Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не трудно понять, что, говоря об отношениях церкви к на-

Поиск

Родам, мы по необходимости ограничимся самыми общими

Чертами. Мы не можем войти в подробное рассмотрение всех

Обычаев церкви, каждодневных отношений духовенства к ми-

134

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Рянам. Я должен представить вам только главнейшие начала

И важнейшие последствия системы и образа действий, кото-

Рых держалась церковь в отношении к христианскому миру.

Весьма характерный факт и, можно сказать, коренной не-

Достаток отношений церкви к народам — это отделение лиц

Правящих от лиц управляемых, отсутствие всякого влияния

Со стороны последних на первых, независимость христиан-

Ского духовенства от общества верующих.

Без сомнения, это зло было неизбежным последствием того

Состояния, в котором находились и человек, и общество, по-

Тому что оно весьма рано появилось в христианской церкви.

В рассматриваемое нами время отделение духовенства от на-

Рода совершилось еще не вполне. В известных случаях, напри-

Мер при избрании епископов, по крайней мере иногда допус-

Калось еще непосредственное участие христианского народа.

Но это участие все более и более ослабевало, проявлялось все

Реже и реже. Стремление к отчуждению, к независимости ду-

Ховенства составляет как бы самую историю церкви, начиная

С ее колыбели.

Нельзя не сознаться, что отсюда возникла большая часть

Злоупотреблений, которые уже с того времени, а тем более

Впоследствии, так дорого стоили церкви. Не следует, однако,

Обвинять ее в этом безусловно, не следует считать стремле-

Ние к отчуждению свойственным одному только христианско-

Му духовенству. В самой природе религиозного общества есть

Сильная наклонность превозносить правящих над управляе-

Мыми, приписывать первым нечто особенное, божественное.

Это — последствие самого призвания их, того значения, кото-

Рое они имеют в глазах народа. Но в религиозном обществе

Такое явление гибельнее, чем в каком бы то ни было другом.

Религиозное общество имеет дело с разумом, совестью, буду-

Щею судьбою людей, т. е. с тем, что только есть в них задушев-

Ного, личного, свободного. Понятно, до известной степени,

Что человек может предоставлять внешней власти управление

135

UKMzOS.KWTYS

Своими материальными интересами, своею земною участью,

Хотя и отсюда должно проистекать для него не мало зла. Я по-

Нимаю того философа, который на извещение, что в его доме

пожар, отвечал: ≪ Скажите об этом жене: я не вмешиваюсь

в хозяйственные дела ≫. Но когда дело идет о совести и мыс-

Ли, о внутренней природе человека, тогда отречение от пра-

Ва управлять самим собою, подчинение посторонней власти,

Есть нравственное самоубийство, рабство сто раз худшее кре-

Постной зависимости.

Таково между тем было зло, которое хотя и не достигло

Полного развития, как это мы сейчас докажем, но все более

И более усиливалось в христианской церкви, в ее отношени-

Ях к мирянам. Мы уже видели, что свобода не была достаточно

Обеспечена даже в недрах церкви, для самих членов духовен-

Ства. Тем незначительнее были гарантии свободы вне церкви

Для мирян. Между членами духовенства бывали по крайней

Мере споры, совещания, содействующие развитию умствен-

Ных сил; движение распрей отчасти заменяло свободу. Ниче-

Го подобного не было между духовенством и народом. Миря-

Не в отношении к духовному правительству были не чем иным,

Как простыми зрителями. Уже весьма рано родилась и укрепи-

лась идея, что богословие, религиозные вопросы и дела со-

Ставляют исключительную принадлежность духовенства, что

Духовенство одно имеет право заниматься ими и тем более ре-

Шать их без всякого вмешательства со стороны мирян. В изу-

Чаемую нами эпоху эта теория была уже в полной силе; нужны

Были целые столетия и страшные перевороты, чтобы разру-

шить ее, чтобы сделать религиозные вопросы и науку общест-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.105.80 (0.01 с.)