (1492-1561). Современные меннониты не считают его основателем. По их словам схожих взглядов придерживались братья Оббе и Дирк Филипсы еще за семь лет до этого – они были обращены апостолами Яна Матиса, но Оббе скоро отверг его учение Царства Божия силой, но отойдя от анабаптизма все же рукоположил своего брата Дирка и Менно Сименса во пресвитеры.

Был католическим священником в Утрехте с 1519 года. Первые годы священства проводил в игре в карты, выпивках и прочих подобных делах. Стал сомневаться в католическом учении о пресуществлении. Есть мнение, что на него оказали влияние сакраменталисты, еретики, не признававшие благодатности католических таинств. В этих сомнениях ему не помогали ни молитвы, ни исповедь. Изучая Писание, пришел к выводу о ложности католического учения.

Однако он писал против анабаптистов (Иоанна Лейденского). В 1535 году погиб его брат анабаптист. Это еще более заставило его сомневаться. В 1536 г. Менно вышел из католичества. 1537 стал анабаптистом. Вел строгую аскетическую жизнь, так что даже все его дети погибли от тяжелой жизни.

Главный пункт – непротивление злу. Ему удалость объединить многих анабаптистов по разным странам. 1559 умер.

К концу жизни разделял учение Мельхиора Хофмана, отрицавшего человеческую природу Христа. Говорил, что если бы человечество Христа было от Богородицы, то жертва была бы не чиста. Осужден на анабаптистском соборе.

Настаивал на том, что члены Церкви должны быть столь же чисты, сколь и Глава.

Против служения в армии; проповедники назначаются собранием; долги отдавать; второй раз не жениться (кроме крайних случаев).

Учение скоро разделилось на 3 течения (строгие, средние, либеральные).

Разрозненные течения удалось объединить в 1930 г. в Меннонитскую ассамблею.

Область распространения: Северная и Центральная Америки, Африка.

При Екатерине II в 1762 г. в Россию приглашены иностранцы для проживания. Пользовались привилегиями. Приехали и меннониты. Селились на острове Хортиса, Екатеринославская губ., потом Таврическая (Бердянск и Мелитополь). 1819 прекращена калонизация, но до 1859 еще продолжали въезжать, хотя и без привилегий. Призывались в армию без ношения оружия.

До 1850 существовали мирно, до проникновения идей пиетизма. Тогда отделились от них новоменнониты (церковные, братские меннониты).

Пиетизм. Ранний пиетизм реакция на учение Лютера о спасении верой (внутренняя жизнь хороша, но ничего не дает, важна только вера). В противоположность этому пиетизм утверждал, что главное это внутренняя жизнь, хотя они не отвергали спасение только верой. Так что главное — покаянный восторг, экзальтация. Пробуждение тех внутренних сил, которые были в пренебрежении у Лютера.

Со временем, увидев, что преобразить мир не удастся (цель раннего пиетизма), поздний стал требовать преображения только себя и строгого следования заповедям.

Все выходившее за рамки привычной религиозной жизни – нечисто. Живопись, поэзия – неприемлемы в позднем пиетизме. Личного подъема они достигали сокрушением о грехах. Люди видели себя несчастными и грешными до такой степени, что приходили в изнеможение. Это надо было делать до тех пор, пока не чувствовали внутреннего освобождения, очищения. Тогда замыкались в себе и презирали весь мир.

Поначалу собирались без различия конфессий все протестанты Юга России. Собирались на особые службы – штунды (часы). Отсюда – штундисты – разные конфессии и разные национальности.

В 1845 – среди немецких колонистов появился проповедник позднего пиетизма Вюст. Учение о личном спасении. Верь, что спасен и ты уже спасен. Практически то же, что говорил ранний Лютер. Или анабаптисты в Цюрихе (Цвингли). Внутреннее перерождение достигалоь крайней степенью покаяния. Некоторым даже чудился голос: «Твои грехи прощены, ты чист». В Таврической губернии особенно популярны.

К тому времени традиционное меннонитство проходило стадию рутинизации. Не было ярко выраженного обращения во взрослом возрасте, проявился упадок нравственности.

Новоменнонитство (Прим. Ред.как я понял, в основном это последователи Вюста) отличалось от старого в основном в нравственном учении. К преломлению у обычных меннонитов допускались заведомые грешники. В новой общине таковые отлучались.

1860 г. – отделение новоменнонитов. Первые новоменнониты были самокрещенцами. Крестили сначала сами себя, а потом других. Староменнонитское крещение не признавали.

Староменнониты обратились к властям, чтобы вразумить новых «кроткими мерами». Власти стали на сторону старых. Новоменнониты переселились на Кубань 1862-66. После этого государственные преследования прекратилось. Проповедники ездили по разным общинам с проповедями.

Идеи очень близки к возникшему несколько ранее баптизму. Когда новоменнонитство дошло до Киева, то между его приверженцами стали влиятельны баптистские идеи.

Авраам Унгер – лидер новоменнонитов переписывался с Герхардом Онкеным, основоположником немецкого баптизма. Постепенно Киевская община усвоили структуру их взглядов. Штундисты (не только из меннонитов, но из лютеран, например) постепенно двигались в сторону новоменнонитов, а те в сторону баптистов.

Баптизм был уже очень хорошо организован и дисциплинирован. Этим он привлекал штундистов-романтиков.

1872 – союз новоменнонитского братства – в «евхаристическом» общении с баптистами (крещения, таинства). 1876 – первое исповедание веры новоменнонитов, буквально повторял баптистское исповедание 1849 года, только с отрицанием военной службы и присяги.

В гражданскую войну много меннонитов пострадало. 1923 – 22 тыс. уехало (Канада, Парагвай). Много пострадало в коллективизацию. В ВОВ часть увезено на восток, часть ушло к немцам (30 тыс., из них 20 тыс. возвращено).

10 тыс. сейчас осталось. Центральный комитет меннонитов России. Вместе с квакерами продвигали закон об альтернативной службе в армии. В основном немцы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.032 с.)