Вать, что право руководить общественными явлениями, что
Содержание книги
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
- Ют свое призвание точно так же, как и полководцы. Итак, ду-
- Ребляющие всего чаще принудительную силу, успевают вообще
Истинная законность введена во внешний мир. В изучаемую
Нами эпоху вы увидите силу и ложь, парящими над колыбелью
Королевской власти, аристократии, демократии, даже самой
Церкви, — и всюду вы увидите, как сила и ложь преобразовыва-
Ются могучим воздействием времени, как право и истина за-
Воевывают себе место в цивилизации. Вот это-то проникно-
Вение права и истины в общественный строй и выработало
Мало-помалу идею политической законности, этим именно пу-
Тем она и установилась в современной цивилизации.
Когда таким образом идею законности в различные эпохи
Пытались превратить в знамя абсолютной власти, то всегда ис-
Кажали ее истинное происхождение. Она не исключительна,
Не принадлежит никому в особенности и рождается всюду, где
Только развивается право. Политическая законность соединя-
Ется с свободою точно так же, как и с силою, с правами лич-
Ными, как и с условиями, при которых действует обществен-
Ная власть. Мы найдем эту идею в самых противоположных
Общественных устройствах: в феодальной системе, в общинах
Фландрии и Германии, в итальянских республиках, в монархи-
Ях. Приступая к изучению европейской цивилизации, мы не-
Обходимо должны были вполне усвоить себе это свойство, об-
Щее всем ее элементам.
Второй факт, ясно обнаруживающийся из совокупности
Притязаний, о которых я говорил в начале этой лекции, это
Истинный характер эпохи, которую обыкновенно называют
Варварскою. Каждый из элементов европейской цивилиза-
Ции претендует, что он владел в эту эпоху Европою; отсюда
Ясно, что ни одному из них не принадлежало в ней исключи-
Тельное господство. Не нужно больших усилий, чтобы заме-
Тить преобладание какой-нибудь формы общественного уст-
Ройства. До x столетия мы без колебания признаем господ-
Ство феодализма; столь же решительно мы можем утверждать,
Что в xvii веке преобладающим принципом был принцип мо-
70
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Нархический; изучая фландрские общины и итальянские рес-
Публики, мы тотчас же провозгласим господство демократиче-
Ского принципа. Если в обществе действительно господству-
Ет какое-нибудь начало, то оно ни в каком случае не может
Остаться незамеченным. Спор, возникающий между различ-
Ными элементами европейской цивилизации о том, которо-
Му из них принадлежал перевес при самом зарождении ее,
Доказывает, что все они существовали единовременно и что
Ни один из них не преобладал настолько, чтобы придать об-
Ществу свою форму, свое имя.
Таков в действительности характер варварской эпохи. Этот
Хаос всех элементов, младенчество всех систем, всеобщий бес-
Порядок, среди которого самая борьба не отличалась ни сис-
Тематичностью, ни постоянством. Рассматривая обществен-
Ный быт этой эпохи со всех сторон, я мог бы показать вам, что
В нем не представляется ни одного факта, ни одного принци-
Па, сколько-нибудь установившегося. Я ограничусь двумя глав-
Ными пунктами: состоянием человека и состоянием учрежде-
Ний; этого будет достаточно, чтобы набросать картину всего
Общества.
В рассматриваемую эпоху встречается четыре класса лю-
Дей: 1) свободные люди, т. е. те, которые не знали над собою
Никакого начальника или патрона, которые с полною свобо-
Дою распоряжались собою и своим имуществом, не имея ника-
Ких обязательных отношений к другому человеку; 2) ленники,
Верные, анструстионы и др., связанные сначала отношения-
Ми дружинника к предводителю, затем отношениями вассала
К сюзерену, т. е. к человеку, которому они обязаны были служ-
Бою взамен уступленных им земель или какого-либо другого
Дара; 3) вольноотпущенники; 4) рабы.
Были ли эти классы резко разграничены между собою?
Люди, однажды вступившие в один из них, оставались ли в нем
Всегда? Взаимные отношения различных классов были ли хотя
|