Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
Содержание книги
- В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
- А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
Основанной единственно на убеждениях, верованьях и чувст-
Вах, среди преобладания грубой силы, тяготевшего в то время
Над обществом. Не будь христианской церкви, весь мир под-
Пал бы чисто материальной силе. Одна церковь обладала си-
Лою нравственною. Она поддерживала идею нравственного
режима, закона, стоящего выше всех человеческих законов;
Она проповедывала то необходимое для блага человечества ве-
Рование, что над всеми человеческими законами стоит закон,
Который, смотря по времени и нравам, называется то разу-
Мом, то божественным правом, но который везде и всегда под
Разными именами остается одним и тем же законом.
Наконец, церковь положила начало великому делу разделе-
Ния властей духовной и светской. Это разделение есть источ-
Ник свободы совести; оно исходит из того же начала, которое
Служит основанием свободы совести в самом строгом и обшир-
Ном смысле слова. Разделение властей основано на той идее,
56
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Что материальная сила не имеет ни права, ни влияния на умы,
Убеждения, истину. Оно прямо вытекает из различия, устано-
Вившегося между миром мысли и миром действия, миром внут-
Ренних и миром внешних фактов. Таким образом принцип сво-
Боды совести, за который Европа так долго боролась, столько
Страдала, который так поздно восторжествовал, часто вопреки
Воле духовенства, — этот принцип под именем отделения свет-
Ской власти от духовной существовал в самой колыбели евро-
Пейской цивилизации; он был введен в нее и поддерживался
Христианскою церковью, вынужденною к тому своим тогдаш-
Ним положением, необходимостью защищаться против варвар-
Ства. Установление нравственного влияния, поддержание бо-
Жественного закона и отделение светской власти от духовной —
Вот три великих благодеяния, которые христианская церковь
Оказала в v веке европейскому миру.
Но и тогда уже не все стороны влияния церкви были одина-
Ково благотворны для общества. Уже и в v веке проявляются
В церкви некоторые дурные начала, игравшие большую роль
В развитии нашей цивилизации. Так, в недрах ее уже в то вре-
Мя начинало преобладать отделение правителей от управляе-
Мых, стремление сделать первых независимыми от послед-
Них, предписывать управляемым законы, овладеть их умами
и жизнью, игнорируя требования свободного разума и свобод-
Ной воли. Кроме того, церковь старалась утвердить во всем
Обществе теократическое начало, присвоить себе светскую
Власть, исключительное господство. Не достигая в этом успе-
Ха, она соединилась со светскими властителями и поддержи-
Вала, в ущерб свободе подданных, абсолютную власть для того,
Чтобы получить участие в ней.
Таковы главные элементы цивилизации, доставшиеся Евро-
Пе в начале v столетия как от церкви, так и от империи. В та-
Ком положении нашли варвары римский мир, когда они завла-
Дели им. Следовательно, для ближайшего знакомства со всеми
Элементами, соединившимися и смешавшимися в колыбели на-
57
UKMzOS {TILYS
Шей цивилизации, нам остается только изучить самих варва-
Ров. Конечно, нам нет никакой надобности излагать здесь ис-
Торию варваров. Мы знаем, что в ту эпоху завоеватели империи
Происходили почти все из одного и того же племени — герман-
Ского, за исключением нескольких славянских народов. Кро-
Ме того, мы знаем, что все они стояли почти на одной и той же
Степени цивилизации. Между ними могло быть некоторое раз-
Личие, смотря по тому, часто ли они находились в соприкос-
новении с римским миром. Так, например, нет сомнения, что
Племя готов было более развито, отличалось более мягкими
Нравами, чем племя франков. Но различия эти, рассматривае-
Мые с общей точки зрения, не имеют никакого значения.
Нам важно знать в общих чертах состояние обществен-
Ного быта у варваров, но в настоящее время весьма трудно
|