Мы изучили состояние Европы после падения Римской им- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-



Перии в первую эпоху Средних веков, в эпоху варварства. Мы

Видели, что в конце этой эпохи, в начале x столетия, первою

Системою, развившеюся и овладевшею европейским общест-

Вом, была феодальная система, что из недр варварства преж-

Де всего родился феодализм. Я думаю, нет надобности напо-

Минать, что мы изучаем не историю событий; я не буду рас-

Сказывать вам о судьбах феодализма. Нас занимает история

Цивилизации; цивилизация же есть общий, скрытый факт, ко-

Торый мы ищем под всеми внешними явлениями, скрываю-

Щими его. События, общественные кризисы, различные со-

Стояния, чрез которые проходило общество, любопытны для

Нас только по отношению их к развитию цивилизации. Мы

Должны знать, в чем они противодействовали или способст-

Вовали ей, чем обогатили ее и чего ее лишили. Мы будем рас-

Сматривать феодальный режим исключительно с этой точки

Зрения.

86

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

В начале этого курса мы определили, что такое цивилиза-

Ция, мы старались распознать ее элементы. Мы видели, что

С одной стороны она состоит в развитии самого человека, от-

Дельной личности, человечества, с другой — в развитии внеш-

Него состояния людей, т. е. общества. Итак, встречаясь с со-

Бытием, системою, всемирным явлением, мы должны каж-

Дый раз задавать себе следующий двойственный вопрос: какое

Влияние имело это явление на человека? какое влияние оно

Имело на общество?

Подобные изыскания неизбежно приведут нас к рассмотре-

Нию самых важных вопросов нравственной философии. Ко-

Гда мы захотим узнать степень участия известного события,

Известной системы в развитии лица и общества, нам необхо-

Димо будет определить, в чем состоит истинное развитие того

И другого, какое развитие ложно, незаконно, вредит, вместо

Того чтобы улучшать, влечет за собою регресс вместо прогрес-

Са. Нам никоим образом не следует отказываться от подоб-

Ного изучения; в противном случае нам пришлось бы иска-

Жать факты; кроме того, само настроение умов, господствую-

Щее в настоящее время, заставляет нас добровольно принять

Это неизбежное соединение философии с историею. Это один

Из отличительных признаков и, быть может, самая характер-

Ная черта нашей эпохи. Мы призваны изучать и двигать впе-

Ред науку и действительность, теорию и практику — нераздель-

Но. До нашего времени эти две силы жили отдельною жиз-

Нью. Общество привыкло видеть науку и практику идущими

По различным путям, не знающими друг друга или, по крайней

Мере, не встречающимися между собою. Когда отвлеченные

Учения, общие идеи хотели воплотиться в событиях, дейст-

Вовать на мир, им удавалось достигнуть этого только в форме

Фанатизма и с его помощью. Обладание обществами, руково-

Дительство их делами до сих пор было разделено между двумя

Влияниями: с одной стороны — людей верующих, фанатиков,

Приверженцев общих идей и принципов; с другой стороны —

87

UKMzOS JKT{KLTYS

Людей чуждых всякому рациональному началу, управляемых

Единственно силою обстоятельств, людей практических, лю-

Дей минуты (libertins, как называли их в xviii веке). Теперь

Это двойственное состояние уже прекращается; преоблада-

Ние не может более принадлежать ни фанатикам, ни прак-

Тикам. Теперь, чтобы управлять людьми, чтобы руководить

Ими, необходимо знать и понимать как общие идеи, так и те-

Кущие события; необходимо обращать внимание и на прин-

Ципы, и на факты; уважать истину и действительность; избе-

Гать ослеплений фанатиков и ослепления практиков. Таков

Результат развития человеческого разума и общественного

Быта: с одной стороны, человеческий разум, возвышенный

И свободный, лучше понимает совокупность явлений, научил-

Ся обнимать одним взглядом и вводить в свои соображения

Все существующее; с другой стороны, общество усовершенст-

Вовалось до такой степени, что может быть поставлено лицом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.007 с.)