Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
Содержание книги
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
- Ют свое призвание точно так же, как и полководцы. Итак, ду-
- Ребляющие всего чаще принудительную силу, успевают вообще
- Ным: первое, чтобы власть всегда находилась — по крайней мере
71
UKMzOS TLKTVS
Станно видите, как свободные люди оставляют свое положе-
Ние, поступают к кому-нибудь на службу, получают какой-либо
Дар и переходят в класс ленников, а иные нисходят даже до сте-
Пени рабов. С другой стороны, ленники стараются освободить-
Ся от своего патрона, сделаться независимыми и возвратиться
В класс людей свободных. Повсюду движение, непрерывный
Переход из одного сословия в другое, общее замешательство,
Непрочность во взаимных отношениях общественных сосло-
Вий. Ни один человек не остается в одном и том же положении,
Ни одно положение не остается неизменным.
То же самое относится к собственности. Вы знаете, что
В то время существовала собственность аллодиальная, или
Вполне свободная, и собственность бенефициальная, или об-
Ремененная известными обязательствами в отношении к выс-
Шему лицу; вам известны объяснения, с помощью которых
Пытались подвести под точную и определенную систему соб-
Ственность второго рода: утверждали, что сначала бенефи-
Ции давались на определенное число лет, потом пожизненно,
И что наконец они сделались наследственными. Тщетные по-
Пытки: все эти способы владения существовали одновремен-
Но, друг подле друга; в одно и то же время встречаются бене-
Фиции срочные, пожизненные, наследственные; одна и та же
Земля в несколько лет проходит через все эти различные со-
Стояния. В положении земель такое же отсутствие единства
И прочности, как и в положении людей. Повсюду чувствуется
Трудный переход от бродячей жизни к оседлой, от личных от-
Ношений к вещественным, т. е. сложным личным и имущест-
Венным отношениям; в этом переходном периоде все смутно,
Индивидуально, беспорядочно.
В учреждениях та же неустойчивость, тот же хаос. Три сис-
темы учреждений существуют друг подле друга: королевская
власть, аристократические учреждения, или взаимный па-
тронат людей и земель, и свободные учреждения, т. е. совеща-
Тельные собрания свободных людей. Ни одна из этих систем
72
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Не владеет обществом, не преобладает над ним. Свободные уч-
Реждения существуют, но лица, имеющие право участвовать
В собраниях, редко и неохотно собираются. Столь же беспо-
Рядочно отправление господского (сеньорального) суда. Ко-
Ролевская власть — самое простое, легко определяемое учре-
Ждение — не имеет никакого определенного характера, оно
Представляет смешение принципов избирательного и наслед-
Ственного: иногда сын наследует отцу, иногда избирается один
Из членов семейства, иногда, наконец, избирательный прин-
Цип проявляется в своем простейшем, чистом виде — посредст-
Вом избрания какого-нибудь дальнего родственника или даже
Чужеземца. Ни в одной системе не найдете вы прочности оп-
ределенности; все учреждения, все общественные положения
Существуют одновременно, беспрестанно смешиваются между
Собою и изменяют друг друга.
В государствах господствует та же подвижность: они соз-
Даются и уничтожаются, соединяются и разъединяются. Нет
Ни границ, ни правительств, ни народов. Повсеместное сме-
Шение положений, принципов, фактов, рас, языков — такова
Варварская Европа.
В каких же пределах заключена эта странная эпоха? Начало
Ее отмечено весьма ясно — оно совпадает с падением Римской
Империи. Но где она оканчивается? Чтобы ответить на этот
Вопрос, необходимо понять, откуда проистекал такой обще-
Ственный строй, в чем состояли причины варварства. Мне
Кажется, что главных причин было две: одна материальная,
Внешняя, заключающаяся в ходе событий; другая — нравствен-
Ная, внутренняя, зависевшая от природы самого человека.
Материальная причина — это продолжение переселения на-
Родов. Не следует думать, что нашествие варваров прекрати-
Лось в v веке. Римская империя пала, и на ее развалинах ос-
|