Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Католическое понимание слова «секта»
Блж. Иероним (секта = ересь), но в Новом Завете это направление определенной религиозной мысли, или академический термин, как у ап. Петра. Но в целом термин этот был не определен на Западе, и он не нашел себе широко развития, но когда западное христианство разделилось, то слово секта в разных экклезиологиях термин получил разные понимания. Католики сектантами считают ту религиозную партийную организацию, которая находится под неавторитетным человеческим руководством. Потому что главным догматом в католичестве является непререкаемое подчинение папе. И в соответствии с такими представлениями о роли папы они любую противопапскую деноминацию называют сектой. Таким образом, в настоящее время католики считают сектами пятидесятническое движение в целом, меноннитов, новоапостольскую церковь, мормонов, все протестантские миссионерские организации, сообщества и деноминации (т.е. весь протестантский мир – это секты). Для нас важно отметить, что католики под сектантством понимают догматические отступления (о роли папы). Подчеркнем, что в 16-18 веке для католиков секта – синоним ереси. Именно в этот период нами был заимствован этот термин и именно в этом значении. У католиков сектами называли явно еретические учения, которые формально не были еще осуждены как ереси (из материалов дальнейших лекций).
Протестантское определение секты В протестантском богословии не выработано четких понятий, что есть секта, а что ей не является, т.к. у них нет четкого понимания, что есть Церковь, и где проходят ее границы. Лютер (XVI в.) дал следующие отличия секты от Церкви. Церковь – община, 1) где правильно проповедуется слово Божие; 2) где правильно совершаются таинства. Это два догматических критерия. В XIX в. эта позиция была дополнена еще одним критерием. Протестантским богословом Ричлем. Хотя даже у протестантов он считался еретиком, но его взгляд все же достаточно типичен. Секта есть нечто специфически католическое, отличительная ее черта – аскетизм. Он считал, что последовательное проведение в жизнь монашеского мироотвержения, т.е. аскеза (целибат, паломничество, пост), есть сектантство. 3) аскетизм – это критерий, признак сектантства (по Ричлю). То есть истинная Церковь свободна от аскетизма.
В конце XIX-нач.XX в. к этим трем критериям был добавлен четвертый: 4) вера Церкви отождествляется с народной верой. Здесь мы впервые видим культурологический, или социологический довод. Это интересный момент, который нашел отклик и в нашем православном богословии. В чем слабость этого критерия? Если посмотреть на веру (исконную) Западной Европы, то мы увидим, что они были язычниками, т.е. их исконная вера была язычество. Это может привести к неприемлемому для христианского сознания выводам. Этот критерий перекочевал и в русское богословие и некрые говорят, что наши язычесие корни ведут к тому же. Православие – это, получается, не наша народная вера.
Критерии секты по Трельчу Однако в начале XX в. в протестантизме произошел переворот, который был сделан известным протестантским богословом Эрнстом Трёльчем (умер в 30-х гг. XX в). 1912 г. – «Социальное учение христианских церквей». Что он предложил? – Следует вернуться к Лютеру, чтобы понять логику Трёльча. Лютер предлагал чисто догматические критерии для определения истинности Церкви, далее в XIX в. появляется культурологический критерий. В чем он заключается – если веру какой-либо общины нельзя назвать народной верой, то это секта. Происходит дальнейшее смещение акцентов. И Трельч впервые предложил отказаться от привычных взглядов на религию. Он предложил увидеть существо религии не в догматическом учении, а в т.н. общинном культе или в служении обществу. Утилитарный подход – есть ли польза от религии для общины или нет. Все организации Трельч предложил делить на три категории – Церковь, секта, культ. Каковы же критерии? Он предложил не обращать внимание на догматику, потому что, по его пониманию, кто от кого откололся и исказил, неизвестно, это все относительно. Неизвестно кто прав. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов, отказаться от классического подхода понимания религий (по вероучению), не видеть в сектах только побочную информацию, недостойную внимания. В его предложении секта характеризуется целым рядом положительных признаков. Секта требует непременного членства, исполнения заповедей и предписаний, следованию примеру Христа, она ограничена узким кругом людей, которые стали сектантами не по принуждению, а по личному выбору.
Отрицательное же в сектантстве заключается в том, что сектанты не обладают достаточной политической зрелостью, они политически близоруки, 1. они не видят и не понимают, что тот религиозный идеал, который они проповедуют, в обществе неосуществим (религиозные мечтатели). 2. стараются уйти из этого погрязшего в грехах мира и преобразить его, они часто становятся на путь религиозной революции, чтобы преобразить Церковь и установить Царство Божие на земле, оправдывая насилие ссылками на ветхозаветные тексты и Апокалипсис, являются сторонниками религиозной свободы. 3. Они не хотят идти на уступки миру и отрицают светскую систему ценностей. Поэтому для него секта – это общество людей, которые не хотят идти на компромисс с миром, отвергая то, что в нем. Церковь же, в отличие от сект, должна составлять центр политической, общественной и религиозной жизни, т.е. она должна быть представлена во всех сферах жизни и принимать их, т.е. идти на уступки миру (это рецепция мира, т.е. принятие мира в том состоянии и положении, в каком он находится). Таким образом, Церковь должна отказаться от призыва исполнения евангельских идеалов, потому что их выполнение непременно пойдет вразрез с общественными ценностями.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.007 с.) |