Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно



меняли свое местопребывание, теснили, давили друг друга;

Не могло установиться ничего прочного; повсюду возобнов-

Лялась бродячая жизнь. Между различными государствами су-

Ществовало, конечно, в этом отношении некоторое различие.

В Германии хаос был больше, чем в остальной Европе, — Гер-

75

UKMzOS TLKTVS

Мания была центром движения, Франция волновалась боль-

Ше, нежели Италия, но общество нигде не могло установиться,

Успокоиться: варварство продолжалось повсюду и по той же

Самой причине, которая положила ему начало.

Вот в чем состояла материальная причина тогдашнего по-

Ложения Европы, причина, коренившаяся в самом ходе собы-

Тий. Теперь перейдем к другой, не менее важной причине —

Причине нравственной, заключавшейся во внутренней при-

Роде человека.

Каковы бы ни были внешние события, мир создается пре-

Имущественно самим человеком; от его чувств, идей, нравст-

Венных и умственных наклонностей зависит устройство и дви-

Жение мира; от его внутреннего состояния зависит и состоя-

Ние общества. При каких же условиях люди могут основать

Сколько-нибудь устойчивое, правильное общество? Они, оче-

Видно, должны иметь известное число идей, которые по об-

Ширности своей соответствовали бы такому обществу, при-

Менялись бы к его потребностям и отношениям. Необходи-

Мо, кроме того, чтобы эти идеи были распространены среди

Большинства членов общества и чтобы они имели некото-

Рую власть над их действиями и волею. Ясно, что если люди

Не имеют идей, выходящих за пределы их личного существо-

Вания, если их умственный кругозор ограничивается только

Собственною личностью, если они преданы случайностям сво-

Их страстей и своей воли, если у них нет известного числа об-

Щих понятий и чувств, которые их соединяют, ясно, говорю я,

Что такие люди не могут образовать общество; каждое отдель-

Ное лицо будет причиной смут и раздоров в том союзе, в ко-

Торый оно вступило.

Там, где личность господствует почти безусловно, где чело-

Век сообразуется только с самим собою, где идеи его не про-

Стираются дальше его самого, он послушен только собствен-

Ным страстям, там общество (т. е. общество сколько-нибудь

Обширное и устойчивое) невозможно. Таково было в рассмат-

76

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Риваемую нами эпоху нравственное состояние завоевателей

Европы. В предыдущей беседе я заметил, что мы обязаны гер-

Манцам могучим чувством личной свободы, индивидуально-

Сти человека. Но в состоянии крайней грубости и невежест-

Ва чувство это есть не что иное, как эгоизм во всей зверской

Необузданности. В таком виде является оно у германцев от v

До viii века. Германец заботился только о своих собственных

Интересах, своих страстях, о своей воле; каким же образом

Мог бы он примениться к чему-нибудь, похожему на общест-

во? Были попытки ввести германцев в общественную жизнь;

Они сами пытались вступить в нее, но тотчас же оставляли ее,

Вследствие своей непредусмотрительности, недостатка благо-

Разумия или преобладания диких страстей. Стремление обще-

ства к образованию, к благоустройству постоянно встречало

Противодействие в самом человеке, в отсутствии нравствен-

Ных условий общественного быта.

Таковы были два главных условия варварского состояния

Европы. Пока они существовали, существовало и варварство;

Посмотрим, как и когда они прекратились. Усилия Европы

Были направлены к выходу из этого состояния. Желание ос-

Таваться в нем было бы противно природе человека, хотя бы

Его падение произошло и по собственной его вине. Как бы он

Ни был груб, невежествен, предан личным интересам и стра-

Стям, в нем есть голос, инстинкт, говорящий ему, что он соз-

Дан для иной жизни, что он имеет иную силу, иное назначение.

Среди беспорядка его преследует и мучит неодолимое влече-

Ние к порядку и прогрессу. Под игом самого слепого эгоиз-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.006 с.)