Католическое понимание слова «секта» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Католическое понимание слова «секта»



Блж. Иероним (секта = ересь), но в Новом Завете это направление определенной религиозной мысли, или академический термин, как у ап. Петра. Но в целом термин этот был не определен на Западе, и он не нашел себе широко развития, но когда западное христианство разделилось, то слово секта в разных экклезиологиях термин получил разные понимания.

Католики сектантами считают ту религиозную партийную организацию, которая находится под неавторитетным человеческим руководством. Потому что главным догматом в католичестве является непререкаемое подчинение папе. И в соответствии с такими представлениями о роли папы они любую противопапскую деноминацию называют сектой.

Таким образом, в настоящее время католики считают сектами пятидесятническое движение в целом, меноннитов, новоапостольскую церковь, мормонов, все протестантские миссионерские организации, сообщества и деноминации (т.е. весь протестантский мир – это секты). Для нас важно отметить, что католики под сектантством понимают догматические отступления (о роли папы).

Подчеркнем, что в 16-18 веке для католиков секта – синоним ереси. Именно в этот период нами был заимствован этот термин и именно в этом значении.

У католиков сектами называли явно еретические учения, которые формально не были еще осуждены как ереси (из материалов дальнейших лекций).

 

Протестантское определение секты

В протестантском богословии не выработано четких понятий, что есть секта, а что ей не является, т.к. у них нет четкого понимания, что есть Церковь, и где проходят ее границы.

Лютер (XVI в.) дал следующие отличия секты от Церкви. Церковь – община,

1) где правильно проповедуется слово Божие;

2) где правильно совершаются таинства.

Это два догматических критерия.

В XIX в. эта позиция была дополнена еще одним критерием. Протестантским богословом Ричлем. Хотя даже у протестантов он считался еретиком, но его взгляд все же достаточно типичен.

Секта есть нечто специфически католическое, отличительная ее черта – аскетизм. Он считал, что последовательное проведение в жизнь монашеского мироотвержения, т.е. аскеза (целибат, паломничество, пост), есть сектантство.

3) аскетизм – это критерий, признак сектантства (по Ричлю). То есть истинная Церковь свободна от аскетизма.

В конце XIX-нач.XX в. к этим трем критериям был добавлен четвертый:

4) вера Церкви отождествляется с народной верой.

Здесь мы впервые видим культурологический, или социологический довод. Это интересный момент, который нашел отклик и в нашем православном богословии. В чем слабость этого критерия? Если посмотреть на веру (исконную) Западной Европы, то мы увидим, что они были язычниками, т.е. их исконная вера была язычество. Это может привести к неприемлемому для христианского сознания выводам. Этот критерий перекочевал и в русское богословие и некрые говорят, что наши язычесие корни ведут к тому же. Православие – это, получается, не наша народная вера.

 

Критерии секты по Трельчу

Однако в начале XX в. в протестантизме произошел переворот, который был сделан известным протестантским богословом Эрнстом Трёльчем (умер в 30-х гг. XX в). 1912 г. – «Социальное учение христианских церквей». Что он предложил? – Следует вернуться к Лютеру, чтобы понять логику Трёльча. Лютер предлагал чисто догматические критерии для определения истинности Церкви, далее в XIX в. появляется культурологический критерий. В чем он заключается – если веру какой-либо общины нельзя назвать народной верой, то это секта. Происходит дальнейшее смещение акцентов. И Трельч впервые предложил отказаться от привычных взглядов на религию. Он предложил увидеть существо религии не в догматическом учении, а в т.н. общинном культе или в служении обществу. Утилитарный подход – есть ли польза от религии для общины или нет. Все организации Трельч предложил делить на три категории – Церковь, секта, культ.

Каковы же критерии? Он предложил не обращать внимание на догматику, потому что, по его пониманию, кто от кого откололся и исказил, неизвестно, это все относительно. Неизвестно кто прав. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов, отказаться от классического подхода понимания религий (по вероучению), не видеть в сектах только побочную информацию, недостойную внимания.

В его предложении секта характеризуется целым рядом положительных признаков. Секта требует непременного членства, исполнения заповедей и предписаний, следованию примеру Христа, она ограничена узким кругом людей, которые стали сектантами не по принуждению, а по личному выбору.

Отрицательное же в сектантстве заключается в том, что сектанты не обладают достаточной политической зрелостью, они политически близоруки,

1. они не видят и не понимают, что тот религиозный идеал, который они проповедуют, в обществе неосуществим (религиозные мечтатели).

2. стараются уйти из этого погрязшего в грехах мира и преобразить его, они часто становятся на путь религиозной революции, чтобы преобразить Церковь и установить Царство Божие на земле, оправдывая насилие ссылками на ветхозаветные тексты и Апокалипсис, являются сторонниками религиозной свободы.

3. Они не хотят идти на уступки миру и отрицают светскую систему ценностей.

Поэтому для него секта – это общество людей, которые не хотят идти на компромисс с миром, отвергая то, что в нем. Церковь же, в отличие от сект, должна составлять центр политической, общественной и религиозной жизни, т.е. она должна быть представлена во всех сферах жизни и принимать их, т.е. идти на уступки миру (это рецепция мира, т.е. принятие мира в том состоянии и положении, в каком он находится). Таким образом, Церковь должна отказаться от призыва исполнения евангельских идеалов, потому что их выполнение непременно пойдет вразрез с общественными ценностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.007 с.)