Представления скопцов об Иисусе Христе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления скопцов об Иисусе Христе



Божественность Христа скопцы отвергают, они считают Его (как и хлысты) обычным человеком, исполненным благодати. Искупление, совершенное Христом, по их мнению, было совершено в проповеди человеческому роду идеи оскопления. Ветхозаветное обрезание — это некий прообраз «великого таинства», но до Христа люди не могли вместить это таинство, и предавались лепости, т.е. плотскому совокуплению.

И чтобы открыть людям верный путь к чистоте, Бог Отец послал Сына Иисуса Христа, и якобы Христос принял оскопление от Иоанна Крестителя и проповедал оскопление другим людям. На Тайной Вечери Христос якобы оскопил своих учеников, поэтому они не могли молиться с ним в Гефсиманском саду, имея плоть немощну (из-за операции), но дух бодр. Иуда же в то время, когда апостолы были «убелены», т.е. оскоплены — женился, — так они понимают слово «удавился». Воскресение Христа надо понимать как восстание от греха, аллегорически.

Страдание и смерть Христа, пришествие на землю надо понимать аллегорически. Под именем страстей Господних они понимают только гонения, которые претерпел Иисус от иудеев. Крестной смерти не было, умер Христос естественной смертью, как и все, тело Его было подвержено тлению.

Представление о Втором Пришествии. Они считают, что второе пришествие уже совершилось в их батюшке-искупителе Селиванове. Сын божий по своему человеколюбию к человеческому роду воплотился в Селиванова. В качестве авторитетного текста они принимают только описание жизни Селиванова, записанное с его собственных слов («Страды»). Скопцы почитают этот текст наравне с Евангелием. Один христос пришедший второй раз – Кондратий Селиванов. Спасаются только слушаясь его беспрекословно. Почему именно в XIX веке? Потому что исполнилась мера беззакония, кроме того все пророчества исполнились.

Елисавета Петровна «разблажилась» Св. Духом и родила Селиванова. Он женился, но супруга его хотела убить, поскольку он был «убелен». Бежал, принял имя Кондратия Селиванова. Претерпел крестную смерть (били кнутом), погребен (сослан в Сибирь) и воскрес (бежал) и жил в прославленном виде в СПб.

 

Религиозная практика

Оскопление считается центральным обрядом в скопчестве, заменяя собой покаяние и крещение. По степени физического уродства скопцы делятся на несколько групп — от недалеко прошедших путь скопческой «святости», нанесших себе небольшие раны, до достигших полного «убеления», совершивших полное оскопление, или получивших «царскую печать». Полное оскопление вошло в обряд после 1816 г., однако отвергалось старыми скопцами. Оскопление происходило в несколько этапов.

Давали клятву привлекать в секту других людей. Были и радения (но без свального греха). Были святыньки – например, продукты со стола Селиванова или какие-то предметы к нему относившиеся.

Скопцов отличались по внешнему виду: желтоватый цвет лица, полные. Кроме того, скопцы не ели мяса. Скопцы также постились в большие церковные праздники, чтобы не праздновать вместе с православными в то время, когда их искупитель страдает на кресте.

 

Секта духоборов

История первого периода этой секты невыяснена. Долгое время эти сектанты не имели своего названия, и их именовали по-разному: раскольниками, иконоборцами, молоканами, фармазонами, абрагомитами и т.д. Духоборцами их впервые назвал Екатеринославский архиепископ Амвросий в 1785 г.

Сами сектанты не возражали против такого наименования и объясняли его в том смысле, что они являются борцами духа или борцами за дух и выступают противниками всякой внешности и обрядовости.

Духоборчество впервые стало известно около середины XVIII в. Эта секта в то время была уже с вполне сложившимся вероучением. Основатель духоборчества до сих пор не установлен, но считается, что первоначальным источником распространения была Харьковская губ. Оттуда духоборчество быстро распространилось по разным губерниям Российской империи. Этому способствовала фанатичность членов секты, которые не брезговали никакими методами ради достижения своих целей, вплоть до деспотизма. Они создали государство в государстве. У секты были свои институты суда, наказания, существовала наследственная династия власти. Однако централизации не было: несколько общин, поддерживавших общение между собой.

Наибольшую известность приобрел духобор Иларион Побирохин, проповедавший в Тамбовской губернии около 1775-1785 гг. Ему принадлежат основные формулировки вероучения.

Побирохин был человек богатый, он занимался оптовой торговлей шерсти. В народе почитали за начетника, он был человеком с сильным характером, гордым и тщеславным. Побирохин утверждал, что спасение совершается не по книге, а по духу и хранится спасение не в Библии, а в т.н. «Книге животной».

Согласно его учению Иисус Христос не был личностью, не обладал ипостасным бытием, а Он был Божиим разумом, который переселялся из одних достойных людей в других.

Не признавал церковного брака и кровного родства.

Он проповедовал идею переселения души человека и в человека, и в животных, и чтобы достичь абсолютного авторитета над своими последователями, он объявил, что в нем пребывает душа Иисуса Христа, и потому он есть истинный сын божий. Только ему приличествует божеское поклонение.

От своих последователей Побирохин требовал абсолютного и беспрекословного подчинения и в дисциплинарном, и в имущественном отношении. Со временем в глазах духоборов он превратился в живого бога. Из числа своих последователей он выбрал 12 апостолов, которых именовал архангелами. В обязанность им он вменил проповедь и распространение духовного учения о понимании Евангелия. Кроме архангелов Побирохин избрал еще 12 «смертоносных ангелов», которые выявляли и преследовали изменников веры. Для осуществления этой задачи им разрешалось пытать изменников и уничтожать предателей. Вскоре ревность смертоносных ангелов обратила на себя внимание правительства, и Побирохин вместе со своими архангелами и ангелами был сослан в Сибирь на поселение.

После смерти Побирохина Тамбовских духоборов возглавил отставной капрал Савелий Капустин. Как и Побирохин, он был человеком умным, хитрым, волевым, деспотичным. Он был привлекателен и умел красноречиво говорить, имел огромное влияние на своих последователей. Он прямо называл себя сыном божиим христом, — ему в этом полностью верили. Капустин требовал поклонения себе как богу. Ему впервые удалось объединить русских духоборов и образовать из них государство в государстве. Был свой суд, полиция, разведка… Не было причин обращаться к внешним государственным органам. Поэтому внешние люди считали их очень праведными — ибо никогда никакие проблемы они не выносили на суд внешних органов.

В правление Капустина духоборы стали весьма презрительно относиться к православной Церкви и сильно возбудили против себя православное население, так что совместное проживание на одной территории стало для православных и сектантов невозможным. С другой стороны, руководство секты, которое поставило перед собой цель объединить всех духоборов и устроить некое независимое самостоятельное государство, настойчиво внушало своим последователям мысль о необходимости переселения на новую территорию, где им никто не будет мешать. Результатом такого воздействия стала подача коллективного прошения на имя императора с просьбой выделить им свободные земли и разрешить переселиться на них.

Для осуществления этой идеи Капустин обложил всех своих последователей налогом. Общий капитал на момент переселения составил 2 млн. руб. (1,5 тыс. руб. в год получал священник на юге России и это было очень порядочно).

Вопрос: был ли он психически ненормальным? — Видимо нет. Скорее в прелести. Тогда вообще было меньше сумасшедших.

Прошение поддержали сенаторы масоны Лопухин и Нелединский-Милетский, и по приказу Александра I им было отведено место для жительства по правому берегу реки Молочной при впадении в Азовское море (северное Приазовье). Им на первое время были предоставлены многочисленные льготы (освобождение от налогов).

Для Капустина на новом месте был выстроен двухэтажный дом с залом на втором этаже, где он как живой бог принимал поклонение. Капустин духоборами как пророк, царь и христос.

Чтобы сохранить власть своим потомкам, он стал учить, что душа Иисуса, которая поселилась в него, потомственно будет переходить от отца к сыну в одном и том же роде Капустиных. Вследствие этого верховная власть почти целое столетие принадлежала роду Капустиных.

Чтобы изолировать духоборческие общины от контактов с обществом и правительством, Капустин ввел самоуправление в полном смысле этого слова. У них было свое правительство, полиция, суд (безапелляционный «Мука и рай»), образование. Они никогда не обращались за чем-либо в государственные учреждения. В обществе о них сложилось мнение как о высоконравственных людях.

Однако правительственная комиссия, начавшая следствие по делу духоборов в 1805 г., вскрыла много весьма скандальных фактов. Духоборы преследовали тех, кто желал обратиться в православие (вплоть до убийств). Причиной этому стал закон, который ввел Капустин и его преемники («кто отрицает своего бога, тот должен умереть). Кроме того, у них обнаружился разврат. Второе следствие шло 4 года, и ему удалось вскрыть факты страшных убийств 21 человек. Были найдены груды человеческих костей, комнаты пыток. По другим данным на протяжении 2-х лет в секте исчезло около 400 человек. Эти преступления совершались главным образом на острове на реке Молочной в месте впадения в лиман Азовского моря.

По причине преступного характера духоборской секты в 1840 г. было принято решение выселить их в Закавказье. В Закавказье они занимались тем же.

Часть духоборов попала там под влияние идей Толстого и довольно сильно изменило свое учение. Подстрекаемые толстовскими агитаторами, духоборы выпросили у правительства разрешение поселиться за границу. Сначала выбор пал на Кипр, куда в 1897 г. переселилось 1100 человек, однако по климатическим условиям это место им не подошло. Толстовцы подыскали им место в Канаде, куда переселилось около 7400 человек. В Канаде духоборам отвели малопригодные для земледелия земли, но они смогли сделать их плодоносными, обрабатывают их и по сей день. В Канаде они постепенно стали отходить от своих религиозных убеждений и переняли основные идеи толстовства. Среди них отмечалось охлаждение религиозного энтузиазма (рутинизация харизмы).

В середине 90-х гг. XX в. в российских СМИ стали появляться статьи о духоборах, где говорилось о том, что они могли бы вернуться и в Россию. Но особого распространения эти идеи не получили. Сейчас в России духоборов мало – Ставропольский край...

 

Вероучение духоборов

Источником вероучения духоборы считали «Животную книгу» («Книга, живущая в памяти и сердцах духоборов»). Устное живое предание якобы восходило к Самому И. Христу, который живет в душе каждого духобора, и это есть плод откровения И.Христа. Эта книга на самом деле состояла из духовных псалмов, которые были составлены из отрывков Псалтири, ирмосы, молитвы, отдельные библейские изречения.

«Животная книга» была впервые издана в 1909 г. Бонч-Бруевичем. Большевики сотрудничали на первых порах с сектантами (Бонч-Бруевич отвечал за работу с сектантами). В виду особого почитания «Животной книги» духоборы считали для себя большим грехом обращаться к «мертвым» книгам, т.е. к Св. Писанию. По их мнению, евангелисты записали изречения Христа неверно, по своему пониманию, и в остальные книги вкралось очень много неточностей вследствие многочисленных ошибок и неправильных переводов. С конца XIX века они перестали держать у себя Св. Писания, отказались от него.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.013 с.)