Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,



Ex terra magnum alterius spectare laborem2.

Мы даже можем без гордости сказать о себе то, что говорит Соснел у Гомера:

Возблагодарим небо за то, что мы гораздо лучше наших предков.

Будем, однако, осторожны. Не следует слишком увлекаться сознанием своего счастья и превосходства, иначе нам грозят две большие опасности: гордость и леность. Мы можем сделаться слишком доверчивыми к могуществу и успехам человеческого разума, к той степени просвещения, которой мы достигли, и, наслаждаясь своим настоящим положением, утратить способность к дальнейшей деятельности. Я не знаю, поражает ли это вас так же сильно, как меня; но мне кажется, что Приятно, когда ветер вздымает морские волны, с твердой земли смотреть

На великую работу. мы постоянно колеблемся между двумя противоположностями: нас огорчают мелочи, а с другой стороны, мы мелочами же удовлетворяемся. В желаниях наших, в мыслях, в воображении мы до крайности впечатлительны, требовательны и безгранично честолюбивы; но когда дело доходит до действительной жизни, когда для достижения цели необходимы жертвы

И усилия, мы устаем и опускаем руки. Мы упадаем духом почти так же легко, как нетерпеливо желаем чего-нибудь. Остережемся же от того и другого. Привыкнем соразмерять наши желания с тем, что нам могут дать наши силы, знания, наши средства, и будем домогаться лишь того, что может быть при-

Обретено законно, справедливо, правильно, с уважением тех основ, на которые опирается самая цивилизация. Иногда мы, кажется, готовы снова возвратиться к началам варварской Европы: к грубой силе, наглости, обману, столь обыкновенным явлениям четыре — пять веков тому назад. Но даже и уступив этому искушению, мы не находим в себе ни упорства, ни дикой энергии людей того времени, которые много страдали и,

недовольные своим положением, постоянно стремились выйти из него.  Мы довольны своим положением, не будем же рис ковать им ради смутных желаний, время осуществления которых еще не настало. Нам много дано, с нас много и спросится; мы должны будем отдать потомству строгий отчет в своей деятельности; общество и правительство — теперь одинаково

Подлежат исследованию, отчету, ответственности. Станем же твердо и неуклонно держаться начал нашей цивилизации: правосудия, законности, гласности, свободы, никогда не забывая, что если мы справедливо требуем, чтобы ничего не было

скрыто от нас, то сами находимся на виду всего света, который и нас в свою очередь подвергнет допросу и суду.__

ЛЕКЦИЯ ВТОРАЯ

Исключительность древней цивилизации. — Разнообразие современной цивилизации. — Ее превосходство над древнею. — Состояние Европы в эпоху падения Римской империи. — Преобладание городов. — Попытка политической реформы, произведенная императорами. — Рескрипт Гонория и Феодосия. — Могущество империи. — Христианская церковь. — Различные стадии, пройденные ею в V веке. — Духовенство, занимающее муниципальные должности. — Хорошее и дурное влияние церкви. — Варвары. — Внесение ими в мир чувства личной независимости и преданности человека человеку. — Обзор элементов цивилизации в начале V века.

В предыдущей лекции я старался объяснить факт цивилизации вообще, не касаясь никакой цивилизации в отдельности, не обращая внимания на обстоятельства времени и места, рассматривая факт в нем самом, с точки зрения чисто философской. Теперь мы займемся собственно европейскою цивилизациею;

Но мне хотелось бы прежде всего показать вам в общих чертах ее особенности; мне хотелось бы представить ее так ясно,

Чтобы она явилась вполне отличною от всех других цивилизаций в мире. Попытаюсь исполнить это желание, ограничиваясь по необходимости общими положениями. Мне бы следовало обрисовать пред вами европейское общество с такою точностью, чтобы вы тотчас могли узнать его, словно по портрету; но я не смею надеяться достигнуть этой цели.

Вдумываясь в цивилизации, предшествовавшие европейской, — в Азии ли, или в других странах, не исключая даже Греции и Рима, — нельзя не обратить внимания на господствовавшее единство. Все они словно вытекают из одного известного

начала, из одной идеи; словно все общество находилось во власти одного принципа, преобладавшего в нем, определившего его учреждения, нравы, верованья, словом, все стороны

его развития. В Египте, например, целым обществом владел принцип теократический; он проявляется в нравах, в па-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.004 с.)