Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
меняли свое местопребывание, теснили, давили друг друга; Не могло установиться ничего прочного; повсюду возобнов- Лялась бродячая жизнь. Между различными государствами су- Ществовало, конечно, в этом отношении некоторое различие. В Германии хаос был больше, чем в остальной Европе, — Гер- 75 UKMzOS TLKTVS Мания была центром движения, Франция волновалась боль- Ше, нежели Италия, но общество нигде не могло установиться, Успокоиться: варварство продолжалось повсюду и по той же Самой причине, которая положила ему начало. Вот в чем состояла материальная причина тогдашнего по- Ложения Европы, причина, коренившаяся в самом ходе собы- Тий. Теперь перейдем к другой, не менее важной причине — Причине нравственной, заключавшейся во внутренней при- Роде человека. Каковы бы ни были внешние события, мир создается пре- Имущественно самим человеком; от его чувств, идей, нравст- Венных и умственных наклонностей зависит устройство и дви- Жение мира; от его внутреннего состояния зависит и состоя- Ние общества. При каких же условиях люди могут основать Сколько-нибудь устойчивое, правильное общество? Они, оче- Видно, должны иметь известное число идей, которые по об- Ширности своей соответствовали бы такому обществу, при- Менялись бы к его потребностям и отношениям. Необходи- Мо, кроме того, чтобы эти идеи были распространены среди Большинства членов общества и чтобы они имели некото- Рую власть над их действиями и волею. Ясно, что если люди Не имеют идей, выходящих за пределы их личного существо- Вания, если их умственный кругозор ограничивается только Собственною личностью, если они преданы случайностям сво- Их страстей и своей воли, если у них нет известного числа об- Щих понятий и чувств, которые их соединяют, ясно, говорю я, Что такие люди не могут образовать общество; каждое отдель- Ное лицо будет причиной смут и раздоров в том союзе, в ко- Торый оно вступило. Там, где личность господствует почти безусловно, где чело-
Век сообразуется только с самим собою, где идеи его не про- Стираются дальше его самого, он послушен только собствен- Ным страстям, там общество (т. е. общество сколько-нибудь Обширное и устойчивое) невозможно. Таково было в рассмат- 76 X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K Риваемую нами эпоху нравственное состояние завоевателей Европы. В предыдущей беседе я заметил, что мы обязаны гер- Манцам могучим чувством личной свободы, индивидуально- Сти человека. Но в состоянии крайней грубости и невежест- Ва чувство это есть не что иное, как эгоизм во всей зверской Необузданности. В таком виде является оно у германцев от v До viii века. Германец заботился только о своих собственных Интересах, своих страстях, о своей воле; каким же образом Мог бы он примениться к чему-нибудь, похожему на общест- во? Были попытки ввести германцев в общественную жизнь; Они сами пытались вступить в нее, но тотчас же оставляли ее, Вследствие своей непредусмотрительности, недостатка благо- Разумия или преобладания диких страстей. Стремление обще- ства к образованию, к благоустройству постоянно встречало Противодействие в самом человеке, в отсутствии нравствен- Ных условий общественного быта. Таковы были два главных условия варварского состояния Европы. Пока они существовали, существовало и варварство; Посмотрим, как и когда они прекратились. Усилия Европы Были направлены к выходу из этого состояния. Желание ос- Таваться в нем было бы противно природе человека, хотя бы Его падение произошло и по собственной его вине. Как бы он Ни был груб, невежествен, предан личным интересам и стра- Стям, в нем есть голос, инстинкт, говорящий ему, что он соз- Дан для иной жизни, что он имеет иную силу, иное назначение. Среди беспорядка его преследует и мучит неодолимое влече- Ние к порядку и прогрессу. Под игом самого слепого эгоиз-
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.006 с.) |