Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вать, что право руководить общественными явлениями, что

Поиск

Истинная законность введена во внешний мир. В изучаемую

Нами эпоху вы увидите силу и ложь, парящими над колыбелью

Королевской власти, аристократии, демократии, даже самой

Церкви, — и всюду вы увидите, как сила и ложь преобразовыва-

Ются могучим воздействием времени, как право и истина за-

Воевывают себе место в цивилизации. Вот это-то проникно-

Вение права и истины в общественный строй и выработало

Мало-помалу идею политической законности, этим именно пу-

Тем она и установилась в современной цивилизации.

Когда таким образом идею законности в различные эпохи

Пытались превратить в знамя абсолютной власти, то всегда ис-

Кажали ее истинное происхождение. Она не исключительна,

Не принадлежит никому в особенности и рождается всюду, где

Только развивается право. Политическая законность соединя-

Ется с свободою точно так же, как и с силою, с правами лич-

Ными, как и с условиями, при которых действует обществен-

Ная власть. Мы найдем эту идею в самых противоположных

Общественных устройствах: в феодальной системе, в общинах

Фландрии и Германии, в итальянских республиках, в монархи-

Ях. Приступая к изучению европейской цивилизации, мы не-

Обходимо должны были вполне усвоить себе это свойство, об-

Щее всем ее элементам.

Второй факт, ясно обнаруживающийся из совокупности

Притязаний, о которых я говорил в начале этой лекции, это

Истинный характер эпохи, которую обыкновенно называют

Варварскою. Каждый из элементов европейской цивилиза-

Ции претендует, что он владел в эту эпоху Европою; отсюда

Ясно, что ни одному из них не принадлежало в ней исключи-

Тельное господство. Не нужно больших усилий, чтобы заме-

Тить преобладание какой-нибудь формы общественного уст-

Ройства. До x столетия мы без колебания признаем господ-

Ство феодализма; столь же решительно мы можем утверждать,

Что в xvii веке преобладающим принципом был принцип мо-

70

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Нархический; изучая фландрские общины и итальянские рес-

Публики, мы тотчас же провозгласим господство демократиче-

Ского принципа. Если в обществе действительно господству-

Ет какое-нибудь начало, то оно ни в каком случае не может

Остаться незамеченным. Спор, возникающий между различ-

Ными элементами европейской цивилизации о том, которо-

Му из них принадлежал перевес при самом зарождении ее,

Доказывает, что все они существовали единовременно и что

Ни один из них не преобладал настолько, чтобы придать об-

Ществу свою форму, свое имя.

Таков в действительности характер варварской эпохи. Этот

Хаос всех элементов, младенчество всех систем, всеобщий бес-

Порядок, среди которого самая борьба не отличалась ни сис-

Тематичностью, ни постоянством. Рассматривая обществен-

Ный быт этой эпохи со всех сторон, я мог бы показать вам, что

В нем не представляется ни одного факта, ни одного принци-

Па, сколько-нибудь установившегося. Я ограничусь двумя глав-

Ными пунктами: состоянием человека и состоянием учрежде-

Ний; этого будет достаточно, чтобы набросать картину всего

Общества.

В рассматриваемую эпоху встречается четыре класса лю-

Дей: 1) свободные люди, т. е. те, которые не знали над собою

Никакого начальника или патрона, которые с полною свобо-

Дою распоряжались собою и своим имуществом, не имея ника-

Ких обязательных отношений к другому человеку; 2) ленники,

Верные, анструстионы и др., связанные сначала отношения-

Ми дружинника к предводителю, затем отношениями вассала

К сюзерену, т. е. к человеку, которому они обязаны были служ-

Бою взамен уступленных им земель или какого-либо другого

Дара; 3) вольноотпущенники; 4) рабы.

Были ли эти классы резко разграничены между собою?

Люди, однажды вступившие в один из них, оставались ли в нем

Всегда? Взаимные отношения различных классов были ли хотя



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.14.48 (0.009 с.)