Понятие о пропускной и провозной способности ж. д. линий
Максимальные размеры перевозок, которые могут быть достигнуты на железнодорожной линии, определяются её пропускной и провозной способностью.
Под пропускной способностью понимается наибольшее число поездов или пар поездов установленной массы и длины, которые можно пропустить по железнодорожной линия в единицу времени при определённой технической оснащённости и принятой системе организации движения. Для однопутных линий пропускная способность измеряется в парах поездов, а для двухпутных в поездах по каждому направлению следования.
Различают наличную, потребную и проектную пропускную способность. Наличной является пропускная способность, которая имеется при существующей технической оснащённости линии и принятом типе графика движения поездов. Потребной называют пропускную способность, которой должен располагать участок для пропуска заданных размеров грузовых и пассажирских поездов с учётом необходимого резерва. Величина резерва должна обеспечивать запас перевозочной мощности линии для освоения возрастающего в ближайшей перспективе объёма перевозок с учётом неравномерности движения. Проектная – пропускная способность, которая может быть достигнута после выполнения мероприятий по её наращиванию.
Пропускная способность участка или линии определяется пропускной способностью её элементов: перегонов, станций, устройств электроснабжения, локомотивного хозяйства.
Результирующую пропускную способность участка (линии) определяет элемент с наименьшей шей пропускной способностью.
Провозной способностью называется наибольшее количество миллионов тонн груза, которое может быть перевезено по железнодорожной линии в течение года в зависимости от её технического оснащения и принятой системы организации движения.
Провозная способность зависит от пропускной способности линии, средней массы поезда, соотношения массы нетто и брутто, числа сборных и ускоренных поездов. Определяется в каждом направлении движения отдельно по формуле
, (72)
где N гр, N уск, N сб – число грузовых поездов соответственно
обычных, ускоренных, сборных;
– средняя масса грузового поезда соответственно
обычного, ускоренного и сборного, тонн;
Y гр, Y уск, Y сб – соотношение массы поезда нетто к массе поезда
брутто;
k н – коэффициент месячной неравномерности перевозок.
Провозную способность линии можно увеличить как повышением веса поезда, так и увеличением размеров движения.
К мероприятиям по увеличению веса поезда относятся:
- увеличение мощности локомотивов, используемой на повышение веса поезда (применение более мощных локомотивов, кратная тяга, подталкивание):
- удлинение станционных путей;
- уплотнение погрузки и увеличение грузоподъёмности вагонов;
- смягчение профиля пути и уменьшение сопротивления движению.
Способы усиления пропускной способности рассмотрены в вопросе 164.
|