Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-



Му; они видели в нем законное, правильное, прогрессивное

107

UKMzOS JKT{KLTYS

Состояние, представляли его золотым веком. Но спросите

Их, где и когда существовало это состояние, к какому времени

И месту они его относят, — вы не получите ответа. Феодализм —

Это утопия, не имеющая под собой никакой почвы, это дра-

Ма, для которой в прошедшем нет ни театра, ни актеров. При-

Чину заблуждения этих историков открыть не трудно; она же

Объясняет нам заблуждения тех, которые не могут произне-

сти слово ≪ феодализм ≫ без проклятия. И те и другие не при-

Няли в соображение двойственности феодализма, не потруди-

Лись отличить его влияние на умственное развитие человека,

На чувства, характеры, страсти от его влияния на обществен-

Ный строй. Одни не могли допустить, чтобы общественная

Система, в которой было столько благородных чувств, добле-

Стей, среди которой родились все литературы, в которой нра-

Вы получили некоторую возвышенность, некоторое величие, —

Чтобы эта система была в то же время так дурна и гибельна,

Какою представляют ее. Другие видели только зло, причинен-

Ное феодализмом массе народонаселения, преграду, постав-

Ленную им на пути развития порядка и свободы, и не могли

Поверить, чтобы он произвел благородные характеры, вели-

Кие доблести, вообще вызвал какой бы то ни было прогресс.

И те и другие, повторяю, упустили из виду двойственный эле-

Мент цивилизации. Они не заметили, что цивилизация состо-

Ит из двух отдельных развитий, из которых одно может в дан-

Ное время совершаться независимо от другого, хотя по про-

Шествии веков, после длинного ряда фактов, они непременно

Должны соединиться воедино.

Впрочем, феодальная система была тем, чем она должна

Была быть, и сделала то, что должна была сделать. Индивиду-

Альность, энергия личности — таков был преобладающий ха-

Рактер победителей Римской империи, поэтому результатом

Общественного устройства, основанного ими и для них, преж-

Де всего должно было быть не что иное, как развитие лично-

Сти, индивидуальности человека. Внутренние, нравственные

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Наклонности человека, вносимые им в общественную систему

При самом установлении ее, имеют могущественное влияние

На общественный быт, а общественный быт, в свою очередь,

Действует на наклонности, укрепляет и развивает их. В гер-

Манском обществе господствовала личность; и феодальное об-

Щество, порождение германского, естественно употребляло

Все свое влияние в пользу развития личности. Тот же факт мы

Встречаем и во всех других элементах цивилизации; они оста-

Лись верны своему принципу; каждый из них подвигался впе-

Ред и двигал мир по тому пути, на который вступил с самого

Начала. В следующем нашем чтении история церкви и ее влия-

Ние на европейскую цивилизацию от v до xii века представит

нам новое, несомненное доказательство этой же истины.__ ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ

Религия содержит в себе принцип ассоциации. — Принуждение не составля-

Ет существенного характера правительства. — Условия законного прави-

Тельства: 1) предоставление власти достойнейшим; 2) уважение к свободе

Управляемых. — Церковь, будучи корпорациею, а не кастой, удовлетворяла

Первому из этих условий. — Различные роды назначения и избрания должно-

Стных лиц, действовавшие в церкви. — Она не исполнила второго условия,

Незаконно расширив начало авторитета и употребив во зло материальную

Силу. — Движение и свобода умов в недрах церкви. — Отношения церкви к свет-

Ским государям. — Независимость духовной власти, возведенная в степень

Принципа. — Притязания и усилия церкви подчинить светскую власть.

Мы исследовали характер и влияние феодальной системы; те-

Перь предметом наших занятий будет христианская церковь

В промежуток между v и xii веками. Я говорю церковь, потому что,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.006 с.)