Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
Содержание книги
- В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
- А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
Мится вперед все быстрее и быстрее, потому что свобода все
Более и более расчищает ей дорогу; тогда как в других циви-
Лизациях исключительное господство или по крайней мере
Чрезмерное преобладание одного начала, одной формы все-
Гда порождало тиранию; в современной Европе разнообразие
Элементов общественного устройства и невозможность их вза-
Имного уничтожения были причиною той свободы, которая
Достигнута в настоящее время. Различные начала, не имея воз-
Можности уничтожить одно другое, принуждены были волей-
Неволей существовать совместно и примирились путем ком-
Промиссов. Каждое из них ограничилось тою ролью в ходе
Развития, которая приходилась ему по праву; повторяем: то-
Гда как в других странах господство одного начала порождало
Тиранию, в Европе результатом разнообразия и постоянной
Борьбы элементов цивилизации явилась свобода.
В этом состоит истинное, неизмеримое превосходство.
Если мы пойдем еще далее, и, игнорируя внешние факты, об-
Ратимся к самой сущности дела, то должны будем сознаться,
Что такое превосходство вполне естественно и законно, что
Его санкционирует разум, что оно вытекает из фактов. Забыв
На время европейскую цивилизацию, взглянем вообще на мир,
На общий ход явлений, совершающихся на земном шаре. В чем
Их особенность? Как они совершаются? Они совершаются
Именно среди бесконечного разнообразия воздействий, сре-
Ди вечной борьбы, подобную которой мы замечаем в европей-
Ской цивилизации. Никакое исключительное начало, ника-
Кая особая организация, никакая идея, никакая частная сила,
Очевидно, не владеет миром, не организовала его раз навсегда
По известному шаблону, не изгнала из него все другие стрем-
Ления, не завоевала себе исключительного господства в нем.
Различные силы, начала, системы смешиваются, ограничива-
Ют друг друга, находятся в непрерывной борьбе, то возвыша-
43
UKMzOS {TILYS
Ясь, то упадая, но никогда не оставаясь вполне победителями
Или побежденными. В этом именно бесконечном разнообра-
Зии форм, идей, начал, в их соперничестве, в их стремлении
К известному единству, к идеалу, который никогда, может быть,
Не будет достигнут, но к которому путем труда и свободы веч-
Но будет стремиться человеческий род — в этом именно и со-
Стоит мировой процесс. Следовательно, европейская цивили-
Зация есть точное изображение этого процесса; в ней точно
Так же нет ни односторонности, ни исключительности, ни за-
Стоя. Впервые, кажется, цивилизация явилась чуждою всякой
Исключительности, впервые развилась она столь же пыш-
Но, разнообразно и деятельно, как сама Вселенная. Европей-
Ская цивилизация приближается, если можно так выразить-
Ся, к вечной истине, к предначертаниям провидения. В этом
Заключается ее неизмеримое превосходство над всеми други-
Ми цивилизациями. Весьма желательно, чтобы во все продол-
Жение этого курса вы постоянно имели в виду этот основной,
Отличительный характер европейской цивилизации. Пока
Я только указываю на него; доказательства будут представле-
Ны в ходе дальнейшего изложения, положения мои, однако,
Значительно подтвердятся уже тем, что мы в самой колыбели
Европейской цивилизации найдем причины и зародыши тех
Свойств, которые я приписал ей, что мы в самый момент ее
Возникновения, именно в момент падения западной Римской
Империи, найдем в состоянии мира, во всех явлениях, содейст-
вовавших образованию европейской цивилизации, исходную
Точку того бурного, но плодотворного разнообразия, которым
Она отличается. Я приступаю к этому исследованию. Я рассмот-
Рю состояние Европы в эпоху падения Римской империи и по-
стараюсь найти в учреждениях, верованьях, чувствах, идеях те
Элементы, которые древний мир завещал новому. Если мы уже
В этих элементах заметим отпечаток вышеописанного харак-
|