Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
Содержание книги
- А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
- Ют свое призвание точно так же, как и полководцы. Итак, ду-
Утверждались одною только силою и установлялись не имея
Никаких на то прав, кроме силы. Каждая власть очевидно ну-
Ждается еще в чем-то другом. Власть установляется вследствие
Известных общественных потребностей, известного отноше-
Ния к состоянию общества, к его правам и убеждениям. Но
Нельзя не признать, что сила оскверняла колыбель всех вла-
Стей этого мира, какого бы они ни были рода и характера.
Никто, однако, не хочет признать за общественною вла-
Стью такого происхождения, его отвергают все без исключе-
Ния; ни одна из общественных властей не хочет считать себя
Произведением силы. Непреодолимый инстинкт внушает пра-
Вительствам, что сила не есть основа права и что, происходя
От одной только силы, они никогда не могли бы заимствовать
от нее свои права. Вот почему каждая система восклицает: ≪ Я
Старше всех, я существовала ранее прочих и на основании
Иных начал; общество принадлежало мне еще раньше того со-
Стояния насилия и борьбы, в котором вы меня встречаете; за-
Конность была на моей стороне, но меня насильственно ли-
шили моих прав ≫.
Один этот факт уже доказывает, что сила не есть основа-
Ние политической законности, утверждающейся на совершен-
Но ином начале. Что означает, в самом деле, такое формаль-
Ное отрицание силы всеми системами? Оно означает, что есть
Другая законность, настоящий источник всех остальных: за-
Конность разума, справедливости, права; с нею все системы
По необходимости хотят связать свое происхождение. Не же-
Лая признавать своею колыбелью грубую силу, они присваи-
Вают себе во имя давности другие, совершенно различные
Между собою права. Таким образом отличительный характер
Политической законности есть отрицание силы как источни-
Ка власти, стремление соединиться с нравственною идеею,
С нравственною силою, с идеею права, справедливости, разу-
68
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Ма. Вот основной элемент, из которого постепенно развился
Принцип политической законности.
Процесс этого развития был следующий: сила господству-
Ет при возникновении всякого правительства, всякого обще-
Ства, но время идет и время изменяет продукт силы, исправ-
Ляет его уже тем одним, что общество продолжает существо-
Вать и что оно состоит из людей. Человек носит в самом себе
Некоторые идеи порядка, справедливости, разумности и не-
Которую потребность дать им преобладание, ввести их в окру-
Жающие явления; он беспрерывно трудится над этим, и если
Общественный быт, среди которого он живет, не разрушает-
Ся, то труд его не пропадает даром. Человек, являясь орудием
Провидения, вносит разум, нравственность, законность в ок-
Ружающий его мир.
Независимо от человеческого труда, нельзя не признать су-
Ществования божественного закона, сходного с тем, который
Управляет материальным миром; на основании этого закона
Существование общества невозможно без известной меры по-
Рядка, разумности и справедливости. Из самого факта суще-
Ствования общества можно заключить, что оно не вполне ли-
Шено того элемента разумности, истины, справедливости, ко-
Торый один дает жизнь обществам. Если, вдобавок, общество
Развивается, становится сильнее, могущественнее, если ус-
Ловия общественной жизни с каждым днем прививаются все
Большему и большему числу людей, — то это значит, что в обще-
Ство вводится постепенно все более и более разумности, спра-
Ведливости, права, и что все общественные явления мало-по-
малу начинают сообразовываться с требованиями истинной
Законности.
Таким образом идея политической законности проникает
В мир, в умы людей. Основанием, первоначальным источни-
Ком ее служит — по крайней мере в известной степени — нрав-
ственная законность, справедливость, разумность, истина;
Потом она утверждается временем; человек приучается созна-
69
UKMzOS TLKTVS
|