Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-

Поиск

Маем римскую муниципальную систему и христианскую цер-

Ковь; их влияние сохранилось и доныне; мы находим следы

его во множестве современных учреждений и явлений, в на-

Ших руках тысяча средств распознать и объяснить их. Нра-

Вы же и общественный быт варваров почти совершенно ис-

Чезли, мы принуждены угадывать их по древнейшим истори-

Ческим памятникам или же усилиями нашего воображения.

Чтобы составить себе истинное представление о варваре,

Необходимо прежде всего вполне уразуметь следующие фак-

Ты: наслаждение личною независимостью, удовольствие са-

Мовластно распоряжаться своею свободою, своими силами,

Среди всех превратностей мира и жизни; прелесть деятель-

Ной жизни без труда, стремление к жизни, исполненной при-

Ключений, неожиданностей, перемен, опасностей, — таково

Чувство, преобладающее в варварах, такова нравственная по-

Требность, приводившая в движение эти массы людей. В на-

Стоящее время замкнутому среди нашего благоустроенного об-

Щества человеку трудно представить себе ту мощь, с какою это

Чувство действовало на варваров iv и v веков. В одном толь-

58

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ко сочинении можно найти правильную оценку его со всеми

проистекающими от него результатами, это — в ≪ Истории за-

воевания Англии норманнами ≫ Тьерри — единственная книга,

В которой побуждения, склонности, стремления, действую-

Щие в людях, общественный быт которых близок к варварству,

Прочувствованы и воспроизведены с истинно гомерическою

Верностью. Нигде вы не увидите с такою ясностью, что такое

Варвар и что такое жизнь варваров. Нечто подобное можно

Найти и в романах Купера, заимствованных из быта амери-

Канских дикарей, хотя, по моему мнению, они в этом отноше-

Нии гораздо ниже сочинения Тьерри, — в них меньше просто-

Ты и истины. В жизни американских дикарей, в их взаимных

Сношениях, в чувствах, владеющих ими, есть что-то напоми-

Нающее в известной степени нравы древних германцев. Без

Сомнения, картины в указанных мною сочинениях несколько

Идеализированы, несколько поэтичны, дурная сторона жизни

Варваров и их нравов изображена недостаточно резко. Я го-

Ворю не только о зле, которое причиняют эти нравы в об-

Щественном быте, но и о внутреннем, личном состоянии са-

Мого варвара. Труд Тьерри не может дать полного понятия

О всей грубости, материальности, заключавшейся в страстном

Стремлении варвара к личной независимости, о зверских ин-

Стинктах его, о его апатии, о его безудержности. Однако, вду-

Мываясь в самую сущность дела, мы убеждаемся, что страсть

К личной независимости, несмотря на всю примесь грубости,

Материализма, необузданного эгоизма, есть само по себе бла-

Городное чувство, почерпающее свою силу из нравственной

Природы человека: это — удовольствие сознавать себя чело-

веком, это — чувство личности, самостоятельности человече-

Ской в свободном ее развитии.

Вот это именно чувство и было внесено варварами в ев-

Ропейскую цивилизацию; оно не было известно ни римско-

Му миру, ни христианской церкви, ни большей части древних

Цивилизаций. Если вы и находите в древних цивилизациях

59

UKMzOS {TILYS

Свободу, то свободу политическую, свободу гражданина. Там

Человек заботится не о личной, но о гражданской своей сво-

Боде; он принадлежит к известному обществу, посвятил себя

Ему, готов пожертвовать ему собою. То же самое было и в хри-

Стианской церкви: и там господствовало чрезвычайно силь-

Но развитое чувство привязанности к христианской общи-

Не, преданности ее законам, живая потребность расширить

Ее владычество; или же религиозное чувство вызывало силь-

Ную реакцию человека против самого себя, своей души, внут-

Реннее стремление ограничить свою свободу и подчиниться

требованиям веры; но повторяю — чувство личной независи-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.009 с.)