Историко-филологический разбор термина секта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-филологический разбор термина секта



Конь Роман Михайлович

ЛЕКЦИИ ПО СЕКТОВЕДЕНИЮ

на 4 курсе МДС, прочитаны в 2004-05-06 уч. г.

 

 

Формат редактирования:

Курсив – менее важная информация, а также то, что было пропущено в 2005-06 учебном году.

Жирный шрифт – наиболее важные моменты и ключевые слова.

 

Сначала мы рассмотрим сам термин секта.

Исторический экскурс: термин секта является относительно новым в нашем богословии, он был введен в конце XVII в. и получил распространение в XVIII в., т.е. это термин, который не был знаком русскому богословию до петровских реформ. Он использовался на западе и пришел к нам через католическое и протестантское богословие.

В каком же значении использовался этот термин на западе?

 

Католическое понимание слова «секта»

Блж. Иероним (секта = ересь), но в Новом Завете это направление определенной религиозной мысли, или академический термин, как у ап. Петра. Но в целом термин этот был не определен на Западе, и он не нашел себе широко развития, но когда западное христианство разделилось, то слово секта в разных экклезиологиях термин получил разные понимания.

Католики сектантами считают ту религиозную партийную организацию, которая находится под неавторитетным человеческим руководством. Потому что главным догматом в католичестве является непререкаемое подчинение папе. И в соответствии с такими представлениями о роли папы они любую противопапскую деноминацию называют сектой.

Таким образом, в настоящее время католики считают сектами пятидесятническое движение в целом, меноннитов, новоапостольскую церковь, мормонов, все протестантские миссионерские организации, сообщества и деноминации (т.е. весь протестантский мир – это секты). Для нас важно отметить, что католики под сектантством понимают догматические отступления (о роли папы).

Подчеркнем, что в 16-18 веке для католиков секта – синоним ереси. Именно в этот период нами был заимствован этот термин и именно в этом значении.

У католиков сектами называли явно еретические учения, которые формально не были еще осуждены как ереси (из материалов дальнейших лекций).

 

Протестантское определение секты

В протестантском богословии не выработано четких понятий, что есть секта, а что ей не является, т.к. у них нет четкого понимания, что есть Церковь, и где проходят ее границы.

Лютер (XVI в.) дал следующие отличия секты от Церкви. Церковь – община,

1) где правильно проповедуется слово Божие;

2) где правильно совершаются таинства.

Это два догматических критерия.

В XIX в. эта позиция была дополнена еще одним критерием. Протестантским богословом Ричлем. Хотя даже у протестантов он считался еретиком, но его взгляд все же достаточно типичен.

Секта есть нечто специфически католическое, отличительная ее черта – аскетизм. Он считал, что последовательное проведение в жизнь монашеского мироотвержения, т.е. аскеза (целибат, паломничество, пост), есть сектантство.

3) аскетизм – это критерий, признак сектантства (по Ричлю). То есть истинная Церковь свободна от аскетизма.

В конце XIX-нач.XX в. к этим трем критериям был добавлен четвертый:

4) вера Церкви отождествляется с народной верой.

Здесь мы впервые видим культурологический, или социологический довод. Это интересный момент, который нашел отклик и в нашем православном богословии. В чем слабость этого критерия? Если посмотреть на веру (исконную) Западной Европы, то мы увидим, что они были язычниками, т.е. их исконная вера была язычество. Это может привести к неприемлемому для христианского сознания выводам. Этот критерий перекочевал и в русское богословие и некрые говорят, что наши язычесие корни ведут к тому же. Православие – это, получается, не наша народная вера.

 

Критерии секты по Трельчу

Однако в начале XX в. в протестантизме произошел переворот, который был сделан известным протестантским богословом Эрнстом Трёльчем (умер в 30-х гг. XX в). 1912 г. – «Социальное учение христианских церквей». Что он предложил? – Следует вернуться к Лютеру, чтобы понять логику Трёльча. Лютер предлагал чисто догматические критерии для определения истинности Церкви, далее в XIX в. появляется культурологический критерий. В чем он заключается – если веру какой-либо общины нельзя назвать народной верой, то это секта. Происходит дальнейшее смещение акцентов. И Трельч впервые предложил отказаться от привычных взглядов на религию. Он предложил увидеть существо религии не в догматическом учении, а в т.н. общинном культе или в служении обществу. Утилитарный подход – есть ли польза от религии для общины или нет. Все организации Трельч предложил делить на три категории – Церковь, секта, культ.

Каковы же критерии? Он предложил не обращать внимание на догматику, потому что, по его пониманию, кто от кого откололся и исказил, неизвестно, это все относительно. Неизвестно кто прав. Он предложил свою концепцию в споре католиков и протестантов, отказаться от классического подхода понимания религий (по вероучению), не видеть в сектах только побочную информацию, недостойную внимания.

В его предложении секта характеризуется целым рядом положительных признаков. Секта требует непременного членства, исполнения заповедей и предписаний, следованию примеру Христа, она ограничена узким кругом людей, которые стали сектантами не по принуждению, а по личному выбору.

Отрицательное же в сектантстве заключается в том, что сектанты не обладают достаточной политической зрелостью, они политически близоруки,

1. они не видят и не понимают, что тот религиозный идеал, который они проповедуют, в обществе неосуществим (религиозные мечтатели).

2. стараются уйти из этого погрязшего в грехах мира и преобразить его, они часто становятся на путь религиозной революции, чтобы преобразить Церковь и установить Царство Божие на земле, оправдывая насилие ссылками на ветхозаветные тексты и Апокалипсис, являются сторонниками религиозной свободы.

3. Они не хотят идти на уступки миру и отрицают светскую систему ценностей.

Поэтому для него секта – это общество людей, которые не хотят идти на компромисс с миром, отвергая то, что в нем. Церковь же, в отличие от сект, должна составлять центр политической, общественной и религиозной жизни, т.е. она должна быть представлена во всех сферах жизни и принимать их, т.е. идти на уступки миру (это рецепция мира, т.е. принятие мира в том состоянии и положении, в каком он находится). Таким образом, Церковь должна отказаться от призыва исполнения евангельских идеалов, потому что их выполнение непременно пойдет вразрез с общественными ценностями.

Депрограммирование

Как противодействие сектам родилось общественное движение депрограмматоров.

В чем же заключается этот метод? Практика депрограммирования в том, что на человека оказывается физико-психологическое и эмоциональное воздействие (промывание мозгов в обратную сторону).

Сектанта выкрадывали и просто заставляли соответствующим методом отречься от прежних убеждений, полученных в сектах. Применяется насилие до тех пор, пока человек не отказывается от своих взглядов. После такой обработки люди либо ломались, либо соглашались и отказывались, либо притворялись, но были и упорные. В настоящее время депрограммирование в США над лицами старше 18 лет запрещено. За 8 дней работы депрограмматоры получали 80 тыс. долл. не считая расходов.

Каков коэффициент полезного действия? Научных данных нет, но, к примеру, по данным одного общественного фонда из 62 попыток принудительного депрограммирования свыше трети – около 40 оказались неудачными; правда, около 25% неудачно депрограммированных сами впоследствии ушли из сект, но около 15% после удачного депрограммирования снова вернулись в секту.

Даже после удачного депрограммирования была нужна реалибитация, т.к. у человека бывает внутренний конфликт в силу индивидуалистичности характера человека (человек – господин своей судьбы и должен предуг.все свои… Значит, он был не прав, он ущербен, так же смотрит на него и общество; и второй момент – когда соглашается с тем, что в секте ему лгали, то получается следующее: в секте ему говорили, что его любят и проч., значит, все это ложь, и человеку становилось очень тяжело).

Сейчас депрограммирование устроено другим образом – никого не крадут, а предлагают встретиться с консультантом, который пытается убедить пациента, что у него произошла смена сознания (с помощью негативной информации о сектах и риторики), причем человек остается свободен.

 

На рубеже 90-х годов на западе появился еще один метод – «подход стратегического взаимодействия». Пионером новой концепции является Стив Хассен (амер.). Книга «Освобождение от психологического насилия».

Идеология: Хассен полагает, что религиозную группу нельзя считать культом только потому, что ей присущи неортодоксальные понятия (идея Трёльча – предложил отказаться от догматич.определения секты) и в качве критерия он предложил рассматривать подобные организации по отношению к общественным организациям, т.е. к тем нормам, которые признаются большей частью общества. Он предлагает делить их на две категории: 1) доброкачественные организации; 2) культы.

«Доброкачественные организации» (ортодоксальные) отличает от сект, по его мнению, способность идти на уступки общества (конформизм). Культы же проповедуют свою исключительность и считают другие организации духовно мертвыми (никто не спасется, только они).

Деструктивные культы прибегают к тому, чтобы подавить свободную волю человека, чтобы поставить его в зависимость от секты и от лидера секты. Признаками деструктивного культа является:

1) авторитарное лидерство;

2) обман;

3) контроль сознания.

Хассен полагает, что в наше время существует четыре типа культов:

1) религиозные культы;

2) политические культы;

3) культы социальной терапии, «медицинские» (аутотрениноговые культы массовой терапии);

4) коммерческие культы.

 

Объединяет эти структуры технология промывания мозгов, методы контроля сознания. Хассен отмечает, что методы контроля сознания сами по себе не являются ни добром, ни злом. Подобно множеству видов знаний, контроль сознания сам по себе нейтрален. Но если применение методов контроля сознания лишает человека свободы выбора, то он считает его вредным, но в то же время есть ситуации, которые предоставляют человеку свободно распоряжаться своим выбором (использование гипноза во время операции, когда нельзя использовать наркоз).

Когда культ стремится подчинить его сознание и заменить его свободное «я» культовым, это уже плохо.

Контроль сознания, по Хассену, подрывается, когда человек может действовать самостоятельно.

Таким образом, методика контроля сознания может быть положительной или отрицательной в зависимости от цели ее использования.

С точки зрения Хассена такая ситуация оправдана. Хассен добавляет, что любая общественная организация может пользоваться методом деструктивизации сознания. Контроль сознания вообще применяется в психотерапии, рекламе (по Хассену, Герболаф — секта), избирательной кампании, где используются методы манипулирования сознанием, желаниями, поведением (промывание мозгов). В образовательных системах, где внимание акцентируется на чувствах страха и вины (основано на чувстве конформизма и конкуренции – т.к. это самое лучшее в мире, что у него есть, и он должен уметь «впарить» это любому человеку). Также учащийся не обучается критическому мышлению, а от него требуют повиновения.

Контроль сознания применяется в медицинских заведениях (психиатрические, психологические заведения), когда подрывается способность человека критически мыслить. Нет же промывания мозгов, как считает Хассен – в военных учебных заведениях, на юридических факультетах (где люди проходят суровую подготовку) и в семинариях. Почему и как это увязать друг с другом, я не знаю. Видимо, т.к. люди пошли сюда по свободному выбору и обязаны принимать то, что предложат. Это не разрекламировано, а основано только на убеждениях человека. Но ведь и в секту человек идет сознательно и ему предлагают комфорт: от него не требуют исповеди, его объявляют хорошим человеком, ему нужно всего лишь что-то подрегулировать.

Практика вывода людей из сект по методу Хассена: цель – вернуть человека в общество полноценным, — как он говорил, социологизированным индивидом — в том состоянии, в каком человек находился до попадания в секту.

Как он решает эту задачу? Здесь нужно определить факторы уязвимости человека, почему он попал в секту – страх за свое будущее (вечное мучение), за своих близких, за свое здоровье? Секты предлагают решения этих проблем и тем завлекают человека к себе. Когда выявлены эти фобии, человеку предлагается лекарство, как их преодолеть.

Он предлагает сделать самого сектанта участником команды (туда входят близкие, родственники, друзья), которая разбирается в деятельности секты, и таким образом он уже не участвует в секте, а изучает эту секту (т.е. он разбирает учение этой секты). И в глазах общества, и в собственных глазах никакого кризиса у него не происходит.

Положительные моменты – выявление фобий у человека, его страхов и его вины.

Недостатки: здесь человеку не предлагают новой системы ценностей. Да, его освободят от зависимости, но Хассен уходит от этого вопроса и дистанцируется от религиозных решений этой проблемы, а считает себя скорее общественным деятелем. Главная задача – вернуть человека в общество нормальным и полезным для общества.

Сам Хассен когда-то был мунитом, но был депрограммирован.

 

Определение

Употребление слов «ересь» и «секта» в русском богословии

Церковь знала всегда только два подхода: что есть Церковь и что ею не является. В русском богословии все заблуждения, которые возникали на протяжении веков: движение стригольников, жидовствующих, позже идеи Башкина, Косого, Лютера – рассматривались как ересь. Затем, когда появились хлысты (сер. XVII в), их тоже стали именовать еретиками. Первое постановление Свящ. Синода по хлыстам – их называли богопротивной ересью (дата появления в России – 1640-е гг), но в конце XVII в. в нашем богословии появляется слово «секта».

(1784 Собор, выработавший методы борьбы со штундой, штунда – ересь.)

Все эти движения с этого времени стали именовать сектами. Тогда же появляются и определения Синода, где хлысты названы сектантами.

Согласно одному мнению, это слово было занесено к нам из Германии. Этого мнения придерживался проф. Глубоковский. Есть другое мнение проф. прот. Буткевича. Он считает, что это слово было заимствовано южнорусскими богословами, обучавшимися в католических семинариях, из католического богословия и перенесено в нашу терминологию.

Они оба сходятся в одном – слово секта было заимствовано в значении ереси. По каким признакам можно об этом судить. Это слово попало к нам в конце XVII в.; если мы посмотрим в каком значении оно использовалось в католическом и протестантском богословии, то увидим, что они использовали его в значении ересь, потому что критерии определения того, что есть секта, а что Церковь, были исключительно догматические.

Следы этого терминологич. влияния заметны даже в одном из лучших трудов по истории древних ересей. Иванцова-Платонова, «Ереси и расколы первых трех веков христианства», 1877 г. В этой книге он использует термин секта применительно к еретическим движениям I- III вв, т.е. гностики для него тоже сектанты. Термин секта он использует следующим образом – соединяет понятие о секте как о целом и более или менее значительном обществе, состоящим не из одних ученых представителей, а и из народа, следующем за этими представителями, имеющим более или менее определенное мнение и общего для всех главу и руководителя. Т.е. в данном случае термин «секта» употребляется в классическом значении, как и в эпоху классического латинского языка, здесь содержится один описательный подход, но никакой оценки, т.е. это небольшое общество. Но когда речь заходит о сути лжеучения, то он добавляет к слову секта «еретическая». Т.е. в этом смысле секта – это общество людей, крые исповедуют еретические взгляды.

Более распространенным мнением в нашем богословии XIX в.: секта — это общество людей разномыслящих с господствующей церковью, но согласных друг с другом. Тогда считалось, что между сектой и вероисповеданием никакой разницы нет. Секта есть вероисповедание, которому следует незначительное число лиц, которое с точки зрения большинства считается ложным и вредным, а разницу между сектой и ересью видели в том, что ересь обозначала не только совокупность лиц, но и содержание самого раскола.

Т.е. понимание секты было неопределенным, (некое вероисповедание) безоценочным к содержанию учения и в то же время слово секта обозначало учение этого вероисповедания, которое отличалось от учения Церкви. Но в зависимости от контекста могло значить или некую группу лиц, которая отделилась от Церкви, или еретическое вероучение этой группы, поэтому выражение «сектантское учение» можно было переводить как «еретическое учение». А «сектантское общество» — это общество лиц, отделившихся от общения с Церковью.

Однако среди богословских трудов того времени были и исключения. Из работ по ересиологии выделяется написанный в 1890 г. труд Глубоковского «Блаженный Феодорит, еп. Кирский». В этом труде он все лжеучения именует термином ересь, т.е. если Иванцов-Платонов все ереси именовал сектами, то у Глубоковского в том же значении используется термин ересь. Новое слово «секта» и он не использует.

В нач. XX в. существовавшее тогда определение сектантства было подвергнуто определенной критике. Этот процесс был обусловлен рядом причин. Одной из важнейших было сильное распространение сектантства в России. Россия в конце XIX-начале XX в. переживала очередной бум сектантства. Активизировались хлысты, скопцы, духоборы. Кроме того, эти секты делились на новые толки (из хлыстов возникло около 5-10 толков), возникали новые секты, в Россию проникали баптисты, адвентисты, евангелисты. И для того, чтобы выразить правильное отношение к сектантству, необходимо было ясно представить себе, с кем же мы имеем дело, какова природа этих организаций. Была проведена большая работа по определению природы сектантства и предпринимались попытки определить, а что есть секта.

Другим весьма важным фактором для изучения сектантства стало учреждение в нач. XX в. (1912 г.) кафедр сектоведения в духовных заведениях РПЦ. До этого самостоятельных кафедр сектоведения не было. В результате исследований стало ясно, что термин секта является новоязом в русском богословии. Этого термина нет в переводах на русский язык, в творениях восточных отцов, его нет в определениях вселенских соборов, в русском переводе Библии, в катехизисе митр. Филарета. Кроме того, слово секта было неопределенным, его можно было распространить как на раскольников, так и на еретиков. Есть ли разница, как мы назовем старообрядцев – раскольниками или еретиками? В зависимости от того, как мы определяем эту организацию, и строится наша методология. Если раскол, то нужно вести с ними речь о природе Церкви – что есть Церковь, каковы ее свойства.

Если же мы определяем какую-то организацию как ересь, то мы должны вести с ней полемику касательно конкретных заблуждений. Иеговисты отрицают учение о Троице – следовательно, на первый план выходит вопрос полемики о Божестве, т.е. говорить с ними о природе Церкви нет никакого смысла, мы не поймем друг друга, потому что для иеговиста главное то, что Бог един, Он в одном Лице, моноипостасен, а Иисус Христос как бы «самый выдающийся человек» из всех когда-либо живших на земле и будущих. Да, они могут назвать Его Единородным Сыном Божиим и т.д., но Он не Бог. Т.о. полемика с иеговизмом сводится ктому, что Бог есть Троица, а Иисус Христос истинный Бог. Полемика с иеговистами также связана со спором о смысле спасения, потому что если Христос не Бог, в чем же тогда и какова цель спасения.

Если мы иеговистов обозначим как культ, который мешает людям жить (промывают им мозги, преследуют финансовую выгоду и т.д.), то полемика соответственно должна вестись с ними в этом направлении. Необходимо людям показывать, что их вовлекли в обман.

Критерии сектантства

В нач. XX в появился целый ряд работ, в которых авторы пытались дать определение сектантству, обозначить критерии сектантства.

Критерии сектантства (в этой литературе): 1) догматические (секта – это организация, которая отступила от догматич. учения); 2) духовно-нравственные (секта – это организация, которая отделилась от Церкви по духовно-нравств.причинам); 3) социологический (секта – это организация, края исповедует веру, которая не может быть названа верой народа).

Но наиболее удачную гипотезу о природе сектантства выдвинул проф. прот. Буткевич. Он считал, что слово секта было занесено в Россию южнорусскими богословами из католического богословия, где оно употреблялось для обозначения общин, которые отделились от Католической церкви и учение которых было еще не осуждено, т.е. он считал, что католики использовали название секта для несомненно еретических общин, учение которых формально еще не было осуждено.

Т.е. в начале XX в большинство наших богословов-миссионеров, крые работали с сектами, склонялись к мнению, что секта – это сообщество людей, отколовшихся от Церкви и исповедующие еретическое учение. Но речь в данном случае идет о лицах, крые вышли из христианской среды или отделились от Православной Церкви, т.е. баптисты, адвентисты. О них судили как об отделившихся.

Наиболее ясное представление о границах Церкви и сектантства и наиболее ясные формулировки были сделаны на 6-м отделе предсоборного присутствия. Чем была вызвана необходимость собора? Было много причин, но одна из них – это принятие нового вероисповедного законодательства. Согласно ряду законов, которые были приняты в 1905-06 гг, которые именуются как законы веротерпимости или вероисповедной свободы, Церковь отделялась от государства. До этого момента отлучение от Православной Церкви решалось только после решения светского суда, т.е. до момента принятия вероисповедного закона Церковь не могла отлучать отпавших (хотя в отношении хлыстов был составлен специальный чин, но он никогда на практике не применялся). В силу исторических обстоятельств Церковь и государство были настолько связаны, что нарушение церковных канонов считалось нарушением закона, но когда был этот союз разорван, тогда перед Церковью возник вопрос, каким же образом определять свои границы, как относиться к сектантам, потому что, чтобы их отлучить, необходимо было выработать четкие критерии, не всех же отлучать.

И вот в рамках работы шестого отдела Предсобороного присутствия, который занимался сектантством, миссией внутренней и внешней, а также инославием, был разработан проект отлучения за следование определенным взглядам, которые объявлялись ересью (перечень идей – 10 пунктов). Т.е. был установлен ряд критериев, что есть секта, а что ей не является. Эти критерии были догматические. Когда началась дискуссия по предложенному проекту, т.е. по проекту анафематизмов сектантов, некрые члены предсоборного присутствия пожелали, чтобы в эти определения были включены и названия сект (баптисты, адвентисты, скопцы, духоборы, малеванцы, иоанниты и их ответвления), но большинство членов это положение не поддержали. Были анафематствованы именно идеи, которые расходятся с апостольской верой, а не организации (организации могут меняться, но идеи нет, они могут лишь видоизменяться и переходить в другие организации). Разработкой этих текстов занимался Проф Ивановский (КазДА).

Развитию сектоведения в богословской науке помешала I Мировая война, затем революция и годы лихолетия, и все наше последующее богословие на протяжении 70 лет сов.власти жило тем, что было наработано и сделано в дореволюционном богословии. Такая ситуация продолжалась до нач. 90-х. Об этом можно судить по оценке, данной русскому богословию проф. Глубоковским. Он говорил, что в нач. 20 в наше сектоведение достигло своего расцвета. До этого российское сектантство главным образом обличалось за недостойную жизнь.

«В исследованиях о сектантстве оно освещалось с невыгодной стороны, считалось, что лицемерие – это основная черта наших сект, и в зависимости от такого взгляда на сектантство наши академические диссертации носили слишком отвлеченный характер и воевали с выводами независимо от историч. предпосылок и жизненным основ, поэтому в своих опровержениях большинство диссертаций уклоняется от научных норм объективной и солидной аргументации и впадает в шаблонную полемически-пристрастную примитивность» (Глубоковский).

Т.е. когда наше богословие начало смотреть на сектантство не как на дикие бредни, а как на стремление человека к единению с Богом, стремление обрести альтернативную церковной модель спасения, то тогда стали вскрываться подлинные внутренние мотивы сектантства и полемика с этим сектантством стало уже содержательной. Спорили не просто об отвлеченных понятиях: отвергают свидетельство, таинства и т.д., но уже ставился вопрос, а почему отвергают, почему они ведут такую жизнь, которая с нашей точки зрения является деструктивной и ненормальной.

И в других исследованиях 1910-17 гг также отмечалось, что отношение к сектантству 19 в – не давало правильного изображения хода религиозного сознания и жизни сектантов. Следовательно, наше сектоведение не уясняло существо тех начал, которыми жили и руководствовались сектанты. И только в начале 20 в, когда произошло коренное изменение понимания сектанства, когда попытались понять внутреннюю логику сектантства, сектоведение получило статус серьезной богословской науки, и полемика с сектантством стала предметной, а не отвлеченной теорией.

Таким вот образом складывалось понимание, что же есть секта в нашем богословии до нач. 90-х годов. Секты т.о. понимались как современные ереси, не осужденные Вселенскими соборами.

 

Классификация сект

( текст этого раздела взят из Интернета http://sysoev2.narod.ru/kon.html )

Предмет сектоведения

(какие религиозные организации будем рассматривать)

Здесь необходим критерий отбора религиозных организаций – используется статистические данные, т.е. будем рассматривать темпы количественного роста и динамику распространения – показатели, представляют реальную угрозу для Церкви. В порядке хронологии их появления в России:

1. Баптизм – конец 60-70-х гг. XIX века. Это весьма серьезный противник Церкви, т.к. у них весьма хорошо налажена внутренняя дисциплина, религиозное образование – они располагают целым рядом семинарий и богословских институтов, есть издательства, огромное количество переводной литературы. Кроме того, они получают мощную поддержку мирового баптизма. В мире – 60-70 млн. баптистов, из них 32-33 млн. - в Америке. В России их около 100 тыс. человек.

2. Адвентизм 7-го дня (АСД). В свое время основатель адвентизма утверждал, что в 1844 г. Христос придет на землю. Название происходит от латинского адвентус, пришествие. Седьмого дня – т.к. почитают субботу вместо воскресного дня. АСД – организация с ярко выраженной вертикалью власти. Все поместные собрания и общины строго подчинены центру. Благодаря этому высшие звенья располагают огромным влиянием. Обязательная десятина – огромные финансовые ресурсы, направляются главным образом на миссионерскую работу. В России – Тульская Заокская богословская академия, при которой есть издательство, своя радиостанция. В России адвентистов около 60-80 тыс. человек. В мире – около 5 млн. Первая община в России – в 1886 г. Всего на территории бывшего СССР – порядка 130 тыс. человек.

3. Пятидесятники и харизматы. Пятидесятничество возникло на рубеже XIX-XX вв., появились в России в 1907 г., первые организации — в 1913 г. Сегодня в России их 250-300 тыс. человек. Единый координирующий центр и централизованное финансирование отсутствуют. За счет этого организационно уступают адвентистам и баптистам.

4. Свидетели Иеговы. Иеговизм возник в 80-е гг. XIX в. в США. В пределах России появился в 20-30-е годы, главным образом через запад Украины и Белоруссии. Сейчас иеговистов в России 280 тыс.человек (по данным самих СИ), но в это число входят вообще все те лица, которые присутствовали на «вечери воспоминания» в Великий Четверг. Впрочем, туда приглашают только доверенных. Туда могут быть приглашены и молодые люди, например, не крестившиеся (10-15 лет). Но эта цифра вполне близка к реальной. Активных иеговистов – 110 тыс.человек. Каждый иеговист имеет задание проповедовать не менее 1 часа в день. У «пионеров» нагрузка от 4 часов в день и выше. В мире иеговистов порядка 7 млн. человек. СИ – очень хорошо организованы, поставлена работа внутри секты по обучению основам веры. Журнал выходит 2 раза в месяц, и идет активное усвоение содержание статей журнала. Это все заучивается, потом они выходят на улицу и проповедуют.

На этом крупные организации в России оканчиваются. Рассмотренные четыре секты охватывают 700 тыс. человек. Все остальные - мельче. Мелкие, но агрессивные, все они появляются в России с 1989-1992 г. С этого времени ничего нового уже не появилось. Пик активности приходился и на 1993-96 гг. Впрочем, адепты некоторых организаций появлялись в России и раньше.

5. Общество сознания Кришны (ОСК). В России инициированных членов 15-20 тыс. (сами утверждают, что их 80 тыс., но это не так). Первые адепты появились в середине 80-х. К этой организации принадлежат люди, которые сделали более-менее сознательный выбор противопоставить себя не только христианской традиции, но и всей западной культуре.

6. Церковь объединения (муниты). Они сейчас в России переживают спад, их активность давно прошла. Считают, что их в России 8 тыс. человек, но никто точных данных не приводит. Впрочем, среди них много молодежи, причем образованной.

7. Мормоны. Они утверждают, что в России их 12-13 тыс. Также строго вертикальная власть и огромные деньги. Возможно, после иеговистов самые богатые. По разнообразию идей и бессодержательности вероучения могут поспорить, наверное, только с сайентологами. Занимаются предпринимательством – Вим Биль Дан (Лианозовский молочный комбинат). Т.е. чтобы стать мормоном, надо или отказаться от собственного мышления, или иметь большой коммерческий интерес. Утверждают, что количество мормонов растет ровно на 1000 человек в год.

8. Сайентология. Как это сейчас представлено в России и в мире – это движение Церковь сайентология. Кроме этого, существует ряд прикладных движений типа дианетики (гуманитарны центры Хаббарда) – курсы, повышение уровня интеллекта, коммуникабельности, управления людьми. Церковь сайентологии решает метафизические вопросы, связанные с загробной жизнью и т.д. Но эти курсы также подготавливают людей к принятию учения самой церкви. Хотя религиозное ядро в России количественно незначительно, через прикладные направления проходят много людей – в Москве около 300 человек ежедневно. Возможно, от 15 до 30 тыс. человек в год.

9. Новоапостольская церковь. Их в России в лучшие годы было около 40-60 тыс., сейчас они переживают спад. В России их около 270 общин. Не более 15-20 тыс. человек Их ариал — Северо-Запад. Выходит журнал. Удачно вписываются в наш менталитет – есть молитвы за усопших и есть соответствующие таинства. На первом этапе – разрешают ходить к православным.

10. Бостонское движение (Международная Церковь Христа) – наиболее мощное отделение в Росии – Московская Церковь Христа. Является разновидностью неопротестантизма. Утверждают, что человек не может спастись без наставника, учителя. Затрудняюсь назвать точное число последователей, но не более 10 тыс. человек. Преимущественно студенты, молодежь 18-30 лет. Можно сказать, что это молодежный клуб по интересам.

11. Богородичный центр – до 5 тыс. чел.

12. Виссарионовский центр – 5 тыс. человек в Минусинском районе, и в пределах 1 тыс. по России.

Т.образом, 8 этих организаций объединяют около 100 тыс. человек.

13. Также рассмотрим движение теософии и антропософии, рериховцы, гадания, магия. Здесь нет фиксированного членства, это люди, которые симпатизируют таким взглядам, начитались теософской литературы. Прикладная инициатива – вальдорфская педагогика. На сегодня она охватывает около 25-30 общеобразовательных школ, около 50 дошкольных образовательных учреждений, есть свой педагогический институт. После 1997 года они прошли аккредитацию в Мин. образования и получили бюджетное финансирование. Задача педагогов – распространение антропософских идей в школах.

 

Сектоведение в академическом образовании

Появилось только в XX веке. По уставу 1869 года изучалась в рамках предмета «история и обличение русского раскола» Согласно указу 1871 года учреждены самостоятельные кафедры по истории и обличению русского раскола — предполагалось и изучение сект (в МДА и некоторых других семинариях). С 1884 года переименована в «историю и критику русского раскола» — уже мало оставалось на секты. Поволжские епископы в 1885 году признали необходимым учредить особые кафедры по обличению расколов и сект. Открыли кафедры в 24 семинариях. В 1886 во всех семинариях такие кафедры открыты.

1905 год открыта кафедра по истории и обличению русского сектантства по инициативе и на средства Московской епархии.

1908 – новая ревизия. Одна из причин реформы – некомпетентность нашего духовенства в борьбе с новыми сектами (протестантского толка). У духовенства не было знаний о них. Кроме того, плохо знали Библию.

1910 – увеличение числа преподавателей. Сектоведение – отдельная дисциплина. Затем устав переработан в 1912 году, в Академии новая кафедра Сектоведения. История и критика сектантства был общеобязательна для всех направлений в Академии.

Сегодня сектоведение преподается в рамках Церковно-практического отделения.

 

От сего места и до обзора русских сект в 2005 году материал не читался

Обзор русского сектантсва

Из русских сект, которые дошли до нас, сохранились только самые жалкие осколки. Сегодня остались только хлыстовство, скопчество, духоборчество и молоканство.

Социальная основа русского сектантства была уничтожена только тогда, когда всех их активистов переселили в ГУЛАГ, как и православных. Т.е. до начала XX века с ними бороться была бессильна даже царская полиция.

 

Секта хлыстов

Хлыстовство до 1917 г. было одним из самых крупных течений в русском сектантстве и по численности, и по влиянию, и по распространению. Оно существовало практически во всех губерниях, может быть, даже во всех уездных городах России и занимало по численности первое место. Хлысты проникли даже в кремлевские монастыри.

Термин «хлысты» означает не конкретное сообщество, а скорее некое движение, образ жизни.

Этимология слова «хлысты» до сих пор не прояснена. Возможно от «хлестать»: хлестали, били себя, истязали, умерщвляли плоть. Поначалу хлыстовство было очень аскетичным – не ели, не пили, блуда не творили. Даже полагают, что это была реакция на смуту в церковной жизни после раскола старообрядчества. (Затем из одной крайности впали в другую, стали практиковать разврат. Так что иногда хлыстовством называли сексуальную распущенность.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.086 с.)