Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
Содержание книги
- В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
- А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
Маем римскую муниципальную систему и христианскую цер-
Ковь; их влияние сохранилось и доныне; мы находим следы
его во множестве современных учреждений и явлений, в на-
Ших руках тысяча средств распознать и объяснить их. Нра-
Вы же и общественный быт варваров почти совершенно ис-
Чезли, мы принуждены угадывать их по древнейшим истори-
Ческим памятникам или же усилиями нашего воображения.
Чтобы составить себе истинное представление о варваре,
Необходимо прежде всего вполне уразуметь следующие фак-
Ты: наслаждение личною независимостью, удовольствие са-
Мовластно распоряжаться своею свободою, своими силами,
Среди всех превратностей мира и жизни; прелесть деятель-
Ной жизни без труда, стремление к жизни, исполненной при-
Ключений, неожиданностей, перемен, опасностей, — таково
Чувство, преобладающее в варварах, такова нравственная по-
Требность, приводившая в движение эти массы людей. В на-
Стоящее время замкнутому среди нашего благоустроенного об-
Щества человеку трудно представить себе ту мощь, с какою это
Чувство действовало на варваров iv и v веков. В одном толь-
58
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ко сочинении можно найти правильную оценку его со всеми
проистекающими от него результатами, это — в ≪ Истории за-
воевания Англии норманнами ≫ Тьерри — единственная книга,
В которой побуждения, склонности, стремления, действую-
Щие в людях, общественный быт которых близок к варварству,
Прочувствованы и воспроизведены с истинно гомерическою
Верностью. Нигде вы не увидите с такою ясностью, что такое
Варвар и что такое жизнь варваров. Нечто подобное можно
Найти и в романах Купера, заимствованных из быта амери-
Канских дикарей, хотя, по моему мнению, они в этом отноше-
Нии гораздо ниже сочинения Тьерри, — в них меньше просто-
Ты и истины. В жизни американских дикарей, в их взаимных
Сношениях, в чувствах, владеющих ими, есть что-то напоми-
Нающее в известной степени нравы древних германцев. Без
Сомнения, картины в указанных мною сочинениях несколько
Идеализированы, несколько поэтичны, дурная сторона жизни
Варваров и их нравов изображена недостаточно резко. Я го-
Ворю не только о зле, которое причиняют эти нравы в об-
Щественном быте, но и о внутреннем, личном состоянии са-
Мого варвара. Труд Тьерри не может дать полного понятия
О всей грубости, материальности, заключавшейся в страстном
Стремлении варвара к личной независимости, о зверских ин-
Стинктах его, о его апатии, о его безудержности. Однако, вду-
Мываясь в самую сущность дела, мы убеждаемся, что страсть
К личной независимости, несмотря на всю примесь грубости,
Материализма, необузданного эгоизма, есть само по себе бла-
Городное чувство, почерпающее свою силу из нравственной
Природы человека: это — удовольствие сознавать себя чело-
веком, это — чувство личности, самостоятельности человече-
Ской в свободном ее развитии.
Вот это именно чувство и было внесено варварами в ев-
Ропейскую цивилизацию; оно не было известно ни римско-
Му миру, ни христианской церкви, ни большей части древних
Цивилизаций. Если вы и находите в древних цивилизациях
59
UKMzOS {TILYS
Свободу, то свободу политическую, свободу гражданина. Там
Человек заботится не о личной, но о гражданской своей сво-
Боде; он принадлежит к известному обществу, посвятил себя
Ему, готов пожертвовать ему собою. То же самое было и в хри-
Стианской церкви: и там господствовало чрезвычайно силь-
Но развитое чувство привязанности к христианской общи-
Не, преданности ее законам, живая потребность расширить
Ее владычество; или же религиозное чувство вызывало силь-
Ную реакцию человека против самого себя, своей души, внут-
Реннее стремление ограничить свою свободу и подчиниться
требованиям веры; но повторяю — чувство личной независи-
|