Седьмой критерий. Гипноз и изменение сознания, использование методики нлп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Седьмой критерий. Гипноз и изменение сознания, использование методики нлп



На самом деле очень мало сект используют подобные практики.

Использование гипноза и других способов изменения сознания в религиозной практике проявлялось еще задолго до появления тоталитарной теории в XX в. Но изучение этой проблематики в религии в психологическом и психиатрическом измерении в светской науке началось сравнительно недавно. История гипноза считается такой же древней, как и история религии, но научное обоснование гипноза и сам термин «гипноз» был введен в научный оборот только в сер. XIX в. английским ученым-врачом Джеймсом Брэйдом. Он не изобрел гипноза, он лишь описал то, что видел и описал методику, т.е. как этому можно научиться.

Измененное сознания – еще более серьезное воздействие на человека, чем гипноз. Измененное сознание – это можно понимать очень широко – и эффект бокала шампанского и погруженность в музыку. Разные практики имели разные способы введения в такое сознание: трепанация черепа, наркотики, голодание (пост), информационное голодание. Стигматы у католиков – пример такого измененного сознания.

Если посмотреть исследования светских ученых, которые занимались проблематикой измененного сознания — более 90% всех религиозных сообществ используют практику, где встречается изменение сознания человека (которые им удалось изучить). Классическим примером являются шаманизм и древние религии. Светские ученые говорят, что то, что нормально для одной этнокультуры для другой может быть неприемлимо. Шаманизм – нормален для бурятов, но не для христиан.

 Так же эти ученые отмечают, что изменение сознания практиковалось «евангелическими христианскими группами», которые особое значение придавали религиозным переживаниям, дарам духа (исцеления, глоссолалии). Внушение использовалось в проповеди «ривайвелизма», у их представителей. Это движение особенно активно распространяется в конце XVIII в., в XIX в., т.е. предшественники современных пятидесятников.

В этом контексте говорить о чем-то новом в учении, в появлении новых религиозных движений, мировых религий не приходится. Все то, с чем мы встречаемся в практике современных сект, уже имело место в прошлом. Светские исследователи также отмечают, что русские сектанты также используют гипноз. В СССР техника гипноза изучалась и использовалась при допросах преступников, т.е. на них воздействовали так же, как хлысты, скопцы и т.д. воздействовали на своих адептов. Если это правда (но фактов мало), мы имеем дело не с чем-то новым. Что же касается внушения как способа изменения сознания, здесь также нет ничего нового. И сами светские исследования отмечают, что религиозные верования и исцеления построены на самовнушении. Книга «Психология влияния, скрытое управление, манипулирование и защита от них». Цитата: «Верующие видят в образе Бога неиссякаемый источник любви и добра, как бы черпают энергию из этого колодца, на самом деле энергия черпается из собственных запасов, в этом заключается гениальная находка отцов-основателей вероучения о Боге – создать возможное черпание из собственного источника, думая, что черпают из божественного». Далее он говорит, что проповедь греховности человеческой природы расценивается как учение о ничтожестве человека, это позволяет св. отцам от имени Бога руководить паствой. В этом контексте церковные ритуалы могут быть использованы для контроля за личностью. Как пример можно привести таинство крещения. Священник обращается к родителям: «Первородный грех детей отпущен, теперь эти создания человеческие совершенно чисты, только от вас зависит, какими вырастут эти дети, помните об этом и живите без греха». Торжественность обстановки усиливает впечатление этих слов, которые изначально были посвящены детям. Главное воздействие обряда адресуется родителям (по мнению этого человека). «Они несут крестить ребенка в соответствии с традицией для его же блага, а получают порцию внушения сами». Это попытка светского человека посмотреть на церковные обряды сквозь призму внушения и управления сознанием в религиозном контексте. Если будут так смотреть на нас, то мы далеко окажемся от статуса Церкви.

Можно сказать, что если мы будем говорить о критериях тоталитарного сектантства сквозь призму антикультового движения, то там в числе признаков управления личностью названы: контроль доступа к информации, тайная исповедь грехов (открытие помыслов). Утверждается, что если хотя бы один признак встречается в вашей религиозной практике, вы должны быть настороже, ваше сознание может быть уже под контролем. Это хорошая мысль, но необходимо ее правильно аргументировать, а не просто навешивать ярлыки, чтобы мы не подпали под собственную анафему. Т.о., техника изменения сознания появилась намного раньше второй половины XX в, поэтому утверждать, что эта практика является отличительной чертой сект XX в, просто невежество.

Из всех сект, которые пытались использовать какие-то средства изменения сознания чистого свойства – это была секта Аум Сенрикё, они в свое время вывезли российских музыкантов, которые работали в секте, в Японию, там их недалеко от горы Фудзияма локализировали в спортивном лагере, всех в принудительном порядке уложили на маты, под которыми были установлены какие-то излучатели. И люди 8 часов неподвижно лежали, но никто из оркестра не стал сектантом даже после такой обработки (1996). И когда мы говорим, что сектанты используют средства подсознательного влияния (например, 25-й кадр) или электрические средства влияния на человека для передачи информации, то мы должны знать, что подобные случаи действительно имеют место, но всякое обвинение должно опираться только на факты. Сегодня можно с уверенностью говорить, что отдельные организации использовали эффект 25-го кадра, но этот эффект использовали не только тоталитарные секты, но и протестантские проповедники (они распространяли кассеты, где использовался этот эффект для внушения) – книга английского исследователя Баркер «Новые религиозные движения», 1997 г. Она пишет, что в одной из сект в открытом виде продавались эти кассеты, причем люди знали, что там используются методы подсознательного влияния. Она заключает: «Проблема, в какой степени эти методы могут воздействовать на человека без его ведома, насколько широко они используются в рекламных целях, активно обсуждается. Тем не менее, пока нельзя заявить с полной уверенностью, что это метод в полной мере используется каким-либо религиозным движением в наше время для обращения. Статистика говорит, что если даже они и имеют методы подсознательного воздействия, то техника практически не дает никаких результатов».

Распространение подсознательного внушения в протестантских общинах

Одна протестантка, ее зовут Флоренс Бьюли, издала книгу «У заблуждения много лиц». Он говорит, что в одном христианском журнале в Америке она нашла 2 рекламных объявления: «Обновите свой ум без всяких усилий, через основанные на Библии кассеты, действующие на подсознание». Другое объявление: «Человек может обрести духовный рост, обрести силы чрез эти кассеты, которые используют науку, образование и методы, подсознательно изменяющие поведение, чтобы влить миллионы проанализированных текстов и утверждений в наше внутреннее существо». Она отмечает, что в некоторых христианских общинах используется метод манипулирования сознанием. Почему же их не именуют сектами?

Такой признак, как использование методики НЛП (нейролингвистическое программирование): непонятно, если, например, эксперты установили, что иеговисты используют НЛП, а секта существует с XIX века — НЛП тогда еще не было. – Как такое возможно? Кроме того, само явление НЛП тоже не новое, а является лишь новой комбинацией уже ранее известных приемов.

 

Восьмой критерий. Религиозный синкретизм и эклектизм, глобализм – также явление не новое, а давно известное в истории (гностики и проч.). Сегодняшний синкретизм непохож на древний тем, что сейчас интеллектуальлный уровень их учений ниже. Впрочем И.В.Попов писал, что и в древности были примитивные гностические секты, без особого философского учения.

Глобализация добавляет, конечно, нечто новое. Но если секты пользуются глобализацией современного общества, то и «традиционные» религии, и православные тоже стремятся пользоваться плодами цивилизации. В древности процесс эллинизации был во многом аналогичен.

 

Девятый признакприспособленность сект к массовой культуре, сращивание с международным бизнесом, средствами массовой информации, спецслужбами отдельных государств.

1) Спецслужбы: так сложилось, что религиозные организации не оставались без внимания спецслужб, причем этот процесс начался не во второй половине XX в., он использовался давно, и примеров тому множество. Например, в 1872 г. Е.П. Блаватская, основательница теософии, сама обратилась в 3-й отдел с предложением оказать услуги в качестве международного агента, но ей отказали — не вызывала доверия. Примеров много. Будем помнить также и то, что и христианские конфессии тоже все сотрудничают со спецслужбами.

2) Сращенность с международным бизнесом и СМИ – бизнесом занимаются все.

3) Приспособленность к массовой культуре. Этот тезис довольно спорный. Все зависит от того, как мы будем определять культуру и как мы будем выявлять связь между религией и культурой. Самым распространенным мнением в нашей церковной среде считается, что культура является плодом, результатом религиозной деятельности человека, поэтому если речь идет о том, что секты приспосабливаются под культуру, то нам предлагается по-иному посмотреть на источник влияния культуры, считается, что культура порождает религию. Но общепринято, что религия порождает культуру. Пример тому – деградация западной религиозности привела к созданию такой культуры, в которой возможно появление сект современного образца, т.о. сектам не надо приспосабливаться под культуру, она для них является естественной средой обитания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.006 с.)