Причины появления сект в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины появления сект в России



Появление в России сект находится в тесной связи с обстоятельствами церковной жизни русского народа. Чтобы понять причины их распространения, выявить общие обстоятельства – надо сделать обзор русского сектанства, начиная со второй половины 19 века.

Еп.Алексий (Бронницкий) (впоследствии ректор Казанской Д.Академии) писал – когда речь идет о явлении человеч.духа, здесь напрасны поиски внешних причин, т.к.причина одна – воля человека. Почему чк выбирает новую веру – м.ответить он один. Обычно отвечают – я нашел, я захотел. Нельзя утверждать, что если в народе существуют какие-то религиозно-нравственные или экономич.обстоятельства, то обязательно такая-то секта возникнет. Поэтому возникновение секты – надо исследовать сумму условий, при крых возникло данное явление.

То есть, он полагает, что с изменением обстоятельств жизни общества (т.е.социально-экономич.формаций) с необходимостью вовсе не следует появление к-то новой религиозной организации. Хотя он говорит, что предпосылки для возникновения создаются. Но в конечном счете это определяется позицией самого человека, самого общества.

Это мнение разделялось и др.миссионерами в России, крые считали, что соц., эк., политич.и психологич.причины – не являются главными при возникновении сект. Иначе было бы м.считать, что сектантство – это нормальное состояние части общества или как необходимая фаза религиозного развития народа.

(А современные сторонники тотал.теории говорят наоборот – что политическая ситуация повлияла, сначала тоталитаризм проявил себя политически, а потом в сектах).

Некрые сектоведы считали, что до революции секты появились сначала в тех регионах, где была нищета, где были соответствующ.экономич.условия. Поэтому они утверждали, что борьба с сектами – это и госуд.задача, а не только церкви, т.к.нужно сначала нищету ликвидировать, тогда и секты исчезнут. И сегодня тоже иногда полагают, что в секты понуждает вступать и материальная нужда – ведь они тоже создают рабочие места и проч.

Но не все сегодня так считают, т.е. проблема сект не м.быть решена только повышением благосостояния и повышением экономич.уровня жизни.

Если обобщить исследования о причинах сектанства, м.выделить следующие группы обстоятельств:

1. Распространение в русском обществе иностранных влияний

2. Религиозное неведение русс.людей

3. Недовольство состоянием РПЦ и государственной жизни

Сделаем небольшой обзор этих обстоятельств.

1. Иностранные влияния в русской жизни.

С начала 18 века в России стало распр.протестантское влияние через поселения немцев. Во 2 половине 18го века нем.влияние сменилось французским, стало распространяться вольнодумство – деизм, атеизм, отрицали божественность Христа, чудеса. За христианством признавалось только нравственное значение. Больше всего поражено было высшее общество, оттуда распространялось в низшие классы – поведение дворянства было большим соблазном для всего русского общества. В конце 18-нач.19 в.иностр.влияние стало идти через юг. Был получен выход к Черн.морю (после побед над Турцией), отошли обширные земли по линии – Одесса – юг Киевской обл., юг Харьковск.обл., северное приазовье. Там были незаселенные степи, их надо было заселять. Чтобы решить эту проблему, Екатерина 2 в 1763 издала манифест, где в Россию приглашались иностранцы, кроме евреев, освобождались на 10 лет от уплаты налогов, предоставлялись деньги на проезд, транспорт, обеспечивались провиантом. Ехали, конечно, сектанты, крых в Европе гоняли с 1 места на другое, а также некрепкие хозяйственники. Среди приезжих много было немцев-меннонитов, много лютеран. Меньше – сербов, грузин, армян, греков. Колонизация была завершена в 1850 году. Параллельно с иностр.колонизацией проводилась и внутренн.государственная – коренному населению предлагалось ехать на новые земли. Это были степи на десятки километров без поселений. Кроме того, на юг России скрывался разного рода беглый люд. И вот колонисты, в основном сектанты, переселились, обзавелись хозяйством, сразу стали крупными богатыми землевладельцами. Им нужны были рабочие руки, нанимали русских людей. Влиянию колонистов способствовала отмена крепостного права, края высвободила огромные человеч.ресурсы, и появилась прослойка безземельных крестьян. Также отмена креп.права оказала влияние на духовную жизнь русских людей. Началось пробуждение религиозного сознания русского народа, начались религиозные брожения.

Но этими возможностями не сумела воспользоваться Церковь. Был невысокий уровень проповеди, учительства, а также отдаленность духовенства от народа, отсутствие общего круга мировоззренческих тем.

И вот тут появились сектантские проповедники. Этот проповедник был такого же происхождения, как и этот мужик, и с ним м.было доступно беседовать на любые темы. И в народе появилась такая традиция – обращаться по всем вопросам к разного рода «старцам» и «старицам», а не к священникам. Священник в год получал 700-1,5 тыс.руб, а протестант – 1,5-2 тыс. Понятно, что священник больше внимания обращал на пропитание семьи, занимался только требами, добыванием денег. В результате влияние сектантов усиливалось.

В 1887 г.проходил 1й миссионерский съезд РПЦ, и там было отмечено, что среди причин перехода в секты – материальная зависимость и крайнее стеснение от немцев-баптистов. Также зависели от русских сектантов – молокан, хлыстов. Некрые секты (пашковцы, евангелисты) занимались благотворительностью. Например, в рабочих кварталах открывали бесплатные столовые для бедных, там же распространялась литература, там же были проповедники, крые беседовали о жизни.

И когда было отменено креп.право, появилась большая свободная масса людей – то эти люди, попадая в зависимость от сектантов, переходили в секты.

Большое влияние также оказал и всплеск апокалиптич.настроений в первые 10 лет 19 века. Эсхатологич.движение пришло из Европы, где оно было связано с пиетизмом. Юнг [Штиллинг] предсказывал, что в 1820? году где-то на востоке (в России, Закавказье) произойдет 2 пришествие Христа. Люди стали переселяться в Причерноморье и Закавказье, где образовывали колонии.

В конце 19 века – также концепция новой эры (Водолея), аналогично современному движению Нью эйдж. Также возникает теософия – увлечение оккультизмом, магией, развитие «духовного начала», высшее назначение человека. «Примирение» научно-естественного и религиозного представления о мире. Появление позитивизма – что мир м.объяснить с научной материалистической позиции, и спиритизма – пытался привести реальные доказательства существования нематериальных субстанций. Души умерших могли писать, говорить, делать предсказания, играть на муз.инструментах и проч. Т.е.пытались доказать, что материаль.концепция мира является ущербной.

Теософия пошла дальше. Она пыталась соединить научную картину мира с религиозной. Теософы утверждали, что современного человека они соединяют с некоей древней мировой мудростью, целостным постижением мира, что они обладали неким сокровенным знанием. И для многих теософия стала своего рода мостом, по крому они могли от материализма перейти к духовной жизни. Вслед за теософией появилась антропософия.

И эти религ.идеи с запада появлялись в России и находили себе приверженцев.

Активность сектантов на западе в 60-70е годы

В 60-70е годы, во время т.наз.контрдуховной революции, опять состоялся пик активности сектантов, взрыв, крый через 30 лет докатился и до России.

По мнению западных исследователей, в зап.обществе такие институты как семья, церковь, традиц.религия, государство – не смогли справиться со стрессовыми состояниями – одиночество, отчуждение, подавленность человека. Вырваться из этого состояния для многих людей было возможным, вступая в секту-коммуну, общину. Причина популярности сект – утолить детскую жажду веры и защитить его от жестокой действительности. Лидеры сект – их дух находится еще в большем смятении. Их мессианская мания порождается неуверенностью в самих себе. Слабые люди стремятся собрать вокруг себя еще более слабых, чтобы показаться себе сильными. Это взгляд психологов.

Наряду с упадком доверия к традиц.церкви, огромный интерес вызывала астрология, ведовство, сатанизм, колдовство, гадания, восточные религии.

Также причины склонны видеть в неблагополучной социальной среде. Тогда в Америке насчитывалось ок.8 млн.безработных, кто был ниже прожиточного минимума.

Многие светские исследователи склонны видеть также в этом и результат глубокого социального кризиса, т.е.что секты – это отрицательное следствие развития общества, когда сектанты паразитируют на проблемах людей.

Однако др.часть запад.исследователей не склонны так считать. Более того, они видят в сектах закономерное явление, результат поступательного движения общества, т.е.меняется социокультурная среда, и она оказывает влияние на религиозную сферу.

Т.е.существуют полярные оценки в самом американском обществе.

Как бы там ни было, создался взрыв сектантской деятельности, последствия чего мы стали ощущать в России с конца 80х годов.

2. Религиозное неведение людей.

Еще дореволюц.исследователи указывали на крайнее невежество в религ.вопросах простых людей, множество суеверий, ложных мнений. Не имея точных понятий о вере, не могли разобраться во многих вопросах. Поэтому более вдумчивые из них заходили на путь лжеучений, иногда и сами изобретали, другие – увлекались лжеподвижниками и учителями, пытаясь услышать от них ответы.

В 90е годы 20 века уровень религ.образования был не выше, чем до революции, м.быть, даже ниже. М.было говорить о полной религ.безграмотности советского общества. После внедрения научного атеизма целые поколения не имели представлений о Боге. Поэтому когда появились проповедники с Библией в руках, крые выдавали себя за христиан, многие пошли за ними.

Кроме того, по сей день отсутствует активное изучение мирянами Писания и вероучения. Только сейчас предпринимаются попытки о введении в школах и вузах основ православной культуры, но и им чинятся препятствия.

Также нередко вред приносит и отсутствие системы в образовании, когда начитались много литературы, а в голове каша, какие-то свои схемы и концепции. В связи с этим важная проблема – введение кафедр теологии в светских вузах.

------------------

3. Недовольство состоянием РПЦ, условиями жизни в государстве.

В жизни Церкви всегда существовало много недостатков. К ним относят и формальное отправление богослужений, отсутствие учительства (и проповедей, и занятий с мирянами), высокие цены на требы, недовольство духовенством со стороны клира. Все это делало народ восприимчивым к проповеди сектантских проповедников.

Наконец, в 80-90е гг 20 века определяющую роль для распр.сектанства сыграла неблагоприятная ситуация в СССР-России. Ситуация духовного вакуума и застоя. К началу 90х гг выросло несколько поколений людей, крые не имели никакого представления о вере, ни о Боге. Опросы фиксировали от 5 до 10% верующих (люди пожилого возраста в основном), и те не имели четкого представления об основах веры. И в этих условиях контроля со стороны государства за духовной жизнью общества, а также девальвации коммунистич.ценностей – росли примитивные представления о вере.

В паранаучные представления веровало 42% - астрология, 41 – в телепатию, 51 – в биоисцеления, 34 – в НЛО, 11 – в возможность контакта с душами умерших. Это конец 80х годов. Параллельно с подавлением религ.жизни ухудшалась и общественная атмосфера, разочарование ценностями идеологич.системы. Так и религ.жизнь подавлялась, и общественные ценности перестали привлекать людей.

И в нач.90х, когда началось духовное освобождение людей, появился интерес к религии. Любого человека, кто появлялся со Св.Писанием в руках, люди воспринимали с огромным интересом. И за этот период – с 1988 по 1992 – в России появились практически все секты, крые нам сегодня известны – некритическое и романтическое восприятие религиозной проповеди. Хлынула толпа иностранных сект, стали активно заниматься прозелитизмом. Пик сектантства пришелся на 1994-96 год. После этого времени намечается если не спад, то во всяком случае, многие секты зафиксировали свое развитие.

Наряду с изменением идеологич.ситуации в России, был резкий спад хозяйств.деятельности, напряженность политич.ситуации. Сразу же многие секты стали предлагать решение этих проблем. Стали предлагать медицинские услуги, психоперапевтич.услуги. Пытались использовать экономич.фактор – говорили – если вы хотите жить в достатке, процветать – посмотрите на западные страны, вам надо сменить веру, это все протестантские страны, православие не подходит для хозяйствования. Это также имело в свое время спрос.

Также появились секты, проповедовавшие теологию процветания – что верующий и благочестивый человек не может не быть богатым. Личное благочестие, молитва обязательно д.приносить богатство.

Такие институты как семья и брак – тоже претерпели изменения. Также нашлись секты, кто предлагал гарантированные условия создания мощной семьи. Муниты утверждают, что их организация располагает такой философией, края делает образование семьи необратимым, неразрушимым. У них, как и у мормонов – семья чем-то напоминает дело спасение, имеет сотериологич.значение. Если нет семьи, то нельзя спастись вне семьи. В ритуале заключения брака присутствует элемент биологич. причастия к восстановленной природе Муна.

Также появились секты, крые как бы играли в молодежные клубы. Так, например, междунар.церковь Христа – в основном это молодежные собрания.

Наблюдались также и тенденции в обществе, крые вызывали отторжение от Церкви – информация о сотрудничестве Церкви с КГБ и т.д. Различные публикации на грязные темы.

Также довольно большое число людей стали увлекаться сектами по субъективно-психологич.причинам, испытывали неудобства в жизни, а секты предлагали им нишу, где они могли раскрыть свои возможности. Или стремление к экзотике, необычному, чего раньше в советское время не могло быть.

Так шел процесс самоопределения людей в постсоветском обществе. Почему после 1996 года спад? Потому что большинство решило для себя эти вопросы. Сегодня рост только у двух направлений – харизматы (пятидесятники, неопятидесятники) и Свидетели Иеговы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.015 с.)