Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
Содержание книги
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
- Ют свое призвание точно так же, как и полководцы. Итак, ду-
- Ребляющие всего чаще принудительную силу, успевают вообще
- Ным: первое, чтобы власть всегда находилась — по крайней мере
- Ствует каста. В известные эпохи и до известной степени про-
- Всех благородных стремлений человеческой природы. Этим
- Отличительным признаком европейской цивилизации. Кроме
Он чувствует в себе призвание преобразовать и внешний мир,
И общество, и самого себя, не отдавая себе даже отчета в по-
Требности, побуждающей его к тому. Варвары жаждали циви-
Лизации, не будучи способны восприять ее — скажем более —
Питая к ней ненависть, лишь только становилось ощутитель-
Ным ее влияние.
77
UKMzOS TLKTVS
Кроме того, уцелели еще довольно значительные обломки
Римской цивилизации. Имя империи, воспоминание об этом
Великом и славном обществе волновало людей, в особенности
Городских сенаторов, епископов, священников — всех тех, сан
Которых возник еще в римском мире. Между самими варвара-
Ми или их предками многие были свидетелями величия импе-
Рии, они служили в ее войсках, они покорили ее. Образ, имя
Римской цивилизации внушали им уважение; они чувствовали
Потребность подражать ей, воспроизвести ее, сохранить не-
Которые ее остатки. Вот еще причина, которая должна была
Выдвинуть их из описанного мною состояния варварства.
Была еще третья причина, ясно представляющаяся всякому:
Я говорю о христианской церкви. Церковь была благоустро-
Енным обществом со своими принципами, правилами, своим
Порядком управления; она чувствовала пламенное стремление
Распространить свое влияние, завоевать своих завоевателей.
Между христианами этой эпохи, в христианском духовенстве,
Были люди, размышлявшие о всех нравственных, политиче-
Ских вопросах, имевшие по всем предметам твердо установив-
Шиеся мнения, пламенные чувства, — люди исполненные жела-
Ния распространить эти мнения и чувства, доставить им пре-
Обладание. Усилия, употребленные христианскою церковью
В промежуток между v и x веками, чтобы приобрести влия-
Ние на внешний мир и устроить его по своему образцу, превос-
Ходят все то, что было сделано в этом направлении каким бы
То ни было другим обществом. Изучая в частности историю
Церкви, мы увидим, как много она пыталась сделать. Она, так
Сказать, со всех сторон нападала на варварство, чтобы, господ-
Ствуя над ним, цивилизовать его.
Наконец, четвертая причина цивилизации — причина,
Не подлежащая точной оценке, но тем не менее действитель-
Ная, — это появление великих людей. Никто не может сказать,
Почему в известную эпоху является великий человек, и на-
Сколько он участвует в развитии мира, — это тайна провиде-
78
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ния; но самый факт тем не менее существует. Есть люди, кото-
Рых поражает и возмущает вид анархии или застоя в обществе,
Которые восстают всей душою против законности этого факта
И чувствуют в себе непреодолимую потребность изменить его,
Внести в окружающий их мир некоторый порядок, нечто об-
Щее, правильное, прочное. Сила этих людей страшна, опасна,
Она часто обращается в тиранию, влечет за собою тысячи не-
Справедливостей и заблуждений, потому что ее сопровождают
Человеческие слабости; но при всем том она велика и спаси-
Тельна, потому что она приводит человеческий род в сильное
Движение, заставляет его сделать большой шаг вперед.
Эти различные причины, различные силы породили между
V и ix столетиями различные попытки вывести европейское
Общество из состояния варварства.
Первая из них — и хотя она не имела важных последствий,
Но ее нельзя не отметить, потому что она исходила от самих
Варваров, — это кодификация варварских законов. Между vi
И vii веками почти все законы варварских народов были об-
Лечены в письменную форму. До того времени это были лишь
Обычаи, которыми управлялись варвары до утверждения сво-
Его на развалинах Римской империи. Известны законы бур-
Гундцев, франков салических, франков рипуарских, вестго-
Тов, лангобардов, саксов, фризов, баварцев, алеманов и др.
Это было, очевидно, началом цивилизации, попыткою под-
Чинить общество власти общих и определенных принципов.
|