Кто по одной только злобе, собственною ли рукою или рукою другого, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто по одной только злобе, собственною ли рукою или рукою другого,



Убьет своего раба без публичного суда, тот будет объявлен бесчестным,

Лишен права быть свидетелем, принужден провести остаток жизни

В изгнании и раскаянии, а имущество его перейдет к ближайшим род-

Ственникам, которым по закону принадлежит право наследства.

В учреждениях церкви есть факт, на который до сих пор во-

Обще не обращали еще настоящего внимания — это система

Наказаний, система, в настоящее время тем более достойная

Изучения, что она в отношении к принципам и приложению

Уголовного права почти вполне согласна с идеями новейшей

Философии. Изучая сущность церковных наказаний, публич-

Ного покаяния, занимавшего в ряду этих наказаний главное

Место, вы увидите, что главною задачею их было возбужде-

Ние в душе преступника раскаяния, а в свидетелях — нравст-

венного страха, внушаемого примером. Кроме того, мы нахо-

144

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Дим здесь и другую идею — идею искупления. Я не знаю, во-

Обще говоря, можно ли отделять идею искупления от идеи

Наказания, и не содержит ли в себе всякое наказание, незави-

Симо от потребности вызвать раскаянье в преступнике и пре-

Дупредить подобные преступления, тайную и настоятельную

Потребность искупить совершенное зло. Но оставляя в сторо-

не этот вопрос, нельзя не убедиться, что раскаянье и пример —

Вот цель, к которой стремится церковь во всей своей системе

Наказаний. И не такова ли цель истинно философского зако-

Нодательства? Не во имя ли этих самых начал просвещенней-

Шие публицисты прошедшего столетия и нашего времени тре-

Бовали реформы в европейском уголовном законодательстве?

Почитайте их сочинения, Бентама например, — вас поразит

Сходство предлагаемых ими мер наказания с мерами, которы-

Ми пользовалась церковь. Без сомнения, публицисты ничего

Не переняли у церкви, а церковь в свою очередь едва ли пред-

полагала, что пример ее когда-либо будут приводить в под-

тверждение планов наименее набожных философов.

Наконец, она пыталась также всеми средствами уничто-

Жить в обществе господство силы, постоянные войны. Всякий

знает, что такое был ≪ божий мир ≫ (la treve de Dieu) и множест-

Во других мер того же рода, посредством которых церковь бо-

Ролась с злоупотреблением силы и старалась ввести в общест-

Во более порядка и гуманности. Эти факты так известны, что

Я считаю лишним входить в подробное рассмотрение их.

Таковы главные результаты, которые я мог показать вам,

Говоря об отношениях церкви к народам. Мы рассмотрели

Ее с трех сторон, указанных мною в самом начале: мы позна-

Комились с нею внутри и извне, в ее внутреннем устройстве

И в ее двойственных внешних отношениях. Нам остается с по-

Мощью того, что нам известно, определить посредством на-

Ведения, предположения общее влияние церкви на европей-

Скую цивилизацию. Эта задача, если не ошибаюсь, уже почти

Решена нами, по крайней мере в главных ее чертах; простой

145

UKMzOS.KWTYS

Перечень фактов и господствующих принципов церкви рас-

Крывает и объясняет ее влияние. Результаты, вместе с причи-

Нами, некоторым образом уже прошли пред вашими глазами.

Если же мы постараемся кратко выразить сущность этих ре-

зультатов, то получим два следующие общие положения:

Во-первых, церковь должна была иметь весьма большое

Влияние на нравственную и умственную деятельность новой

Европы, на общественные идеи, чувства и нравы. Факт этот

Ясен; нравственное и умственное развитие Европы отлича-

Лось главным образом богословским характером. Возьмите

Историю v–xvi столетий; духом своим человек вполне подчи-

нен богословию; вопросы философии, политики, истории

Рассматриваются только с богословской точки зрения. Гос-

Подство церкви в умственном мире простирается так далеко,

Что даже математические и физические науки находятся в за-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.005 с.)