Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
Содержание книги
- В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
- А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
В Индии то же самое — почти исключительное господство тео-
Кратического принципа. У других народов встречается иная
Организация — господство касты завоевателей; принцип силы
Исключительно владычествует над обществом, предписывает
Ему законы, сообщает ему свой характер. Есть общества, слу-
жащие выражением демократического принципа, например,
Большая часть торговых республик, такие как Иония, Фини-
Кия и др. Одним словом, древние цивилизации носят на себе
замечательный отпечаток исключительности в учреждениях,
Нравах, идеях; всем управляет и все решает какая-нибудь одна,
Если не единственная, то по крайней мере безусловно преоб-
Ладающая сила.
Такое единство принципа и формы не всегда, однако, пре-
Обладало в цивилизации древних государств. Восходя к бо-
Лее отдаленным временам их истории, мы часто находим со-
Перничество тех различных сил, которые могут развиваться
В недрах общества. У египтян, этрусков, даже у греков каста
воинов, например, боролась с кастою жрецов, у других наро-
Дов — дух клана1 с духом свободных общин, аристократическая
Система с демократическою и проч. Но подобная борьба обык-
Новенно происходила в доисторические эпохи, история же
В собственном смысле слова сохранила о ней только смутное
Воспоминание. Иногда подобная борьба возникала и в позд-
Нейшие времена, но почти всегда быстро прекращалась. Одна
Из сил, боровшихся за власть, побеждала и нераздельно овла-
Клан — род, происходящий от одного родоначальника и сильно разросший-
Ся.
39
UKMzOS {TILYS
Девала обществом. Война постоянно оканчивалась, если не ис-
Ключительным, то по крайней мере преобладающим господ-
Ством какого-нибудь известного начала. В истории древних
Народов одновременное существование и соперничество раз-
Личных начал было не более как скоропроходящим кризисом,
Случайным явлением — отсюда поразительная простота в боль-
Шей части древних цивилизаций. Простота общественного на-
Чала иногда имела следствием необыкновенно быстрое разви-
тие, как, например, в Греции. Ни один народ не развивался
Так блистательно и в столь короткое время. Но после этого изу-
Мительного успеха, Греция вдруг является изнуренною и, хотя
Падение ее было медленнее, нежели возвышение, тем не менее
Оно совершилось с необыкновенною быстротою. Творческая
Сила в началах греческой цивилизации словно иссякла, а вза-
Мен ее не явилось никакого другого освежающего начала.
В Египте и в Индии единство цивилизации имело совер-
Шенно противоположный результат. Общество впало в со-
Стояние застоя. Простота обратилась в однообразие; государ-
Ство не разрушилось, общество продолжало свое существова-
Ние, но оставалось неподвижным и словно застыло. К той же
Самой причине должно отнести тиранический характер, про-
Являющийся в самых разнообразных формах во всех древних
Цивилизациях. Общество находилось во власти одной исклю-
Чительной силы, недопускавшей господства иной. Всякое чу-
Ждое ей стремление подвергалось преследованию. Господ-
Ствующий принцип никогда не допускал проявления и дейст-
Вия рядом с собою какого-либо другого начала.
Это единство цивилизации отразилось и в литературе,
В произведениях ума. Кто не просматривал памятников ин-
Дийской литературы, с недавнего времени распространив-
Шихся в Европе? Нельзя не признать, что все они носят один
И тот же характер. Они представляют как бы результат одного
И того же факта, выражение одной и той же идеи; религиоз-
Ные и нравственные сочинения, исторические предания, дра-
40
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Матическая поэзия, эпопея — все носит на себе один и тот же
Отпечаток; произведения разума отличаются тем же однообра-
зием, которое заметно в событиях и учреждениях. Даже в Гре-
Ции, среди всех богатств человеческого разума, господствует
|